Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 15:41, курсовая работа
Актуальность исследования. Конституция РФ 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина. Она закрепила новый политический и экономический строй России. С ее принятием, провозглашением в отечественном законодательстве приоритета норм международного права остро встала необходимость реформирования многих законов, которые действовали ранее на территории РСФСР. Реформирование коснулось различных отраслей права, в том числе и семейного. К наиболее существенным изменениям последних лет в семейном законодательстве относятся во многом новые подходы в регулировании алиментных отношений между членами семьи.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика алиментных обязательств 7
1.1 Понятие и основания возникновения алиментных обязательств 7
1.2 Виды исполнительных документов по алиментным обязательствам 11
Глава 2. Особенности исполнения судебных актов, вытекающие из алиментных отношений 16
2.1.Общий порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов 16
2.2. Особенности рассмотрения вопросов по алиментным обязательствам 27
2.3. Ответственность в алиментных обязательствах, розыск должника 34
Глава 3. Проблемы в сфере алиментных правоотношений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
2.2. Особенности определения
Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяется в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации, то есть ежемесячно в размере на одного ребенка – 1/4, на двух детей – 1/3, на трех и более детей 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Суд вправе уменьшить или увеличить размер этих долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 120 СК РФ выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижению ребенком совершеннолетия.
Следовательно, по достижении одним ребенком совершеннолетия выплата алиментов в размере приходящейся на него доли должна быть прекращена.
Поскольку ст. 81 СК РФ установлен размер алиментов в долях к заработку и доходам должника в зависимости от количества детей, то изменение размера доли происходит в силу закона.
Данное положение прямо предусмотрено законом. В связи с чем, ни судебному приставу-исполнителю, ни самому должнику не требуется обращаться в суд для уменьшения размера доли, взыскиваемой с должника, поскольку указанный размер доли установлен законом.
В случае, когда должник или взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с просьбой о взыскании алиментов в твердой денежной сумме, а по решению суда они взысканы в процентах, размер которых указан в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно разрешить этот вопрос, поскольку речь идет об изменении размера и формы взыскания. В этом случае заинтересованной стороне должно быть разъяснено его право, обратиться за разрешением этого вопроса в суд.
Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа (ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда удержание алиментов, на основании исполнительного документа не производились по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного трехлетнего срока (п. 2 ст. 107 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов, исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
При определении задолженности
по алиментам судебный пристав-исполнитель
выносит постановление о расчете задолженности
по алиментам. Судебный
пристав-исполнитель принимая во внимание
обстоятельства по конкретному исполнительному
производству, вносит в постановление
о расчете задолженности по алиментам
необходимые сведения, производит расчет
с учетом не рабочих, а календарных дней,
указывает расчет задолженности по месяцам
и (или) по дням (если подлежат уплате алименты
за несколько дней, например с 1 по 18 марта
2014 года , производит расчет за 18 дней месяца),
указывает размер средней заработной
платы в Российской Федерации и (или) минимальный
размер оплаты труда на момент расчета
задолженности. Сторонам исполнительного
производства должно быть ясно, почему
в постановлении о расчёте задолженности
по алиментам появилась та или иная итоговая
сумма12.
Копия постановления о расчете задолженности по алиментам не позднее следующего дня, после его вынесения, вручается под роспись должнику и взыскателю.
Если же должник (или взыскатель) не согласен с расчетом задолженности, судебный пристав-исполнитель должен разъяснить ему его право обращения в суд для обжалования действий судебного пристав-исполнителя и право требовать либо освобождения его от уплаты задолженности, либо – изменения ее размера. Так же если задолженность образовалась в связи с болезнью должника или по другим уважительным причинам, судебный пристав-исполнитель обязан разъяснить должнику его право обратиться в суд с иском об освобождении его полностью или частично от уплаты образовавшейся задолженности. При этом суд, убедившись в наличии названных уважительных причин, а также в том, что материальное и семейное положение не дает должнику возможности погасить образовавшуюся задолженность, вправе освободить должника от ее уплаты полностью или частично (п. 2 ст. 114 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. «з» ч. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 18.07.1996 № 841, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Вместе с тем, следует отметить, что согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 23.07.2008 №03-11-02/82 и от 14.10.2008 № 03-11-04/3/461 налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход(ЕНВД), представляемая в налоговые органы, не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности, так как декларируемый доход является вмененным, а не фактически полученным индивидуальным предпринимателем. Данный способ определения дохода предусмотрен для целей исчисления и уплаты суммы ЕНВД и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка13.
Однако, согласно приказом Минтруда России, Минфина России Минобрнауки России от 29 ноября 2013 г. N 703н/112н/1294 определены документы, подтверждающие доход индивидуальных предпринимателей, таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке14.
Такое неоднозначное толкование закона на практике создает сложности при расчете задолженности по алиментам, по – моему мнению декларируемый доход является вмененным и не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности.
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 454, 485, 486 ГК РФ взыскание не может быть обращено на доходы, полученные от продажи объектов недвижимости, автомобиля, акций, которые не носят характер систематического извлечения прибыли.
В соответствии со ст.ст. 454, 485, 486 ГК РФ денежная сумма, передаваемая покупателем продавцу вещи, является платой за продаваемую вещь.
Исходя из правового смысла к доходам, перечисленным в пп.«о» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996, и полученным по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, относятся только доходы от выполнения работ и оказания услуг в широком смысле слова (подряд, перевозка, аренда, поручение, возмездное оказание услуг). Доходы, полученные в результате совершения сделки купли-продажи имущества, под действие пп. «о» п. 2 Перечня не подпадают, в связи с чем обязанность уплаты алиментов с данного вида дохода отсутствует.
Исходя из содержания и смысла ст. 81 СК РФ, определяющей размер алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу, в основе принципа отнесения доходов в разряд алиментооблагаемых лежит их периодичность. При отсутствии таковой алименты на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 83 СК РФ взыскиваются с родителей в твердой денежной сумме, при уплате которых вид или характер получаемого родителями дохода значения не имеет.
Таким образом, обязанность уплаты алиментов с дохода, полученного по договору купли-продажи имущества при отсутствии периодичности его получения, отсутствует.
В соответствии со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии со ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» РФ: ”Если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты».
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.
При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление, а лица, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обязаны издать приказ (распоряжение)
При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.
Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает, что розыск должника-гражданина по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, осуществляется судебным приставом-исполнителем.
Качество работы ФССП России, связанной с розыском должников, постоянно повышается. Федеральной службой судебных приставов ведется сбор информации о платежеспособности должников.
К примеру, информация о расходах, произведенных должником с момента возбуждения исполнительного производства за пользование услугами сотовой связи или на оплату услуг по перевозке авиационным и иным транспортом, может иметь решающее значение при рассмотрении вопроса о привлечении должника к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ. Фиксация мест поездок также может являться ориентиром для планирования дальнейших розыскных мероприятий.
Сегодня приставы направляют запросы в следующие организации: в банки (возможно, у должника есть счета и вклады, заключенные договоры кредитования); в бюро кредитных историй на предмет предоставления информации о должнике как о субъекте кредитных историй; в компании, осуществляющие перевозки авиационным и железнодорожным транспортом (для сбора и анализа информации о периодичности перемещения должника и затраченных им денежных средствах на приобретение проездных билетов); в страховые компании (здесь интересна информация о заключенных договорах страхования имущества, в том числе подлежащего государственной регистрации (объекты недвижимого имущества, автотранспорт), суммах страхового взноса и страхового возмещения в случае наступления страхового случая.
Имеется опыт получения информации у операторов сотовой связи о наличии договоров на оказание услуг сотовой связи, номеров мобильных телефонов, денежных средств, затраченных должником на пользование данной услугой.
Прорабатывается возможность получения информации в поликлиниках, больницах и иных учреждениях здравоохранения на предмет постановки должника на учет в таком учреждении, установления адреса фактического проживания должника. В крупных Интернет - магазинах, антикварных салонах, гипер- и супермаркетах, салонах продаж автомобилей, мебельных салонах, клубах коллекционеров планируется получать информацию о клиентах и покупателях, осуществляющих оплату товара по безналичному расчету (кредитные, дебетовые пластиковые карты), а также о должниках, приобретающих товар в кредит. Также в праве запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, правда, их услуги должен будет оплатить сам взыскатель15, а для производства розыска должника-гражданина также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации. Направлять запросы в ГИБДД МВД по УР о наличии транспортных средств, на которых задерживался должник, установление собственников автомобилей. При получении информации о наличии или использовании должником транспортного средства направить запросы в организации осуществляющие ремонт и гарантийное обслуживание транспортных средств.
Информация о работе Проблемы в сфере алиментных правоотношений