Развития банковского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать возможные пути совершенствования правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, выдвигаем следующие задачи:
- дать характеристику банковского права Российской Федерации;
- определить круг отношений, регулируемых банковским правом (предмет отрасли), рассмотреть методы правового регулирования данных отношений;
- рассмотреть процесс становления банковского права России;

Содержание работы

Введение 3
1 Банковское право Российской Федерации и его место в системе российского права 5
1.1 Банковское право как комплексная отрасль права 5
1.2 Предмет банковского права: понятие и содержание 9
1.3 Методы правового регулирования, применяемые банковским правом 13
2 Система банковского права Российской Федерации 18
2.1 Основные институты банковского права. Проблема выделения общей и особенной части 18
2.2 Система принципов банковского права 20
3 Развития банковского законодательства 31
3.1 Становление банковского права в России 31
3.2 Банковское право зарубежных стран 36
3.3 Пути совершенствования законодательства о банковской деятельности 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

курсовая работа банковское право доработка4.docx

— 108.22 Кб (Скачать файл)

В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации  банковского надзора. Можно выделить три группы стран отличающихся способами  построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах: - Страны, в которых контроль осуществляется центральным банком - Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия; - Страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами - Канада, Дания, Швеция, Норвегия; - Страны, в которых контроль производиться центральным банком совместно с другими органами - Швейцария, Франция, Германия, США.

Совокупность действующих  в стране банков может иметь одноуровневую  либо двухуровневую организацию. Одноуровневый  вариант построения банковской системы  может быть в случаях, когда: в стране еще нет центрального банка; в стране есть только центральный банк; Центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.

Первый случай соответствует  ранним этапам развития банковского  дела, когда банки (и кредитные  организации) могут выполнять любые  принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование  банковской системы без центрального банка является исключением. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг, но и там ведется  работа по созданию центральных банков.

Необходимо отметить, что  капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской стстемы.

В настоящее время, практически  во всех странах с рыночной экономикой созданны и активно развиваются  двухуровневые банковские системы, гле на первом уровне функционирует  центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную  и прочие виды деятельности;на втором - действуют коммерческие банки.

Для большинства промышленно  развитых зарубежных стран - в основном для США, стран Западной Европы, Японии – характерна следующая структура  кредитной системы.

  1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
  2. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
  3. Страховой сектор: страховые компании, пенсионные фонды.
  4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, трастовые отделы коммерческих банков, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.

Такую схему обычно называют четырёхъярусной или трёхъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвёртым ярусом, который идёт под общим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).

В зарубежных странах кредитная  система регулируется государством. Основными направлениями государственного регулирования кредитной системы  являются: политика Центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Участие государства в  деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в следующих  основных направлениях: приобретение  части кредитных институтов государством путём национализации; организация новых учреждений как дополнение старым; долевое участие государства путём приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Банковская  деятельность, выходя за пределы действия национального законодательства, становится международной. Причинами возникновения и развития международных коммуникаций в банковской сфере являются международное банковское сотрудничество и взаимодействие между банками различных государств, международные межбанковские операции, вопрос об оценке и снижении степени рисков при осуществлении банковских операций и др. Национальные банковские законодательства не в состоянии в полной мере урегулировать столь широкий спектр отношений, содержащих иностранный элемент. Такие отношения требуют наднационального урегулирования и обуславливают возникновение международного банковского права.

Международное банковское право представляет собой  совокупность международно-правовых норм, регулирующих международные отношения  с участием банков. Существует мнение, согласно которому нормы права в  международной финансовой системе  можно было бы называть lex pecuniaria, как совокупность правил, норм, обычаев, составляющих регулятивную основу международной финансовой деятельности. Подобный набор регулирующих инструментов не носит нормативного, правового характера. В этом состоит основное отличие международного регулирования банковской деятельности от внутригосударственного, которое является строго нормативным (за исключением применения обычаев делового оборота), так как осуществляется органом, представляющим государство – центральным банком.

Государство добровольно делегирует свои права органу международной организации, не утрачивая при этом своей компетенции по делегированным вопросам. Но это происходит лишь когда государство становится членом международной организации, чья роль в регулировании международных банковских отношений чрезвычайно важна. Однако унифицированные правила, разрабатываемые этими организациями, зачастую носят рекомендательный характер, а отношения с государствами строятся на основании членства, что объясняет ярко выраженный диспозитивный характер этих отношений, напрямую зависящих от воли сторон. Так, в ст.1 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, разработанных Международной торговой палатой (МТП), говорится о том, что эти правила являются обязательными для всех заинтересованных сторон при отсутствии прямо выраженного соглашения об ином. Иными словами, обязательность применения данных правил ставится в зависимость от воли заинтересованных лиц.

В некоторых статьях Бретон-Вуддских соглашений Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) содержатся санкции вплоть до исключения государств-членов, не выполняющих обязательства по данным соглашениям. Однако подобные меры применяются с целью повышения дисциплины по исполнению обязательств, к тому же членство и в МВФ и в МБРР является открытым, и любой участник вправе выйти из него.

Многие  международные организации оставляют  за государствами возможность не связывать себя обязательствами, вытекающими  из членства, и разрешают лишь присоединиться к разработанным соглашениям. Так, Российская Федерация, не являясь членом Базельского комитета по банковскому надзору, активно применяет его рекомендации во внутренней банковской деятельности. Базельскй комитет, безусловно, является наиболее авторитетной международной организацией в банковской сфере. Базельское соглашение 1988г., стало первым в истории многосторонним соглашением, утвердившим взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу, и одним из первых источников международного банковского права.

Унифицированные нормы, регулирующие межбанковские  отношения, содержатся также в международных  договорах, заключённых путём согласования позиций государств и межправительственных организаций.

Важную роль в регулировании международной банковской деятельности играет национальное законодательство. В российской правовой системе оно представлено частью 3 ГК РФ20, в котором содержатся коллизионные нормы, регулирующие частно-правовые отношения с иностранным элементом21. Аналогичные нормы присутствуют в различных подзаконных актах Центрального банка, в частности касающихся порядка создания, функционирования, ликвидации иностранных филиалов на территории РФ и собственных филиалов за рубежом. Возможность применения национального законодательства к международным банковским отношениям фактически выводит их из сферы публичного права.

Следует отметить, что на данный момент в мире действует более 20 международных финансовых организаций и других объединений, оказывающих воздействие на мировую финансовую систему. Поэтому, наиболее важными вопросами по мере интеграции России в международную банковскую деятельность являются вопросы взаимодействия России с этими организациями и вопросы совершенствования форм и методов регулирования внешних банковских отношений.

 

    1. Пути совершенствования законодательства о банковской деятельности

 

Рассмотрим пути совершенствования  законодательства о банковской деятельности в двух аспектах. Во-первых, обратим внимание на программное развитие, которое видится первоочередным законодателю, во-вторых, рассмотрим предложения исследователей банковской системы Российской Федерации.

Основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются: укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения; усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.

Решение обозначенных целей  будет осуществляться вместе со следующими задачами в сфере нормативного правового  регулирования: приблизить основные правовые нормы функционирования кредитных организаций к международно признанным нормам, в том числе определенным в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»; укрепить права кредиторов и вкладчиков; обеспечить совершенствование правовых механизмов и развитие процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций; укрепить нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере; законодательно обеспечить условия для формирования системы гарантирования вкладов; создать нормативно-правовые условия для перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности; обеспечить совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля; создать условия для более широкого применения современных электронных технологий; обеспечить возможности для противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями.

Разработчики «Стратегии»  выделили следующие принципиальные шаги по принятию законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:

- защиту кредиторов, требования  которых обеспечены залогом, имея  в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;

- изменения и дополнения  в ст. 318, 809 и 839 ГК РФ, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;

- повышение уровня требований  к достаточности капитала, необходимой  для продолжения работы кредитных  организаций на рынке банковских  услуг;

- изменения в ст. 837 ГК РФ, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);

- развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские  операции с применением новых  технологий (законодательство об  электронной подписи и о переводе  денежных средств);

- повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;

- установление альтернативных  конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или  частями, мировое соглашение), которые  могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом  банкротами;

- предоставление Банку  России права устанавливать обязательные  пруденциальные нормы для банковских групп;

- предоставление Банку  России права обмениваться информацией  с органами надзора иностранных  государств на конфиденциальной  основе и информацией, полученной  в процессе осуществления им  функций по надзору за банками  (за исключением справок по  операциям и счетам), без получения  согласия кредитной организации  и обеспечение защиты информации, получаемой Банком России от  органов банковского надзора  других стран на конфиденциальной  основе.

Возможное направление развития законодательства о банковской деятельности связано с принятием Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»22. Необходимо пояснить, что кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан.

Информация о работе Развития банковского законодательства