Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью данной работы являлось рассмотреть взаимодействие власти и общества на современном этапе на примере города Красноярска.
Задачами для достижения данной цели:
- рассмотреть теоретические подходы к взаимодействию власти и общества;
- на примере Красноярского края и г. Красноярска рассмотреть нормативно - правовую базу о взаимодействии власти и общества;
- проанализировать проводимые мероприятия по взаимодействию власти и общества в Красноярском крае и г. Красноярске;
- рассмотреть основные мероприятия и их эффективность.
Введение
1. Теоретические подходы к формированию демократического общества
1.1 Общество как объект управления
1.2 Основные формы и инструменты взаимодействия власти и общества (на примере Германии и Америки)
1.3 Основные законодательные документы определяющие взаимодействие ответственности власти и общества
2. Анализ и система взаимодействия власти и общества на примере г. Красноярска
2.1 Краткая характеристика муниципального образования
2.2 Анализ общественных течений в г. Красноярске
2.3 Анализ основных программных документов взаимодействия власти и общества
3. Совершенствования системы взаимодействия власти и общества в г. Красноярске
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы взаимодействия власти и общества в г. Красноярске
3.2 Ресурсное обеспечение мероприятий по совершенствованию системы взаимодействия власти и общества в г. Красноярске
Заключение
Список используемой литературы
Система взаимодействия власти и общества
Содержание
Введение
Российское государство всегда играло ключевую роль в общественном развитии. В то же время становление России как демократического правового государства предполагает развитую систему местного самоуправления и общественных институтов, которые наряду с государством призваны обеспечивать регулирование общественных отношений.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как местное самоуправление - есть категория политическая, оно обеспечивает гражданам право на решение общезначимых для общества вопросов. Политическое значение местного самоуправления состоит также в том, что предоставление гражданам возможности участвовать в принятии общезначимых решений гарантирует его легитимность, обеспечивая стабильность и преемственность развития. Местное самоуправление является проводником групповых интересов жителей муниципальных образований, и с этой точки зрения, оно рассматривается как институт гражданского общества, политического опосредования, который примиряет государство и общество. Являясь институтом, обеспечивающим взаимодействие власти и общества, местное самоуправление сглаживает противоречивые общественные интересы, с одной стороны, и обеспечивает порядок в обществе при учёте интересов различных социальных групп - с другой. Между разрозненными и противоречивыми интересами в обществе и единым государственным интересом должно существовать промежуточное звено, которое обеспечивает их согласование. Этим связующим звеном в современных условиях и является местное самоуправление. Однако практическое воплощение муниципальной реформы в России пока не привело к росту политического влияния муниципальных образований. Существенное увеличение количества муниципальных образований, связанное с внедрением двухуровневой модели организации местного самоуправления, было призвано децентрализовать решение вопросов местного значения, приблизить местное самоуправление к населению. Однако на практике происходит обратное. В регионах, где до реформы местное самоуправление осуществлялось на уровне районов, начался процесс делегирования полномочий поселений органам власти муниципального района. Другими словами, громко объявленная децентрализация в системе местного самоуправления пока что остаётся благим пожеланием, так как полномочия по решению вопросов местного значения концентрируются не на поселенческом, а на районном уровне. Конкуренция между муниципальными районами и поселениями за ресурсы препятствует успешной реализации муниципальной реформы. Муниципальные образования должны занять важное место в политической системе России, поэтому одной из первоочередных задач является не только развитие межмуниципального сотрудничества, но и участие общественных институтов в отстаивании собственно муниципальных интересов. Именно поэтому основные усилия в деятельности муниципальной власти должны быть направлены на создание эффективных механизмов взаимодействия между органами местного самоуправления и населением. Участие общества в лоббировании муниципальных интересов возможно только через развитие общественной активности в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление, являясь формой народовластия, предусматривает разнообразные формы прямой и представительной демократии. К сожалению, приходится констатировать, что среди многочисленных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления на практике реализуются лишь некоторые из них. Расширение перечня форм осуществления населением местного самоуправления, предусмотренных новой редакцией федерального закона, пока что не привело к их распространению на практике. Из всех форм волеизъявления граждан, как правило, используются только муниципальные выборы, без которых формирование органов местного самоуправления не представляется возможным. Проблема электоральной пассивности на выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований решается сегодня путём объединения этих выборов с региональными и федеральными. Отмена порога явки избирателей и отсутствие возможности проголосовать против всех существенно облегчили процесс проведения муниципальных выборов, однако породили проблему, связанную с легитимностью соответствующих выборных органов власти. С учётом принципиального значения института муниципальных выборов в системе местного самоуправления всё это приводит к выводу о необходимости его совершенствования. Из всех существующих форм участия граждан в местном самоуправлении наиболее распространёнными являются публичные слушания и обращения граждан. Проведение публичных слушаний обязательно при принятии устава, бюджета и программ развития муниципального образования, однако общественный интерес к данной форме взаимодействия органов местного самоуправления и населения остаётся на низком уровне. Сегодня именно обращения граждан как традиционная форма обратной связи по-прежнему остаются наиболее популярными среди жителей муниципальных образований. В то же время такая перспективная форма участия граждан в решении вопросов местного значения, как территориальное общественное самоуправление (ТОС), пока не получила должного развития в большинстве муниципальных образований. Низкий уровень непосредственного участия граждан в местном самоуправлении наглядно иллюстрирует проблему отчуждения между властью и обществом. Одной из причин отсутствия эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением является неразвитость институтов гражданского общества, органов территориального общественного самоуправления, призванных служить реальным каналом этого взаимодействия. С другой стороны, органы местного самоуправления не всегда проявляют заинтересованность в сотрудничестве с населением в решении вопросов местного значения. Низкий уровень информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления лишний раз свидетельствует о том, что последние не руководствуются в своей деятельности декларируемыми принципами открытости и гласности.
Целью данной работы являлось рассмотреть взаимодействие власти и общества на современном этапе на примере города Красноярска.
Задачами для достижения данной цели:
- рассмотреть теоретические
- на примере Красноярского края и г. Красноярска рассмотреть нормативно - правовую базу о взаимодействии власти и общества;
- проанализировать проводимые
мероприятия по взаимодействию
власти и общества в
- рассмотреть основные
1. Теоретические подходы к формированию демократического общества
1.1 Общество как объект управления
На современном этапе меняются и стиль, и механизмы социального управления. Постепенно уходят на второй план жесткие, открытые принудительные механизмы управления, уступая место скрытым, мягким методам принуждения. Наиболее эффективным механизмом является "добровольная" подчиненность. Этот механизм предполагает формирование в каждом человеке личной заинтересованности в целях, совпадающих с целями власти. Человек в современном обществе живет в информационной среде, которая формирует его поведение, жизненные ориентиры. Ги Дебор в произведении "Общество зрелищ" утверждает, что человек живет в новой реальности "самостоятельного псевдомира", сконструированного из фрагментов действительности, претендующих на целостное представление о мире. Человек, живущий во фрагментарном информационном мире, становится легкой добычей манипуляционных технологий, активно используемых в управлении. Вся жизнь становится спектаклем, разыгрываемым для человека с его добровольным участием и господством ложного сознания. Постепенно "Я" деформируется, стираются его границы. Ложь и правда становятся неразличимыми в буйстве видимостей. Человек становится идеальным объектом управления. Современное общество - это не только "общество зрелищ", но и общество потребления. Э. Фромм в сочинении "Здоровое общество" подчеркивает, что одним из главнейших принципов общества является принцип безотлагательного исполнения желаний. Вкупе с принципом "возможности человека не имеют границ" мы получаем разрушительное по силе стремление к ненасытному потреблению. Потребление становится одной из главнейших черт социального характера современного человека. Г. Маркузе раскрывает механизм связи потребления и общественного контроля, утверждая, что для развитой индустриальной цивилизации характерно "превращение потребности в неумеренное потребление". Как следствие, в сфере потребления все отчетливее проявляются признаки безудержного стремления к обладанию. И, как предвидел К. Маркс, потребности становятся подлинной слабостью человека. Изменился, по словам Маркузе, "сам механизм, привязывающий индивида к обществу" и "общественный контроль теперь коренится в новых потребностях, производимых обществом".
Человек всегда стремился к комфорту, окружая себя тем, что облегчает его жизнь. Современное общество отличается стремлением к удобству в физической и экономической сферах, к легкости социальных отношений, к порядку в политике и других сферах. Хорхе Анхель Ливрага в лекции "Общество комфорта и философия риска" отмечал, что то, что "сегодня называется обществом комфорта, представляет собой скорее совокупность чрезмерно раздутых естественных человеческих потребностей". Индивидуальные стремления к комфорту, суммируясь, образуют общество комфорта, сложный механизм, который начинает давить на всех. В таком обществе уже не средства используются для удобства человека, а наоборот, человек становится заложником этих средств. С каждым днем их становится все больше, они все сильнее давят на личность, подчиняя себе психологию масс. Общество комфорта затуманивает наш разум, навязывает ложные потребности, убеждая в том, что нам жизненно необходимы какие-то предметы, преувеличивая их ценность. Эти ложные потребности подавляют человека, лишают его возможности выбора, независимости; нас несет поток мнений, часто весьма сомнительного происхождения. У нас отнимают право на нашу долю внутренней свободы. Здесь имеется в виду не какая-то абстрактная свобода, а личная свобода пользоваться тем, чем люди предпочитают пользоваться, и жить так, как они хотят.
1.2 Основные формы и инструменты
взаимодействия власти и
демократический власть общество мниципальный
Когда мы говорим о политике, мы чаще всего думаем о власти. Власть и политика нераздельны и взаимообусловленны. Власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за ее овладение и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества.
Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Формы осуществления власти: господство, руководство, координация, организация, контроль. Средства осуществления власти: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.
Отличительными чертами
ь легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
ь моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической;
ь многообразие ресурсов.
В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти:
ь экономические (собственность, золотой запас и др.),
ь социальные (социальные группы и слои), юридические (законы и законодательные акты),
ь административно- силовые (совокупность властных учреждений),
ь культурно-административные (система организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, СМИ).
Также ресурсы могут быть разделены на:
ь организационные (структуры управления),
ь поощрительные (материальные и социальные блага, с помощью которых власть "подкармливает" определенные слои населения и политиков),
ь принудительные (меры административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа),
ь нормативные (средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти).
Власть - это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Другое определение власти - способность и возможность навязывать свою волю другим людям помимо их желания, но законным путем.
Так уж устроено общество, что власть всегда находится в руках активного меньшинства. Если она не заинтересована в поддержке своего режима пассивным большинством, может продержаться и без него, то народ к управлению не допускается. А если, как при демократии, находящиеся у власти сильны только поддержкой масс, они станут их привлекать к управлению. Если они этого не делают, то демократов очень скоро оттеснят олигархи - кучка влиятельных богатеев, которые распоряжаются властью в интересах узкой группы людей. Олигархи - опасные враги демократов, вот почему вторые должны искать поддержку у народа. Борьба за власть на время объединяет врагов. Но как только массы или группа заговорщиков приходят к власти, начинаются внутренние ссоры и выяснение отношений.
Одну из первых типологий власти, используемых в науке до сих пор, создал в начале XX века великий немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864-1920). Он полагал, что власть может основываться на следующих постулатах:
а) личных качествах,
б) традиции и обычаях,
в) формальном законе.
Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т.е. легитимной. Соответственно этим трем источникам власти различают власть харизматическую, традиционную и легальную.
Легитимная власть |
|||
Харизматическая власть |
Традиционная власть |
Легальная власть |
|
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в периоды великих социальных потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало. Пример: Иисус, Христос, Ленин, Гитлер. |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают сложившийся строй. Примером служат королевские и царские династии античности, средневековья и Нового времени. |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) потому, что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например, парламент. Руководство страной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата - типичные служители закона. |
|
Легитимная власть обычно характеризуется
как правомерная и
Глобализация мировых связей открывает перед обществом (некоммерческим сектором) новые перспективы. Во многих сферах неправительственные организации гораздо раньше правительств объединились в международные сети. В условиях, когда деятельность международных корпораций нацелена на завоевание новых рынков, НКО-сектор стремится снизить социальные издержки экономической конкуренции, выровнять условия жизни "юга и севера", выступая миротворцем в международных конфликтах и расчищая дорогу для контактов на официальном уровне. Только в России международные неправительственные организации ежегодно осуществляют проектов, содействующих реформам практически во всех сферах, на сумму в сотни миллионов долларов США.
В последнее время общественный сектор заявляет о себе как о самостоятельном игроке в экономике. Это обусловлено теми реальными достижениями в экономике и социальной сфере, которые демонстрируют НКО. Так, суммарный доход "третьего сектора" в 22 странах (Нидерланды, Германия, Ирландия, Испания, Бельгия, Австрия, Франция, Финляндия, Великобритания, Австралия, США, Израиль, Япония, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Мексика, исключая религиозные организации) составил в 1995 году 1,1 трлн. долларов, что эквивалентно ВНП таких государств, как Италия и Великобритания.
Снижению социальной напряженности в обществе способствует не только создание НКО-сектором рабочих мест, но и заметные достижения в области социальной работы. Так, в Германии сегодня более 35% всех детских садов являются негосударственными учреждениями, более 60% интернатов для инвалидов находятся вне ведения государства, приблизительно 50% домов престарелых и 40% больниц - негосударственные. В США в 1994-96 годах на социальные программы было израсходовано Федеральным правительством 425 млрд. долларов, региональными властями - 225 млрд. долларов, а некоммерческими организациями 460 млрд. долларов.
Взаимовыгодным оказывается
Информация о работе Система взаимодействия власти и общества