Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и анализ практики в сфере ответственности за причинения вреда незаконными действиями органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Задачами исследования являются: изучение и анализ действующего законодательства в данной сфере, рассмотрение механизма возмещения ущерба за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, выявление основных проблем и внесение предложений по их устранению.
При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
Правовая регламентация ответственности……………………………………6
Общие основания ответственности…………………………………………...11
Специальные основания ответственности……………………………………18
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
Порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда……21
Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами в ходе уголовного судопроизводства………………………………………………..29
Компенсация расходов на представителя……………………………………30
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
3.1 Недостатки в работе следственных органов РФ, выявленные Европейским судом по правам человека………………………………………………………34
3.2 Рекомендации Европейского суда по правам человека по совершенствованию реализации прав пострадавших……………………….36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………43
Производство по восстановлению прав жертв политических репрессий может быть начато как по их инициативе, так и по инициативе правоохранительных органов.
Это производство включает
в себя:
а) установление факта репрессии по политическим
мотивам:
б) при положительном решении
вопроса указанные органы выдают
заинтересованным лицам справку
о реабилитации. Она является правовым
основанием для восстановления нарушенных
прав;
в) отказ органов внутренних дел в выдаче
справки о реабилитации может быть обжалован
в суд, который рассматривает жалобу в
порядке гражданского судопроизводства;
г) отказ органов прокуратуры в выдаче
справки о реабилитации влечет за собой
направление дела с отрицательным отзывом
в суд, который рассматривает это дело
в порядке судебного надзора. По результатам
судебного заседания суд либо вручает
жертве репрессий справку о реабилитации,
либо выносит определение (постановление)
об отказе в выдаче справки.
Пределы восстановления прав репрессированных в целом определяются положениями ст. 1070 ГК. Однако в возмещение заработка им выплачивается компенсация из расчета три четверти минимального размера оплаты труда за каждый месяц незаконного лишения свободы или нахождения в психиатрическом учреждении, но не более ста таких размеров оплаты труда.
Выплаты производятся местными органами социальной защиты населения.
Кроме восстановления в правах
и возмещения вреда или выплаты
компенсации государство
2.2 Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами в ходе уголовного судопроизводства
Согласно
п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса от
имени казны Российской
Главными
распорядителями средств
бюджета в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г.
№ 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»18 выступает МВД России.
В соответствии с п. 3 ст. 125 ГКРФ обязанность действовать от имени казны может быть возложена и на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В случае
возникновения спора о
Указанные
разъяснения необходимо
п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса, т. е. в качестве ответчика по делу должна выступать Российская Федерация в лице главного распорядителя средств федерального бюджета.20 При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно, в первую очередь, производиться за счет средств соответствующего бюджета. И только при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.21 В решениях судам следует указывать, что сумма возмещения взыскивается за счет государственной казны Российской Федерации.22
2.3 Компенсация расходов на представителя
Еще один
вопрос, который возникает
утратившего ныне силу АПКРФ от 5 мая 1995 г., полагаем, что сформулированная Конституционным судом РФ правовая позиция может быть применима и в настоящее время. Суть данной правовой позиции состоит в следующем. Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12 ГКРФ). В п. 1 ст. 15 ГКРФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в ст. 16 — обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом,
гражданским законодательством
установлены дополнительные
от незаконных действий (бездействия)
органов государственной
Понятие убытков раскрывается в п. 2 ст. 15 ГКРФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Законодатель
не установил каких-либо
Регулируя основания, условия и порядок возмещения убытков, в том числе путем обеспечения возмещения расходов, понесенных на восстановление нарушенного права, оспариваемые статьи реализуют, кроме того, закрепленный в Конституции РФ принцип охраны права частной собственности законом (ст. 35, ч. 1) и обеспечивают конституционные гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48, ч. 1).
Кроме того, согласно подп. 5 п. 7 Инструкции по применению положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда подлежат возмещению и суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи. Решением Верховного суда РФ от 5 апреля 2004 г.№ ГКПИ 03—13832 пункт 7 признан недействующим и не подлежащим применению в части, ограничивающей право на полное возмещение убытков. В обоснование суд привел доводы, согласно которым возмещение ущерба по п. 7 указанной инструкции является ограниченным, поскольку предусматривает возможность возмещения только указанных в нем видов и является исчерпывающим, без компенсации морального вреда, упущенной выгоды, что противоречит п. 1 ст. 1064, ст. 1069, п. 1 ст. 1070 ГКРФ и ч. 1 ст. 133 УПКРФ, согласно которым возмещение вреда должно производиться в полном объеме, а срок, установленный п. 10 Инструкции, в течение которого право на возмещение ущерба ограничено сроком обращения в шесть месяцев, противоречит ст. 196, п. 1 ст. 197 ГКРФ. Таким образом, законодатель не предусматривает запрета на компенсацию расходов на представителя, что позволяет заявлять соответствующее требование в исковом заявлении.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
3.1 Недостатки в работе следственных органов РФ, выявленные Европейским судом по правам человека
Анализ
постановлений Европейского
1) после отмены постановления
об отказе в возбуждении
2) следователи делают
выводы, что жалобы предполагаемых
пострадавших не нашли
предпринимают необходимых действий по проверке жалоб;24
3) следователи не дают
правового анализа и оценки
доказательств и данных о
органов;25
4) при проверке и расследовании
жалоб подозреваемых,
5) следователи выносят
решения, используя
6) из-за того, что следователи
во время каждой новой
Нарушения
стандартов эффективного
Первая группа — нарушения
стандартов эффективного расследования,
которые могут рассматриваться
как нарушение требований российского
уголовно-процессуального