Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданскому праву".
Сталинская и послесталинская номенклатура была более образованна, чем при Ленине. Стало велением времени и престижа иметь высшее образование. Характерно, что из высшей номенклатуры не было юристов и экономистов. Преобладали специалисты с техническим и военным образованием.
Распределение управленцев по "этажам" упр-ния было не менее жестким, чем в царской России в соответствии с "Табелью о рангах". Властная иерархия в советском гос-ве тесно переплеталась с партийной.
Номенклатура ЦК была высшим разрядом и насчитывала в 1980 г. примерно 22,5 тыс. человек, но затем последовательно сокращалась (до 3х). Далее шла номенклатура обкомов, райкомов, горкомов (данных нет, около 2 млн).
Все без исключения вопросы жизни управленцев решались в партийных органах. Ком партия выступала как патронирующая организация по отношению к ГСщим. Знакомство с лидерами и видными функционерами компартии давало преимущества при продвижении по службе и занятии должностей (номенклатурно-патронажная система).
8.Направлен реформир-ния и развития ГС РФ
С середины 90-х годов ведется работа по формированию НПБазы, в 1995г ФЗ об основах гос службы РФ и более 150 указов президента; принята концепция реформирования гос службы РФ, утвержденная указом президента в 2001 году; программа реформирования гос службы РФ 2003-05 года (продлена на 2006-07 год).
Программа реформирования гос службы до 2012 года предполагает:
9.ГС стран Запада (Германия, Франция)
Франция1) назначение на постоянную должность, оплачиваемую из гос бюджета;
2) присвоение определенного чина в соот-вии с табелем о рангах центр, территор или больничной ГС.
На службе в этой стране состоят лица, работающие в гос учреждениях различного профиля и уровня (около половины ГСщих работают в учреждениях образ-ния и здравоох-ния). Статус ГСщих распространяется на гр-ких и военных служащих гос-ва; служащих органов самоуправления регионов, областей, населенных пунктов; служащих госучреждений здравоохранения, судей и др. ГСщие делятся на 2 группы: 1) служащие, работающие в гос учреждениях по найму (на основе контракта с почасовой оплатой); 2) чиновники, которые включены на постоянной основе в штат госорганов и назначены на должности, соответствующие их рангу в административной иерархии.
Германия понятие «ГС» охватывает всех работников гос учреждений, к к-ым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, судьи, полицейские, военнослужащие. Лица, находящиеся на ГС делятся на 3 группы:- чиновники,- служащие
- рабочие. Чиновник - лицо, к-рое состоит с гос-вом в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе. Чиновники и служащие (рабочие) отличаются тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключается трудовое соглашение, к-ое м/б расторгнуто.
Великобритания
ГСщими яв-ся работники министерств и центральных ведомств (за исключением занимающих судеб или полит должности), получающие з/п из ср-в, выделяемых парламентом (т.е все служащие публичного сектора, включая как гр-ких служащих, военнослужащих, судей, полицию и органов МСУ, учителей и работников здравоохранени).
общие признаки Запада:
1) ГС(широко)- функционирует не только в госорганах (как в России), но и в госучреждениях, предприятиях и орг-циях;
2)осущ-ся 2мя категориями служащих: служащими (чиновниками), занимающими должности на постоянной основе (пожизнен найма, это костяк) и работающими в гос учреждениях по контракту.
В России гр-н поступает на ГС на условиях тро договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет» (принцип пожизненности не установлен). В РФ учителя, врачи не являются ГСщими и наделены каким-то непонятным и даже в определенной мере ущербным статусом «бюджетников».
10.Специфика ГС в США
Закон о ГС принят Конгрессом в 1978 г. Помимо фед сущ-ет ГС 50 отдельных штатов, а также аппаратов органов МСУ.
ГСщий - лицо, труд которого оплачивается из фед бюджета.
3 части служащих:
1.«конкурсные» - лица, поступившие на службу и продвигающиеся по принципу «системы заслуг». Набор в 2х формах - «открытой» (м/б занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен)) и «закрытой» (для служб и ряда ведомств, только в порядке карьерой службы в данной системе).
2 «патронажные» - назначаются Президентом единолично (помощники и советники президента), по совету и с согласия Сената (главы ФОИВ); доверенные лица, которые обеспечивают орг0цию работы глав ФОИВ (советники, секретари министерств и др.).
3.«исключительные»- те, кто
имеет особый статус, поскольку
исключены из-под действия
На конкурсную службу и службу в «закрытых органах» иностранцы не принимаются, за исключением низших должностей.
группы служащих:
1) карьерные ГС по системе «системой заслуг»;
2) нанимаемые на определенный срок (до 3х лет);
3) нанимаемые на срок
действия чрезвычайных
4) служащие на резервируемых должностях (когда необходимо обеспечить полную полит беспристрастность в ведении дел);
5) некарьерные служащие («патронажные»).
Проф ГСщие создают иерархию по 18 категориям:
1-4 технические исполнители (21), заняты простейшей рутинной работой, под непосредственным и общим наблюдением, низкооплачиваема.
5-8 квалифицир работу, требующих специальных знаний и подготовки, а также способностей к индив-ой работе, дипломы ВУЗов, 31%, сред з/п
9-15-среднему руководящему
персоналу, хотя их
16-18 Высшим руководящим составом аппарата, возглавляют бюро и отделы (2%), хорошо оплач
Важным условием является
опубликование перечня
Испытательный срок не превышает 1 год. По истечении зачисляется в штат.Аттестация проводится ежегодно. Сроки их проведения не оговариваются. При неудовл оценке служащий либо увольняется, либо переводится на др должность
Основанием для повышения может служить и успешная аттестация, и прохождение учебных программ (оплачиваемо до 11 месяцев)
Спецорганами по упр-нию ГС являются:
1) Управление по делам ГС;2) Совет по вопросам «системы заслуг»;3) Специальная комиссия.
11.Правовое регулирование ГС за рубежом
Общее понятие ГСщего, это
ФЛ:
1)гр-н данного гос-ва;
2)занимающее должность в госаппарате;
3.наделенно гос-влас-ми полномоч (компетенц);
4)выполняет F гос-ва, действует от его
имени;
5)на возмездной основе, т. е. профессионально,
получающее основной источник дохода
от деятельности на ГС;
6) действия которого обеспечиваются гос
принуждением.
Главными отличиями закон-ва оГС в зарубежных странах от РФявляются:
1.система права,
Система права − совокупность характерных черт правосознания, законодательства, системы правосудия, структуры госорганов и других признаков.
Англосаксонску систему права характеризуют:
- общее право создано судьями, разрешавшими конкретные споры между отдельными лицами, это прецедентное право;
- прецедентная норма конкретна и не кодифиц-ся;
Соц или коллективистская система права отличается от континентальной, к которой большинство рос юристов относит РФ в первую очередь тем, что в континентальной системе права в отношении ГС сущ-ет административная юстиция, а в соц системе права она отсутствует. Еще одна характеристика соц системы права – оценка ГСщего как обычного наемного трудящегося, слабое различие трудовой и служебной концепций правового регулирования государственной службы.
Существуют и теократические системы права (Иран, Ватикан и др.), патерналистские (Япония, Китай и др.), африканские.
2. статус чиновника- чиновничеств, кот-ое есть в континентальной системе права и отсутствует или его проявления не формализованы – в англосаксонской системе.
3.наличие судов админ-ной юстиции по ГС.- В дисциплинарных трибуналах рассматриваются иски гр-н к конкретными должностным лицам за невыполнение ими предписаний зак-ва, а также дисциплинарные споры самих ГСщих. Особенность дисциплинарных трибуналов в отличии от судов общей юрисдикции – административный процесс в них упрощен, гр-н (истец) активен, суд имеет следственный характер, множество положений, облегчающих спорную часть в скоротечной процедуре функционирования оперативной администрации. Административный процесс несравненно оперативнее и дешевле процесса в судах общей юрисдикции.
Кроме этих, главных отличий правового регулирования ГСв зарубежных странах зак-во конкретных стран отличается широким разнообразием.
12.Особенности милитаризир-ной службы
“Милитаризованная” служба
рассматривается как особый вид
федеральной государственной
военная служба представляет собой особый
вид федеральной государственной службы
граждан в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях,
специализированных федеральных государственных
органах, перечисленных в данном Федеральном
законе, а также в создаваемых на военное
время специальных формированиях.
К невоенной “милитаризованной” службе
следует отнести деятельность прежде
всего сотрудников правоохранительных
органов, входящих в систему федеральных
органов исполнительной власти, а также
иных государственных органов и формирований.
По своим признакам данный вид государственной
службы, безусловно, относится к милитаризованной
службе, но следует выделить один принципиальный
момент, позволяющий говорить о его самостоятельности.
Дело в том, что этот вид службы объединяет
особые административные органы, располагающие
вооруженными отрядами, задачей которых
является поддержание порядка, борьба
с преступностью и правонарушениями, защита
существующего общественного и государственного
строя. Строго говоря, данный вид государственной
службы логично было бы определить понятием
“полицейская служба” или как альтернативу
- “правоохранительная служба”. Прежде
всего речь идет, безусловно, о службе
милицейской и смежных с ней по характеру.
Это служба, осуществляемая: в милиции
(СКМ и МОБ); в федеральных органах юстиции
РФ; в таможенных органах РФ; служба судебных
приставов и некоторые другие.
1.профессиональной
2. защита, охрана, даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях — с оружием в руках.
3.на эту службу принимаются
только гр-не России, достигшие
18-летнего возраста (а в ряде
случаев — 20-летнего), военнообязанные,
физически развитые. Очевидно, что
указанные требования
4. на милитаризованной
службе более строгая
5. у служащих имеются
специальные звания, для них организована
специальная система
6. с этими лицами в
рабочее время регулярно
7. личные права служащих
полностью или в основном
8 им предоставлен ряд льгот (транспортных, пенсионных, жилищных, налоговых).
9они привлекаются к
дисциплинарной
13.Понятие должности ГС
Служба – вид общественно полезной деят-ти по отправлению определенных полномочий.
ГС РФ – профес служебная деят-ть гр-н РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ; ФОИВ, иных фед госорганов; Sов РФ; органов госвласти Sов РФ, иных госорганов Sтов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые К РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий фед госорганов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий госорганов С РФ.
Гос должности РФ и гос должности субъектов РФ - должности, устанавливаемые К, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий фед госорганов, и должности, устанавливаемые законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий госорганов субъектов РФ.
Категории должностей: