Развития банковского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать возможные пути совершенствования правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, выдвигаем следующие задачи:
- дать характеристику банковского права Российской Федерации;
- определить круг отношений, регулируемых банковским правом (предмет отрасли), рассмотреть методы правового регулирования данных отношений;
- рассмотреть процесс становления банковского права России;

Содержание работы

Введение 3
1 Банковское право Российской Федерации и его место в системе российского права 5
1.1 Банковское право как комплексная отрасль права 5
1.2 Предмет банковского права: понятие и содержание 9
1.3 Методы правового регулирования, применяемые банковским правом 13
2 Система банковского права Российской Федерации 18
2.1 Основные институты банковского права. Проблема выделения общей и особенной части 18
2.2 Система принципов банковского права 20
3 Развития банковского законодательства 31
3.1 Становление банковского права в России 31
3.2 Банковское право зарубежных стран 36
3.3 Пути совершенствования законодательства о банковской деятельности 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

курсовая работа банковское право доработка4.docx

— 108.22 Кб (Скачать файл)

Это обосновывается следующим  образом: формула «защита и обеспечение  устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», закрепленная в ч.2 ст.75 Конституции РФ, означает, что Банк России является одним из органов государственной власти. В связи с тем, что денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации согласно ч.1 ст.75 осуществляется исключительно Центробанком, можно сделать вывод, что Банк России - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

Банк России действует  в интересах государства и  общества в целом, не имея частноправовых целей. Интересы государства и общества необходимо понимать так, как это предусмотрено в преамбуле Конституции РФ, т.е. как стремление обеспечить благополучие и процветание России и ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Б) Функциональная независимость обозначает ту степень свободы принятия решения, при которой Центробанк может направлять свою денежно-кредитную политику на цели, определенные законом или им самостоятельно. В данном случае рассматриваются взаимоотношения центрального банка не с другими ветвями власти вообще, а только с правительством (исполнительной властью).

Функциональная независимость  центрального банка в плане его  взаимоотношений с правительством это такая сфера, которая обычно не детализируется на законодательном  уровне. Закон ограничивается лишь несколькими словами. Денежно-кредитная  политика, осуществляемая центральным  банком, является одним из основных элементов экономической политики государства, в связи, с чем необходимо, чтобы осуществлялась тесная координация  между Центробанком и правительством. Согласно п.«б» ч.1 ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В Конституции РФ закреплено положение, согласно которому защита и  обеспечение устойчивости рубля  - основная функция Центробанка РФ (ч.2 ст.75). В ст.3 Закона о Банке России защита и обеспечение устойчивости рубля названы уже одной из основных целей деятельности Банка России, а в п.1 ст.4 указанного Закона закреплено положение о том, что единая государственная денежно-кредитная политика должна быть направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В) Имущественная независимость - независимость Центрального банка в процессе владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.2 Закона о  Банке России, «уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в  порядке, которые установлены настоящим  ФЗ, ЦБ России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а последний - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Ст. 16 Закона о Банке России предоставляет ЦБ РФ право без  согласия собственника принимать решения  о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений. П.2 ст.295 ГК РФ, в которой раскрываются права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, прямо запрещает совершать подобные операции с недвижимым имуществом, принадлежащим субъекту на праве хозяйственного ведения.

Из сказанного следует, что  имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является в связи с тем, что представляет собой федеральную собственность.

Г) Инструментальная независимость - степень самостоятельности ЦБ в проведении активных и пассивных операций и использования инструментов и методов денежно-кредитной политики «Центральный банк независим в смысле применения инструментария, если он оснащен соответствующим инструментарием для выполнения своих задач и может использовать эти инструменты по своему усмотрению».

В соответствии со ст. 35 закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центробанка являются: процентные ставки по его операциям; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центробанке (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

Д) Бюджетная независимость, в свою очередь, может рассматриваться в 3-х аспектах:

1. выражается в реальной  способности ЦБ противостоять  принуждению к обслуживанию потребностей  правительства в финансировании  дефицита государственного бюджета.  Согласно ст. 22 Закона о Банке России он не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

2. определяется долей  прибыли ЦБ, перечисляемой в государственный  бюджет, а также порядком её  перечисления.  Согласно ст. 26 Закона о Банке России он перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

3. характеризуется величиной  участия государства в капитале  ЦБ.

Ж) Финансовая независимость - степень самостоятельности центрального банка в определении собственного внутреннего бюджета.

З) Кадровая независимость - отбор и назначение кадров, определением сроков замещения постов, возможностью досрочного освобождения от должностей лиц, занимающих ведущие посты в центральном банке. Кадровая независимость Банка России закреплена в ст. 11, 12, 13,18 Закона о Банке России.

Вторая подгруппа принципов, определяющих порядок построения, функционирования и развития банковской системы, включает в себя принципы, определяющие порядок  осуществления банковской деятельности в процессе функционирования банковской системы.

Принцип ответственности  Банка России за осуществление законодательно закрепленных за ним функций. Данный принцип выводится из сопоставления положений ч.2 ст.75 Конституции РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, с положениями ст.3 Закона о Банке России, в соответствии с которой основными целями деятельности Банка являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также с положениями ст.49 того же Закона, согласно которой Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Принцип монопольного осуществления  Банком России эмиссии наличных денег  и организации их обращения. Закреплён в ч.1 ст.75 Конституции РФ - денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ и что введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются, и конкретизирован в ст.29 Закона о Банке России, в соответствии с которой эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Центробанком.

Принцип недопустимости вмешательства  органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную  деятельность кредитных организаций закреплен в ст.9 Закона о банках - органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда она приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

С указанными положениями  коррелируют следующие нормы  Закона о Банке России: Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами (ст. 55); Банк России не вправе требовать от кредитных  организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов (ст. 57).

Принцип исключительной правоспособности кредитных организаций является существенным элементом правового  статуса кредитной организации  как юридического лица.

В п.1 ст.49 ГК РФ, с одной стороны, предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям центе юности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (т.е. в данном случае утверждается принцип специальной правоспособности), а с другой - коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (т.е. для коммерческих организации утверждается принцип общей правоспособности).

Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для всех юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность.

Принцип сохранения банковской тайны. Понятие банковской тайны  неразрывно связано с коммерческой тайной. В ГК РФ используется термин «служебная и коммерческая тайна» (ст.139). ГК гарантируют их защиту при незаконном использовании третьими лицами при конкретных условиях.

Банковская тайна относится  к коммерческой тайне и раскрывается в ст.25 Закона о банках и банковской деятельности в РСФСР (1990 г. в редакции 1996 г.). Объектами банковской тайны  являются сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Следует отметить, что это затрагивает  достаточно широкий перечень операций: привлечение вкладов (депозитов); предоставление кредитов; осуществление расчетов по поручению клиентов; открытие и ведение  счетов клиентов; покупка, продажа, хранение ценных бумаг и управление ими; выдача поручительства. Необходимо относить к банковской тайне также сведения о личности клиентов, корреспондентов  и лиц, упомянутых в контракте  с банком. Это следует из того, что реквизиты клиента (корреспондента) также составляют содержание банковских операций и оформляющих их документов.

Принципы срочности и  возвратности денежных средств в  процессе осуществления банковской деятельности, а также платности  за оказанные банковские услуги основываются на положениях ст.1 Закона о банках, согласно которым банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Извлечение прибыли является основной целью деятельности кредитной организации.

 

 

 

 

  1. Развития банковского законодательства

 

    1. Становление банковского права в России

 

Банки и банковская деятельность – институты появившиеся в России намного позже, чем в Европе.

Первые попытки устройства банков в России относится к первой половине 18 века. В 1733 г. императрица Анна Иоановна, имея в виду недостаток кредита и чрезвычайно высокий размер процента, доходившего до 12-20%, «чего во всем свете не водится», повелела открыть ссуды из монетной конторы из 8% под залог из золота и серебра в размере 3/4 стоимости по указанной цене; «а алмазных и прочих вещей, также деревень и дворов под залог и на выкуп не брать». Деятельность этого кредитного учреждения была незначительна и вероятно оно скоро было закрыто, т.к. никаких следов его дальнейшего существования мы не встречаем16.

Более правильную организацию  получают русские кредитные установления только в царствование Елизаветы  Петровны. Указом 13 мая 1754 года учреждены  Дворянские Заемные Банки в Санкт-Петербурге и Москве при Сенате и Сенатской  конторе и Купеческий банк в Санкт-Петербурге при коммерц-коллегии для торгующего в Санкт-Петербурге порте купечества.

Действие дворянских банков сперва распространялось только на великороссийское дворянство и иностранцев, принявших вечное подданство и владевших недвижимыми имениями в Великороссии. В 1766 г. остзейское дворянство сравнено в правах с руским; в 1776 году действие банков распространено и на Белоруссию, а в 1783 г. право пользования банками получили дворяне смоленской губернии и малороссийские.

Купеческий заемный банк выдавал ссуды русским купцам, торговавшим при Санкт-Петербургском  порте под залог товаров в  порте в размере 3/4 стоимости сроком 1-6 месяцев (впоследствии срок увеличен до года, а в исключительных случаях, как напр.: неполучение денег из казны, неподвоз товаров вследствие распутицы, давались и более продолжительные отсрочки). Кроме того, требовалось еще свидетельство из коммерц-коллегии и поручительство купцов. В 1764 г. разрешено выдавать купцам ссуды без заклада товаров под поручительством магистратов и ратуш. При продаже имущества с торгов банк имел преимущественное перед другими кредиторами право, хотя бы последние и раньше выдали ссуду.

Царствование Екатерины II отличается чрезвычайным напряжением  финансовых и платежных сил, какое  приходилось делать государству, чтобы  покрывать все более и более  увеличившиеся военные доходы: победоносные войны второй половины 18 века требовали  затраты огромнейших денежных средств. Банковая политика Екатерины II подчиняется  главному стремлению финансового управления того времени – измышлять все  возможные средства для пополнения всегда нуждавшейся казны. С этой целью в 1769 году учреждены Ассигнационные банки (ук. 29 дек. 1768, I-е. П. С. З. № 13219-20), имевшие целью заменить полноценную ходячую монету бумажными деньгами, более удобными для обращения. Размен ассигнаций но звонкую монету банк должен был производить безостановочно.

Информация о работе Развития банковского законодательства