Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданскому праву".
1.ГС как публичный соц-правовой институт
«Госслужба» не только «проф деят-ть», ее рассматривают и в качестве соц института.
Госслужба (Шаров)- как соц институт «представляет собой организованную группу лиц, осущ-их свою дея-ть в иерархической, самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении социально-значимой функции (управления) материальных учреждений – гос органов с едиными процедурами вз-вия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи гос органов, направления, деят-ти которой определяются функциями гос-ва».
Институт госслужбы, 1ых,
призван обслуживать гос-во, обеспечивать
исполнение полномочий его
Соц обусловленность ГС вызвана:
1.Исторически сложившаяся форма орг-цции совместной деят-ти лиц, находящихся на службе у государства
2.Ее зависимость от строя общества, его типа, характера и особенности гос-ва
3.Определяется социально-
4.Форма отражения
5.Связующее звено между гос-вом и гр-нами
6.Соц начало ГС предопределяется правами и интересами и свободами граждан
7.ГС – это этическая система, форма правосознания гр-н, носитель моральн ценностей
8.На ГС вырабатываются соц- гарантии жизнедеятельности гр-н, соц стандарты и нормы, обеспечивают удовлетворение общественных потребностей людей
9.Участвует на рынке соц услуг
10.Обеспечивает выполнение
функций регулирования
11Соц началом ГС выступает приоритеты и ценности гр-кого, демократического и правового гос-ва
Элементы:
1)система правовых орг-ных институтов, определяющих порядок формирования и реализацию целей и функций гос-ва
2)совокупность людей специально подготовленных и занятых в гос аппарате
3)правовом началом ГС составляют нормы, принципы, установления, регламентирующие порядок формирования и практики ее осуществления
4)ГСа всегда связана с властью, что определяет специфику ее правового опосредования и орг-ции, в ней много императивного
5)ГС это публичный институт, т.к в ее процессе возникают публично-правовые отношения, состоящие в том, что поступивший на ГС находится на службе у гос-ва
2Принципы, задачи и функции ГС
Принципы – основополагающие начала функционирование и организация государственной службы
Принципы:
1)федерализма – обеспечивает
единство системы ГС и
2)законности – должностные лица при осуществлении своих задач и функций должны строго соблюдать законы и иные НПА о ГС
3) приоритета прав и свобод человека и гражданина – признание, соблюдение, защита
4)равного доступа к ГС – нет дискриминации
5)единства правовых и орган-ных основ ГС -
6)взаимосвязи ГС и мунслужбы
7)открытость и ее доступность общественному контролю
8)принцип профессионализма и компетентности ГС
9)Защита ГСих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деят-ть как госорганов и должностных лиц, так и ФЛ и ЮЛ
К принципам гр-ой службы кроме вышеперечисленного относятся:
1) принцип стабильности гр-ой службы
2) вз-твие с обще-ми объединениями и гр-ми
К основным задачам ГС можно отнести:
А.охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гр-кого общества, произ-ва, обеспечение свободной жизнедеят-ти личности, защита прав, свобод и законных интересов гр-ан;
Б.формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практ-ого осущ-ния функций госорганов;
В.обеспечение эф-ой работы госорганов в соответствии с их компетенцией;
Г.совершенствование условий ГС и профессиональной деят-ти ГСщих;
Д.обеспечение принципа открытости в деят-ти ГС и госорганов;
Е.создание и поддержание в госорганах благоприятных межличностных отношений, к-ые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.
Функция
1.Правоприменительная-реальное претворение в жизнь К РФ, законов и иных НПА гос-ва
2)Правотворческая- разработка и принятие НПА. Госу-ная гр-кая служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Фед Собрании и парламентах субъектов РФ
3)Правозащитна - обеспечение прав и свобод гр-н
4)Регулирующая-разработка и реализация гос политики во всех областях жизни общества.Гос гражда-ая служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ гос де-ти, принятии всех основополагающих полит решений и при их реальном осуществлении
5)Орг-нная-обеспечение прак-кой реализации компетенции госорганов, внутренней согласованности, их стабильного функц-ния и эффективного влияния на процессы в обществе
3.Система управления ГС
Зак-тво ГСбе – этоНПА, регулирующие ее организацию и правовое положение ГСщих
-Конституция РФ
-ФЗ №58-ФЗ «О системе ГС РФ», он содержит основы системы ГС РФ и иных зак-ных актов, регулирует комплекс наиболее существенных вопросов ГС, устанавливает ее принципы. Разделяет ГС на военную, гражданскую и правоохранительную, содержит общие условия государственной службы, устанавливает систему управления государственной службой
- ФЗ «О гос-гр службе РФ» 79-ФЗ
- Указы Президента РФ
(«О проведении аттестации
- Постановления Правительства РФ
- Трудовое закон-тво (ТК РФ), приоритет зак-ва о гр-ой службе над зак-вом о труде
Система управления ГС создается на фед уровне и на уровне S РФ в целях координации деят-сти госорганов при решении вопросов:
- поступления на ГС,
- формирования кадрового резерва,
- прохождения и прекращения ГС,
- использования кадрового резерва для замещения должностей ГС,
- подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки ГС,
- проведения ротации ГСщих,
!в целях осущ-ния контроля за соблюдением в госорганах ФЗ, иных НПА РФ
Финансирование фед ГС и ГС SРФ осущ-ся за счет средств ФедБ и бюджета S РФ.
Совершенствование системы ГС осущ-ся путем реализации фед программ реформир-ния и развития (так же и на уровне S РФ).
Система не стала эффективной, что означает нарушение системности управления. Поэтому в рамках админ-ной реформы идет рефор-ние сис-мы управление госслужбой (приоритетное).
. Следствием выступают:
1 недостаточная эф-ть кадровой политики ГС,
2) невысокая резул-сть деят-ти гос аппарата (громоздкость, неповоротливость)
3) непрозрачность работы, склонность к админ давлению и коррупции.
В числе других проблем:
-отсутствие эффективной
системы управления процессом
реформирования отечественной
- отсутствие общепризнанной модели управления госслужбой;
- отсутствие единой системы контроля за госслужбой;
-фактическое отсутствие полномочного фед госоргана управления ГС (коим мог бы стать Главуправление ГС Президента РФ как подразделение Админ президента).
4.История
возникновение и развития
В истории ГС можно выделить периоды
XV-XVII в. – зарождение и становление ГС
XVIII век кардинальное изменение принципов орг-ции ГС основе Табели о рангах, движение от должности к чину как устойчивой соц-ой характеристике ГСщего
XIX в. - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" гос машины
XX в. - советский период, революционное новаторство и преемственность в орг-ции ГС, складывание советской номенклатуры
Новейшая Российская история ГС К РФ 1993г. предусматривали принятие на фед уровне основ законодательства о ГС, закона о фед ГС.
31 июля 1995 г. был принят ФЗ119 "Об основах ГС РФ", который впервые дал определение понятия ГС как проф деят-ти по обеспечению исполнения полномочий госорганов, а также установивший категории гос должностей, принципы ГС, перечень квалификационных требований, основы правового положения, основные обязанности ГСщих и ограничения, связанные с ГС.
Сформировались уровни – фед ГС, ГС субъекта РФ, а также разделение фед ГС по видам - гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных органах. Отдельные виды фед ГС устанавливаются ФЗнами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения.
Различные виды и уровни ГС образуют единую систему.
Важным этапом реформирования принятие в 2003 году ФЗ "О системе ГС РФ", в 2004 году ФЗ "О гос гр-ой службе РФ". Определены новые подходы к формированию кадрового состава гос г-ой службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности, конкретизированы квалификационные требования, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Проблемы: В связи с тем, что ряд направлений реформирования ГС оставался нереализованным, в том числе положения о формировании системы управления ГС, Указом Президента РФ была утверждена программа "Реформирование и развитие системы ГС РФ(2009-2013 годы)". Цель - создание целостной системы ГС постредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления ГС, формирования высококвалифицированного кадрового состава,обеспечивающего эффективность госуправления, развитие гр-кого общества и инновационной экономики.
5.Табель а рангах в Рос Империи
В январе 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке ГС в Рос империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства).
Подготовка закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформ Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и гос аппарате (в основу были положены акты из Запада- Дании и Пруссии). Были также приняты во внимание чины, уже сущ-шие в России.
"Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще 18 пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение.
Типы чинов:
- военные,
- статские (гражданские)
- придворные
делились на четырнадцать классов.
Закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность.
Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце 18 века исчезают вовсе (Петровская "Табель" насчитывала 262 должности). Определяя место в иерархии ГС, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гр-их и придворных. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гр-кой службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса, а чин 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).
По Манифесту 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.
История борьбы вокруг "Табели
о рангах" весьма важна для
понимания сущности и психологии
российского чиновничества, а также
его места в структуре
6.Дореволючионне рос чиновничество
о
7.Партийная номенклатура и ГС СССР
Ком партия оставалась ядром системы власти ( К1936прямо говорили о руководящей роли партии) Задача - подбор, воспитание и расстановка кадров. Кадровыми вопросами занимались Секретариат и орган-распред отдел ЦК. Учетно-распред отделы сущ-ли во всех других партийных органах — от ЦК республик до райкома, занимаясь кадрами соот-щего уровня во всех без исключения областях управления.
Был создан механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Номенклатура-перечень наиболее важных должностей в госаппарате и в общ-ных орг-циях, кандидатуры на к-ые рассматривались и утверждались парткомитетами. Номен-ные работники — это замкнутый соц слой "начальников" всех уровней. Он сущ-вал на основе жестких принципов и правил. В 1923 г. были сформулированы осн принципы отбора и назначения раб-ков номенклатуры (но они не публиковались). Списки должностей секретны. Контролировались все стороны их жизни (Сталин - Необходимо каждого изучать по косточкам).
Номенклатура начала складываться после прихода большевиков, но оформился к концу 30-х (упразднена августа 1990 г.). Он охватывал всю сферу управления, хотя не имел правового оформления. Руководящие посты могли быть заняты только членами компартии, рекомендованными на эти должности соот-ми парткомитетами.
Черты номенклатуры:
- секретность, закрытость, строгий отбор по принципу преданности компартии и деловым качествам,
- военизированный характер (имела личное оружие).
Она не имела частной собственности (ее не было в советский период), но от имени народа распоряжалась общественным достоянием. Общество, лишенное собственности и независимости от власти, целиком зависело от бюрократии, которая находилась у "крана" материальных и социальных благ.