Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и анализ практики в сфере ответственности за причинения вреда незаконными действиями органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Задачами исследования являются: изучение и анализ действующего законодательства в данной сфере, рассмотрение механизма возмещения ущерба за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, выявление основных проблем и внесение предложений по их устранению.
При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
Правовая регламентация ответственности……………………………………6
Общие основания ответственности…………………………………………...11
Специальные основания ответственности……………………………………18
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
Порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда……21
Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами в ходе уголовного судопроизводства………………………………………………..29
Компенсация расходов на представителя……………………………………30
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
3.1 Недостатки в работе следственных органов РФ, выявленные Европейским судом по правам человека………………………………………………………34
3.2 Рекомендации Европейского суда по правам человека по совершенствованию реализации прав пострадавших……………………….36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………43
Таким образом, в силу указанных норм возмещается вред в случаях, когда противоправное поведение публично-правового субъекта имеет специальный характер. Эта специальная конструкция заключается в ответственности без вины. В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГКРФ в перечисленных случаях вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. При этом в ГКРФ указывается, что порядок возмещения вреда в таких случаях устанавливается федеральным законом. В настоящее время такого закона не существует и порядок возмещения определяется общими положениями о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГКРФ).
Прямо не предусмотренные законом виды незаконных действий/решений, в результате которых возможно возмещение вреда (п. 2 ст. 1070 ГК РФ)
Специфика положений, содержащихся в п. 2 ст. 1070 ГКРФ сводится к тому, что возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, производится по принципу вины. При этом наиболее важной проблемой правоприменения является вопрос о вине судьи в случаях причинения вреда при осуществлении правосудия. В соответствии с п. 2 ст. 1070 ГКРФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Конституционный cуд РФ высказал свою позицию по поводу данной нормы.17 Как отмечает Конституционный cуд РФ, Гражданским кодексом РФ в качестве общего основания ответственности за причинение вреда предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064), т. е. по общему правилу бремя доказывания отсутствия вины возлагается на причинителя вреда. Положение п. 2 ст. 1070 ГКРФ является исключением из этого правила: в предусмотренном им случае не действует презумпция виновности причинителя вреда, вина которого устанавливается в уголовном судопроизводстве, т. е. за пределами производства по иску о возмещении вреда. Такое специальное условие ответственности за вред, причиненный при осуществлении правосудия, как отмечено в названном постановлении, связано с особенностями функционирования судебной власти, закрепленными Конституцией РФ (гл. 7) и конкретизированными процессуальным законодательством (состязательность процесса, значительная свобода судейского усмотрения и др.), а также с особым порядком ревизии актов судебной власти. Производство по пересмотру судебных решений, а следовательно, оценка их законности и обоснованности осуществляются в специальных, установленных процессуальным законодательством процедурах — посредством рассмотрения дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Пересмотр судебного решения посредством судебного разбирательства по иску гражданина о возмещении вреда, причиненного при осуществлении правосудия, фактически сводился бы к оценке законности действий суда (судьи) в связи с принятым актом, т. е. означал бы еще одну процедуру проверки законности и обоснованности уже состоявшегося судебного решения и, более того, создавал бы возможность замены по выбору заинтересованного лица установленных процедур проверки судебных решений их оспариванием путем предъявления деликтных исков.
2 ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
2.1 Порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, характеризуется следующими правилами, имеющими общее и специфическое содержание.
1. Ущерб гражданину, причиненный
ему в сфере уголовного
2. Этот ущерб подлежит возмещению
независимо от вины должностного лица,
совершившего действие, причинившее вред
гражданину (ст. 1070 ГК).
3. Причиненный уголовно-процессуальными
действиями ущерб возмещается гражданину
за счет государства, то есть за счет, как
правило, казны Российской Федерации,
а в случаях, указанных в законе, также
за счет казны субъекта Российской Федерации
или казны муниципального образования.
Рассматриваемый ущерб не возмещается
за счет сметы расходов государственных
органов, осуществляющих уголовное судопроизводство,
либо личных средств их должностных лиц.
4. Государство вправе возместить понесенные
расходы в связи с возмещением ущерба
гражданину, взыскав их с конкретного
должностного лица государственного органа,
в порядке регрессного иска при условии
наличия его вины, установленной приговором
суда, вступившим в законную силу (ст. 1081
ГК).
5. Достаточно обширный, однако исчерпывающий
перечень видов возмещаемого государством
ущерба изложен в ст. 2 Положения «О порядке
возмещения ущерба, причиненного гражданину
незаконными действиями органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры
и суда». Возмещению подлежат:
а) заработок и другие трудовые доходы,
являющиеся основным источником средств
существования гражданина, которых он
лишился в результате незаконных действий.
В связи с переходом к рыночным отношениям
следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, «под другими трудовыми доходами»
в современный период следует понимать
все легально полученные доходы, в том
числе и от предпринимательской деятельности.
Во-вторых, поскольку вред от незаконных
действий органов, осуществляющих уголовное
судопроизводство, возмещается в полном
объеме (ст. 1070 ГК), постольку государство
должно возмещать не только реальный ущерб,
но и упущенную выгоду (ст. 15 ГК);
б) пенсия или пособие, выплата которых
была приостановлена в связи с незаконным
лишением свободы;
в) имущество (в том числе деньги,
денежные вклады и проценты на них, облигации
государственных займов и выпавшие на
них выигрыши, иные ценности), конфискованное
или обращенное в доход государства судом
либо изъятое органами дознания или предварительного
следствия, а также имущество, на которое
наложен арест;
г) штрафы, взысканные во исполнение приговора
суда; судебные издержки и иные суммы,
выплаченные гражданином в связи с незаконными
действиями. Под «иными суммами» в силу
полного возмещения вреда следует понимать
расходы, связанные с исполнением удовлетворенного
гражданского иска, вынужденным наймом
жилья и т. п.;
д) суммы, выплаченные гражданином юридической
консультации за оказание юридической
помощи.
Этот перечень следует дополнить компенсацией морального вреда. В соответствии со ст. 1000 ГК компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Под моральным вредом понимают нравственные или физические страдания, причиненные действиями (или бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения либо в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право на авторство и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права граждан.
Моральный вред, например, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с:
Кроме ущерба имущественного и морального характера Положение «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» предусматривает устранение негативных последствий незаконных действий в сфере уголовного процесса, которые непосредственно не поддаются денежному выражению. В частности, производится восстановление трудовых, жилищных прав, возвращение государственных наград, воинских, специальных и иных званий и т. п.
6. При наличии процессуального
основания к возмещению вреда
(постановления о прекращении
дела или оправдательного
7. При возникновении сложностей в определении размера ущерба в виде заработка или других доходов, выплаченных штрафов, судебных издержек или иных сумм, оплаты юридической помощи заинтересованные лица вправе в течение шести месяцев со дня получения указанного выше извещения обратиться в соответствующее учреждение с требованием об определении размера ущерба и принятии решения, обязывающего надлежащий государственный орган возместить ущерб. К заинтересованным лицам относятся реабилитированный, а в случае его смерти — наследники или иждивенцы, а по вопросам восстановления чести и доброго имени реабилитированного — его родственники.
Требование об определении
размера ущерба, подлежащего возмещению,
предъявляется:
а) при прекращении уголовного дела органом
дознания или следователем, входящими
в системы МВД, ФСБ, ФСНП РФ, — в соответствующие
управления (министерства) субъекта Российской
Федерации;
б) при прекращении уголовного дела органами
дознания, не входящими в системы МВД,
ФСБ и ФСНП РФ, или следователем прокуратуры
— в прокуратуру субъекта Российской
Федерации;
в) при прекращении дела органами дознания,
входящими в структуру центрального аппарата
МВД, ФСБ и ФСНП РФ, и следователями Следственного
комитета МВД РФ, соответствующих подразделений
ФСБ РФ и ФСНП РФ, а равно следователями
Генеральной прокуратуры РФ — соответственно
в МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ, Генеральную прокуратуру
РФ;
г) при постановлении оправдательного
приговора или прекращении дела судом
любой инстанции — в суд, который рассмотрел
дело в качестве суда первой инстанции.
8. После обращения гражданина
с требованием соответствующий
орган обязан в течение одного
месяца определить размер
9. В случае несогласия
с расчетом размера ущерба, подлежащего
возмещению, или иными положениями
постановления
10. Если требования
11. В зависимости от
характера возмещаемого ущерба
восстановление прав и
Особенности восстановления прав лиц, подвергшихся политическим репрессиям.
Основаниями восстановления прав репрессированных являются лишение или ограничение прав и свобод по политическим мотивам.
Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде: