Проблемы типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Исходя из поставленной цели сформулированы, следующие основные задачи:
- Изучить теоретические основы типологии государства;
- Дать анализ существующим концепциям типологии государства;
- Осуществить правовой анализ типов государства;

Файлы: 1 файл

курсовик типология гос-ва.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Признаки государства  в узком смысле.

Во-первых, это определенная организация, существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В научной и учебной литературе государство обычно определяется через такое понятие, как «организация». Однако это понятие имеет несколько смысловых значений, что необходимо учитывать при определении государства и выделении его признаков, дабы избежать возможных недоразумений и двусмысленностей. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества. В обществе, особенно современном, существуют и функционируют самые различные организации, одной из которых является государство (государство в узком смысле).

Во-вторых, это политическая организация, организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Как уже было отмечено, государство - не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых связана с политикой. Но государство - это особая политическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций и которые выделяют государство из их среды.

В-третьих, государство - это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения и состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления, а также принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

В-четвертых, государство - это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т.е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Только в отдельных, весьма редко встречающихся случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, в порядке референдума).

В-пятых, государство - это территориальная организация. Ее территориальный характер выражается прежде всего в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Кроме того, само государство оформляется по территориальному принципу. Территория страны в целях надлежащего управления подразделяется, как правило, на определенные части, административно-территориальные единицы (департаменты, графства, края, области, районы, города и т.д.), в рамках которых создаются и функционируют соответствующие органы государства. Поэтому практически каждое государство имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (например, местные органы).

В-шестых, государство - это суверенная организация, т.е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти состоит в том, что государство - это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями. Разумеется, эта независимость не является абсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.

Государственный суверенитет  не следует отождествлять с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Под суверенитетом народа понимается верховенство и самостоятельность народа в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики и т.д.). Суверенитет же нации означает полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В-седьмых, государство - это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это свойственно любой публичной власти, в том числе и государственной. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части (например, каким-либо классам или социальным группам). [12, 108].

В-восьмых, государство - это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются  с населения страны и действующих  на ее территории хозяйственных и  некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Итак, государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-террито-риальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Завершая вопрос о понятии государства, необходимо подчеркнуть, что в теории государства и права это понятие  используется обычно в узком смысле, когда под государством подразумевается  обозначенная выше политическая организация.

Глава 2. Правовые основы типологии  государства: понятие и функции

2.1 Сущность типов государства

Типология - разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства - это вид государства. Вид, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов. [20, 143].

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права.

Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место  в теории государства и права, так как дает возможность более  полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности  их возникновения и эволюции, увидеть  естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

Сущность государства как общественного  явления представляет собой, образно  говоря, многогранный стержень, который  состоит из множества взаимосвязанных  внутренних и внешних сторон, придающих  ему качественную определённость универсальной  управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает  его объективную необходимость  в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться  без государства. Рассмотрение определённых экономических и социальных закономерностей  возникновения и функционирования государства главным образом  с классовых позиций позволил, как считали основоположники  марксизма-ленинизма, дать «универсальное»  определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государства, в том числе и  современные.

Сущность государства - достаточно стабильная категория. Это не означает стабильности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства - содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться. [16, 179].

До определённого времени эти  изменения могут не обнаруживать себя, и только по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности прочего качества и  содержательной наполнености.

Так, вначале возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной  науки, имело своей сущностью  представлять и выражать интересы всего  общества. И лишь только после того, как отдельные социальные группы и слои уяснили уникальность государственной организации общества и попытались использовать её в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было выражено мнение, что сущность государства  является составной частью его понятия  «профессор А. Б. Венгеров, профессор  В.Н.Протасов». По-другому говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Сущностью государства  определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Тем не менее, сущность - самостоятельная категория, обобщающая основные проявления государственной власти, в том числе её социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились  два основных подхода к толкованию сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход характерен марксистскому пониманию государства, которое рассматривается, как классовая организация тех, кто стоит у власти и исполняет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса. [14, 201].

Надо отметить, что основатели марксистского  учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой  организацией политической власти, осуществляет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его  членов. К этому относятся оборона  страны, поддержание общественного  порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоёв  населения. Тем не менее данное положение  марксистской теории, вносящее серьёзное  уточнение в понимание сущности государства, не получила развития и  было забыто.

Говоря о марксистском подходе  к сущности государства, можно отметить, что характеристика государства  как средство насилия, подавления, принуждения  использовалась исключительно в  отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов  большинства населения». В действительности во всех бывших социалистических странах  государство проявляло и проводило  в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной  подавления инакомыслящих.

Второй подход берёт  за основу общесоциальную сущность государства. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять всё общество, решать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Так как любое общество состоит  из различных групп и слоёв  населения, которые часто имеют  противоположные и даже враждебные потребности и интересы, государство  обязано всеми имеющимися в его  распоряжении средствами устранять  конфликты, основываясь в первую очередь на средства соглашения и  компромисса. Компромисс способен устранить  противостояние групп и слоёв  населения и предполагает демократические  средства управления общества взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает очевидными достоинствами по сравнению  с первым подходом (классовым).

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он указывает на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчёркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество до настоящего времени не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой разумности самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и причин, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире. [15, 115].

Эти два противоположных подхода  к пониманию сущности государства  не исключают друг друга. В юридической  литературе сложилось мнение о двойственной природе сущности государства. В  ней присутствуют начала так называемой классовости, то есть стремления выражать волю тех социальных сил, интересы которых  они представляют. Тогда не было бы ожесточённой борьбы за овладение  государственной властью, и значительной приверженности современного государства  общечеловеческим идеалам.

Следовательно, обе характеристики свойственны сущности любого государства, но принцип того или другого начала не одинаков в различных государствах на разных этапах их развития. Это объясняется  множеством факторов, среди которых  главную роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны.

Кроме двух основных подходов к толкованию сущности государства существуют религиозный, национальный, расовый и другие подходы.

В целом можно сказать, что сущность конкретного государства многоаспектна  и не сводится только к классовым  и общесоциальным началам.

Информация о работе Проблемы типологии государства