Проблемы в сфере алиментных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Конституция РФ 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина. Она закрепила новый политический и экономический строй России. С ее принятием, провозглашением в отечественном законодательстве приоритета норм международного права остро встала необходимость реформирования многих законов, которые действовали ранее на территории РСФСР. Реформирование коснулось различных отраслей права, в том числе и семейного. К наиболее существенным изменениям последних лет в семейном законодательстве относятся во многом новые подходы в регулировании алиментных отношений между членами семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Общая характеристика алиментных обязательств 7
1.1 Понятие и основания возникновения алиментных обязательств 7
1.2 Виды исполнительных документов по алиментным обязательствам 11
Глава 2. Особенности исполнения судебных актов, вытекающие из алиментных отношений 16
2.1.Общий порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов 16
2.2. Особенности рассмотрения вопросов по алиментным обязательствам 27
2.3. Ответственность в алиментных обязательствах, розыск должника 34
Глава 3. Проблемы в сфере алиментных правоотношений 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

3диплом Правовое регулирование и исполнение судебных и иных актов о взыскании алиментных платежей.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

При получении из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, а также иных организаций сведений о должнике, его имуществе, судебный пристав осуществляющий розыск в течение трех дней проводит анализ полученной информации с целью уточнения направлений розыска и повышению его эффективности.

Если разыскиваемый должник обнаруживается на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации по месту обнаружения должника организует незамедлительное направление сообщения об этом в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска.

При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск.

Постановление о розыске должника либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, и подлежит немедленному исполнению. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об объявлении розыска или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

Решение о розыске должника принимается судебным приставом-исполнителем после проведения всех необходимых мероприятий по обнаружению должника: выхода по его месту регистрации или фактического проживания, опроса соседей и родственников, направления запросов.

Государство, устанавливая нормы семейного права, определяет вид и меру  должного поведения (действия или бездействия) участников алиментных правоотношений. Для того, чтобы не было нарушено субъективное право одной стороны на получение содержания, другая сторона должна исполнить юридическую обязанность – предоставить такое содержание. Таким образом, государство предписывает своим гражданам необходимость определенного поведения в алиментных  правоотношениях, устанавливает требования, нарушение которых может быть пресечено и обеспечено с помощью мер государственного принуждения (принуждения к исполнению норм права).

Семейный кодекс Российской Федерации возлагает на участников правоотношений личные и имущественные обязанности. Но где есть обязанности, там должны быть предусмотрены и санкции за неправомерное поведение членов семьи.16

В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Уклонение родителей от содержания детей или детей от содержания нетрудоспособных родителей ухудшает условия их жизни, влияет на состояние здоровья, нарушает нормальное развитие несовершеннолетних или нормальное существование нетрудоспособных родителей.

Законодательством предусмотрено три вида ответственности за ненадлежащее исполнение алиментных обязательств и нарушения в сфере алиментных правоотношений: имущественная, исполнительная, уголовная.

Имущественная ответственность выражается в уплате неустойки и возмещении убытков.

Субъектами имущественной ответственности могут выступать должник и организация-работодатель17.

Взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

Законодатель установил имущественные санкции за неисполнение алиментных обязательств, в частности, п. 2 ст. 115 Семейного кодекса Российской Федерации  предусматривает размер законной неустойки за неуплату алиментов по решению суда в размере 0,5 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Основное назначение неустойки как способа обеспечения исполнения обязательства – действенное побуждение к добровольному, добросовестному исполнению возложенной обязанности.

Этот размер может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения плательщика. При виновном образовании задолженности на обязанное лицо можно возложить ответственность и в форме возмещения убытков, правда, не в полном объеме, а в части, не покрытой неустойкой, что также будет побуждать уплатить алименты своевременно (превентивная функция юридической ответственности) и в большей степени защищать права получателя. Взыскание убытков, причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств, возможно только в судебном порядке, поскольку факт причинения убытков необходимо доказывать и давать ему правовую оценку, что возможно только в суде.

Вместе с тем, такая ответственность не может быть возложена на плательщика алиментов, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой зарплаты, задержкой или неправильным начислением алиментных сумм и т.п.

Субъектами исполнительной (административной) ответственности, могут также являться сам должник или организация-работодатель. Административная ответственность в данном случае наступает в виде ответственности за нарушения в сфере исполнительного производства. Эта ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей 18.

Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

      В связи  с неисполнением исполнительного  документа в добровольном порядке  у должника возникают дополнительные  имущественные обременения (помимо  уплаты неустойки и возмещения  убытков), которые также можно  считать мерой ответственности, в частности, ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает уплату исполнительского сбора за возбуждение стадии исполнительного производства и совершение принудительных исполнительных действий.    

     Субъектом уголовной ответственности в сфере алиментных правоотношений выступает должник. Уголовная ответственность является крайней и самой строгой мерой ответственности за нарушение алиментных обязательств, она установлена ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 Основанием для привлечения должника к уголовной ответственности будет выступать критерий злостности.19

Под злостностью по сложившейся правовой практике применительно к данной статье  Уголовного кодекса Российской Федерации понимается наличие задолженности свыше 4 месяцев, сокрытие и частая смена жительства, неявка по неоднократным вызовам судебного пристава-исполнителя, объявление розыска должника, представление фиктивных документов, ложных сведений о доходах или другие обманные действия.

Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются несовершеннолетние дети и усыновленные, а также нетрудоспособные дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста. Уклонение родителей от уплаты по решению суда алиментов на содержание детей может выражаться как в прямом отказе от выполнения судебного акта, так и в фактической неуплате в связи с изменением места жительства, места работы, сокрытием действительных доходов от коммерческой или интеллектуальной деятельности. Субъектом преступления являются родители и усыновители.

   Интересен зарубежный опыт обеспечения действенности механизма принудительного исполнения обязанности  по содержанию несовершеннолетних детей. Так, например, в арсенале американских органов, ведающих исполнением судебных решений, существует такая мера, как ограничение или лишение должника определенного законом права. Наиболее эффективным считается приостановление действия (отзыв) водительских прав. Например, в штате Мэриленд, как и во многих других штатах, применение практики отзыва водительских прав как способа исполнения алиментного обязательства, этим не исчерпывается. Так, должник, чья профессиональная деятельность осуществляется на основе специальной лицензии (например, врачи, юристы, архитекторы, преподаватели) рискует своей лицензией,  которая может быть отозвана при неисполнении им обязанности по выплате сумм, причитающихся на содержание несовершеннолетних детей. Более того, в штате Мичиган лица, имеющие задолженность по выплатам этой категории, не вправе рассчитывать на получение специальных разрешений на охоту, рыбалку, занятия различными видами водного спорта20.  

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Проблемы, связанные с исполнением решений о взыскании алиментов.

Проблемы, связанные с исполнением решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, супругов, родителей и других членов семьи, для России не новые, можно сказать, что они перешли к нам «по наследству» с советских времен. В недавнем прошлом, в конце 80-х гг., в СССР судебным исполнителям передавалось примерно 4 млн. исполнительных листов о взыскании алиментов ежегодно, при этом росло число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, а также число разыскиваемых родителей21. Сегодня, как и тридцать пять лет назад, перед судебными приставами-исполнителями стоит множество проблем, связанных с исполнением решений о взыскании алиментов.

Во-первых, основной причиной является отсутствие места работы, вызванное безработицей. Должников по данной категории дел условно следует разделить на две категории: тех, кто действительно не может найти работу, и тех, кто фактически работает, но официально не оформлен. В отношении должников первой категории замечу, что невозможность найти работу зачастую продиктована отсутствием самого желания работать. На сегодняшний  день Конституцией РФ в ст. 37 закреплено, что принудительный труд запрещен, поэтому обязать должника устроиться на работу и применить санкции за неисполнение требований судебный пристав-исполнитель не вправе. Однако часто встречаются случаи, когда лицо фактически работает, но отношения между работником и работодателем трудовым договором не оформлены. Таким образом, должник имеет возможность долгое время предъявлять судебному приставу-исполнителю трудовую книжку, где отсутствует запись о месте работы, а выяснить, на какие доходы живет должник, не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.

На сегодняшний день приходится констатировать, что в некоторых ситуациях быть безработным более выгодно, чем работающим.

Согласно ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации  в случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в период, когда оно было обязано уплачивать алименты, не работало или если не будут предоставлены документы, подтверждающие его заработок или иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Следовательно должник, если он не работает или скрывает свое место работы, должен выплачивать алименты исходя из средней заработной платы по Российской Федерации. Но на сегодняшний день уровень средней заработной платы в различных регионах неодинаков. Следовательно, в тех регионах, где заработная плата значительно превышает заработную плату по Российской Федерации, быть безработным или скрывать реальный доход выгодно. Но что касается регионов, где уровень заработной платы довольно низок, определенная судебным приставом-исполнителем задолженность будет значительно превышать реальные доходы должника. На этом фоне возникает иная, не менее значимая проблема, когда должники имеют очень низкий официальный заработок. На сегодняшний день работодатели идут по пути, когда сотрудники (а это в первую очередь касается частных фирм) оформлены на минимальные оклады от 5965 руб., а фактически получают в десять – двадцать раз больше. Таким образом, возникает ситуация, когда место работы должника установлено, исполнительное производство окончено, копия исполнительного документа направлена по месту работы, а через несколько месяцев от взыскателя поступает жалоба, что он получает мизерные алименты, в то время как материальное благосостояние должника постоянно растет и даже иногда оплата за сотовый телефон превышает в 10 раз его официальную заработную плату. При проверке, производимой судебным приставом-исполнителем, никаких нарушений не выявляется. Возможно, стоит в данном случае привлекать аудиторов с целью проверки бухгалтерии организации для выявления фактического заработка.

Информация о работе Проблемы в сфере алиментных правоотношений