Система взаимодействия власти и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось рассмотреть взаимодействие власти и общества на современном этапе на примере города Красноярска.
Задачами для достижения данной цели:
- рассмотреть теоретические подходы к взаимодействию власти и общества;
- на примере Красноярского края и г. Красноярска рассмотреть нормативно - правовую базу о взаимодействии власти и общества;
- проанализировать проводимые мероприятия по взаимодействию власти и общества в Красноярском крае и г. Красноярске;
- рассмотреть основные мероприятия и их эффективность.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические подходы к формированию демократического общества
1.1 Общество как объект управления
1.2 Основные формы и инструменты взаимодействия власти и общества (на примере Германии и Америки)
1.3 Основные законодательные документы определяющие взаимодействие ответственности власти и общества
2. Анализ и система взаимодействия власти и общества на примере г. Красноярска
2.1 Краткая характеристика муниципального образования
2.2 Анализ общественных течений в г. Красноярске
2.3 Анализ основных программных документов взаимодействия власти и общества
3. Совершенствования системы взаимодействия власти и общества в г. Красноярске
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы взаимодействия власти и общества в г. Красноярске
3.2 Ресурсное обеспечение мероприятий по совершенствованию системы взаимодействия власти и общества в г. Красноярске
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Система взаимодействия власти и общества.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

НКО-сектор предоставляет успешным фирмам и состоятельным людям  специфическую услугу - возможность  удовлетворить их потребности творить  добро, которая претворяется в виде благотворительных проектов и программ, формируя при этом гражданское общество.

Гражданское общество -- это сфера  самопроявления свободных граждан  и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая  от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин "гражданское общество" не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Признаки гражданского общества:

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

ь Развитая демократия;

ь Правовая защищённость граждан;

ь Определённый уровень гражданской культуры;

ь наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

ь самоуправляемость;

ь конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;

ь свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

ь легитимность.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой  регламентации государства и  других политических структур.

На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество является одним  из важнейших и мощных рычагов  в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному  господству. Оно защищает граждан  и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество выполняет также  функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет также  коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Гражданское общество выполняет стабилизирующую  функцию своими институтами и  организациями. Оно создает прочные  структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно "подставляет свое плечо" - прочные структуры гражданского общества.

1.3 Основные законодательные документы определяющие взаимодействие ответственности власти и общества

Необходимость и целесообразность взаимодействия власти и некоммерческих организаций (НКО) определяется тем, что  государство и общественно-добровольческий  сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции. Относительно новый для сегодняшней России термин "социальное партнерство", в широком его значении, подразумевает как конструктивное взаимодействие представителей трех секторов общества (государственного, коммерческого и некоммерческого) при решении социально значимых проблем (бедность, бездомность, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.), осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на улучшение нормативно-правовой базы проведения рациональной социальной политики.

Уровни взаимодействия власти и  НКО. Традиционно в России выделяют три уровня власти:

- федеральный;

- региональный. Россия - федеративное  государство, состоящее из 89 регионов - субъектов федерации (республик,  краев, областей, городов федерального  значения, автономных областей и автономных округов);

- местный (в границах муниципальных  образований). Согласно Конституции  РФ органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти.

Для простоты изложения под властью, или государством, в настоящей статье мы будем понимать органы власти всех трех уровней.

Нормативно-правовые акты, регулирующие взаимодействие власти и НКО, могут  приниматься соответствующими органами власти всех трех уровней в пределах их полномочий.

В Конституции РФ - основном законе страны - закреплена основа, фундамент законодательного обеспечения права третьего сектора на участие в решении государством проблем, связанных с целями деятельности НКО. Согласно ее нормам Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на объединение. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Нормы Конституции конкретизируются и раскрываются в федеральных  законах. Основными федеральными законами, устанавливающими правовые основы взаимодействия, являются:

- ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому органы государственной  власти и органы местного самоуправления  в пределах своей компетенции  могут оказывать некоммерческим  организациям экономическую поддержку  в различных формах, в том числе:

1. предоставление в соответствии  с законодательством льгот по  уплате налогов, таможенных и  иных сборов и платежей;

2. предоставление НКО иных льгот,  в том числе полное или частичное  освобождение от платы за пользование  государственным и муниципальным имуществом;

3. размещение среди некоммерческих  организаций на конкурсной основе  государственных и муниципальных  социальных заказов;

4. предоставление в соответствии  с законом льгот по уплате  налогов гражданам и юридическим  лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

- ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об  общественных объединениях" в  дополнение к вышеназванным предусматривает  такую форму поддержки государством  деятельности НКО, как целевое  финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты). Данный закон закрепляет право общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством РФ, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

- ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О  благотворительной деятельности  и благотворительных организациях" помимо экономических форм поддержки НКО предусматривает также, что в целях осуществления взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты) по поддержке благотворительности, в состав которых входят представители органов законодательной и представительной власти, благотворительных организаций, общественных организаций, общественные деятели. Решения этих советов (комитетов) носят рекомендательный характер для участников благотворительной деятельности.

Помимо этих трех законов, нормы, регламентирующие взаимодействие власти и НКО, содержатся и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. Такими законами являются, например, ФЗ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", определяющий принципы, формы и порядок поддержки этого вила НКО, ФЗ от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", содержащий нормы об общественной экологической экспертизе. ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ФЗ "О защите прав потребителей" (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) устанавливают формы поддержки государством этих видов объединений и предусматривают возможности их участия в принятии властью решений, затрагивающих их интересы.

Особо в ряду федеральных законов, содержащих нормы о взаимодействии власти и НКО, следует упомянуть недавно принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Отдельная глава этого закона посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления. Она регламентирует, в частности, вопросы проведения местного референдума по значимым вопросам общественной жизни, механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний.

Помимо законов на федеральном  уровне нормы взаимодействия власти и НКО содержатся и в актах  отдельных федеральных органов  власти (правительство, министерства, ведомства и т.п.). Так, например:

- в Регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  упоминаются мероприятия Государственной  Думы, которые данная палата российского  парламента или ее подразделения  могут проводить совместно с иными государственными органами или негосударственными организациями;

- в ряде Положений, регулирующих  деятельность отдельных Министерств  РФ, в частности Министерства  по налогам и сборам РФ и  Министерства финансов РФ, содержаться  нормы о том, что они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с общественными объединениями и иными организациями;

- Распоряжением Правительства  РФ от 7 марта 2002 года № 278-р  утвержден Перечень мероприятий  Правительства РФ по реализации  итогов Гражданского Форума, в соответствии с которым предусмотрено создание совместных с общественными организациями рабочих групп по следующим направлениям: национальная политика, развитие местного самоуправления, обеспечение правопорядка, альтернативная гражданская служба, экологическая политика, налоговая реформа, развитие социальной защиты населения, благотворительность и добровольчество и ряд других;

- существует ряд документов, регламентирующих  создание и деятельность общественных  советов при федеральных министерствах  РФ. Такие советы созданы при Министерстве юстиции, Министерстве финансов, Министерстве образования, Министерстве внутренних дел, Государственном комитете по экологии и ряде других.

Данный список не исчерпывает всего  массива федерального законодательства России, в той или иной форме затрагивающего вопросы взаимодействия власти и НКО. Но, тем не менее, можно сказать, что и перечисленные выше, и иные нормативно-правовые акты федерального уровня регулируют лишь отдельные аспекты такого взаимодействия, причем в основной массе законов речь идет не о полноправном взаимодействии власти и НКО как равных партнеров, а о различных формах поддержки НКО со стороны государства. Закона или, по крайней мере, раздела в законе, предусматривающего стройную систему форм и принципов взаимодействия, прав и обязанностей государства и организаций гражданского общества по отношению друг к другу, на федеральном уровне не существует. Отчасти этот недостаток устранен в проекте федерального закона № 365028-3 "О внесении дополнений в ФЗ "О некоммерческих организациях", который предлагает ввести в данный закон новую, достаточно объемную статью, специально посвященную взаимодействию НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но будет он одобрен депутатами Государственной Думы или нет, пока не известно.

В субъектах РФ и отдельных муниципальных  образованиях РФ принят достаточно большой  массив нормативно-правовых актов, затрагивающих  вопросы взаимодействия власти и  НКО.

Итак, проанализировав нормативно-правовую базу, регулирующую взаимодействие власти и НКО в России, можно сделать следующие выводы.

Информация о работе Система взаимодействия власти и общества