Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Одним из слагаемых военной безопасности Российской Федерации является состояние её Вооружённых Сил, которое определяется не только уровнем технической оснащённости и обученности войск, но и морально-психологическим состоянием личного состава, которое напрямую зависит от социально-правовой защищённости военнослужащих и членов их семей.

Содержание работы

Введение
1. Российское законодательство о социальном обеспечении военнослужащих Российской Федерации
1.1 Военнослужащие как субъект социального обеспечения
1.2 Виды обеспечения военнослужащих Российской Федерации и их правовое содержание
1.3 Правовое регулирование жилищных вопросов военнослужащих
1.4 Порядок реализации прав военнослужащих на обеспечение отпусками, медицинское обслуживание и проезд на транспорте
2. Исследование социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117
2.1 Реализация статуса военнослужащих
2.3 Основные задачи и перспективы социально-правовой работы в военной части 20117
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение В

Файлы: 1 файл

Социальное обеспечение семей военнослужащих РФ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

высокая государственная и общественная значимость воинского труда, предназначенного для обеспечения безопасности государства в военной сфере, наличие прямой причинно-следственной связи между уровнем обороноспособности государства и степенью социальной защищенности военнослужащих, качеством их социального обеспечения;

наличие в системе органов государственной  власти специальных органов, предназначенных осуществлять реализацию законодательства о социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

наличие в общей системе законодательства о социальной защите и социальном обеспечении граждан особой, весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию, группы нормативных правовых актов, регулирующих сферу социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

обширный контингент населения Российской Федерации, включенного в сферу действия указанного законодательства. Согласно статистическим данным, субъектами правоотношений в данной сфере являются сегодня до 15 миллионов российских граждан (военнослужащие; члены их семей, пользующиеся рядом дополнительных гарантий и компенсаций в связи с профессиональным статусом главы семьи; граждане, уволенные с военной службы, чье пенсионное и другие виды социального обеспечения обусловлены былой принадлежностью к военной организации государства; ветераны)[7].

Военное право является комплексной  отраслью российского права и  представляет собой совокупность знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Известный специалист в области военного права А.В. Кудашкин, раскрывая содержание предмета военного права, выделяет внутри него несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по управлению военной организацией государства:

Общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны  страны и безопасности государства  военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной  организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения;

Отношения, связанные с исполнением  воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих;

Отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и  правопорядка, деятельностью органов  военной юстиции;

Отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами  военного сотрудничества, а также  ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права [2].

Следует отметить, что общественные отношения, связанные с реализацией  статуса военнослужащих, их социального  обеспечения и социальной защиты, образуют вполне самостоятельную подотрасль военного права. Аргументом, подтверждающим данный вывод, является то, что эти две сферы общественных отношений, объединенные А.В. Кудашкиным в одну группу, регулируются двумя самостоятельными законодательными актами: федеральными законами «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ[2].

Можно выделить следующие отличительные  особенности социального обеспечения  военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей:

во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве – законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

во-вторых, финансирование социального  обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей осуществляется исключительно  за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;

в-третьих, если социальное обеспечение  населения осуществляется исключительно  в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного  заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и  тому подобное, то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;

в-четвертых, социальному обеспечению  военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;

в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов  льгот, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных  категорий граждан.

Таким образом, имеются все основания  выделять право социального обеспечения  и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной подотрасли системы отечественного военного права и права социального обеспечения. А также, целесообразно рассматривать военнослужащих и членов их семей как отдельных субъектов права социального обеспечения.

 

1.2 Виды обеспечения военнослужащих  Российской Федерации и их  правовое содержание

 

В настоящее время в юридической  и военной литературе сложилось  понятие о нескольких видах обеспечения  военнослужащих: денежное довольствие, продовольственное обеспечение  и вещевое обеспечение. Они носят  материальный характер обеспечения  военнослужащих [10].

Значение материального обеспечения в том, что с одной стороны оно является основным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащих и членов их семей, а с другой стороны выступает средством стимулирования труда военнослужащих, связанного с тяготами и лишениями военной службы, такими как необходимость постоянно находиться в боевой готовности, возможность быть привлеченными в любое время для решения служебных задач, в том числе и боевых задач, связанных с риском для жизни и здоровья, относительно частая по сравнению с гражданскими лицами перемена места жительства, проживание совместно с членами семьи в отдаленных местах и местах с тяжелыми или неблагоприятными климатическими условиями, оторванность военнослужащих по призыву от семей и постоянного места жительства и другое.

Материальное обеспечение непосредственно  воздействует на те процессы, которые  происходят в Вооруженных Силах. Такое значение материального обеспечения  военнослужащих, его непосредственная связь с жизнью и деятельностью Вооруженных Сил, с их боевой готовностью обусловливают внесение изменений в законодательство о нем, постоянное совершенствование и развитие правового регулирования в данной сфере [11].

В последнее время правовое регулирование  материального обеспечения военнослужащих претерпело принципиальные изменения. Введена новая система денежного довольствия, при которой размеры окладов денежного содержания определяются исходя из соответствия основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; идет переход продовольственного и вещевого довольствия на замену их в денежном эквиваленте.

Проводимые в Российской Федерации  социально-экономические преобразования, развитие свободных рыночных отношений, реализация концепции по переводу натуральных льгот в денежную форму определили решающую роль системы материального обеспечения военнослужащих.

Правовое регулирование денежного  довольствия военнослужащих. Право военнослужащих на государственное материальное обеспечение включает в себя право на денежное довольствие. Понятие денежного довольствия применяется только в отношении военнослужащих. Другие категории граждан имеют право на заработную плату, денежное вознаграждение и так далее. Право военнослужащих на денежное довольствие конкретизирует их конституционное право на вознаграждение за труд, которое закреплено в части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации [4]. Правовые гарантии военнослужащих на денежное довольствие закреплены в отдельных статьях Федерального закона «О статусе военнослужащих» и приказах Министра обороны Российской Федерации [12]. Одним из главных нормативных правовых актов, наиболее полно регулирующих денежное довольствие, на сегодняшний день является приказ Министра обороны Российской Федерации № 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации»[13].

Денежное довольствие, с одной  стороны, является, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащего, с другой – служит средством стимулирования труда военнослужащих, связанного с тяготами и лишениями военной службы. В денежное довольствие не входят льготы, денежные компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, вместо выдачи продовольственного пайка и вместо выдачи отдельных предметов вещевого имущества личного пользования, вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также денежная компенсация, лицам, подвергшимся воздействию радиации.

К принципам построения систем оплаты воинского труда относятся:

– учет специфических особенностей военной службы, который реализуется  установлением значительных по объему дополнительных выплат и компенсаций;

– использование экономической  заинтересованности военнослужащих в  продлении контрактов;

– соблюдение социальной справедливости в оплате воинского труда и  материальных стимулов служебного роста  за счет использования приемлемых коэффициентов  дифференциации денежного содержания различных категорий военнослужащих;

– относительно более высокий уровень  денежного довольствия военнослужащих по сравнению с оплатой труда  гражданских лиц.

Денежное довольствие военнослужащих дифференцировано в зависимости  от их служебно-правового положения, времени пребывания на военной службе, квалификации, особенностей выполнения возложенных обязанностей и условий прохождения военной службы [14].

Оклад денежного содержания военнослужащего  состоит из месячного оклада в  соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию). В оклад денежного содержания не включаются надбавки и выплаты, которые начисляются на его сумму.

Надбавки состоят из месячных и иных надбавок. Основное целевое назначение надбавок – стимулировать военнослужащего к повышению профессиональной квалификации и росту уровня мастерства, а также компенсировать тяготы и лишения, связанные с неблагоприятными или особыми условиями службы. Выплата надбавок, как правило, не связана с возложением на военнослужащего дополнительных служебных обязанностей. Если исходить из порядка установления надбавок, то их можно разделить на две группы [14].

В первую группу входят те из них, выплата которых обязательна и связана со строго определенными нормативными правовыми актами условиями. В эту группу входят надбавки:

за выслугу лет;

за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну;

за службу в отдаленных и с  тяжелыми климатическими условиями местностях;

за классность и другие.

Вторую группу составляют надбавки, установление которых конкретному  военнослужащему происходит по усмотрению командира, например:

надбавка за сложность, напряженность  и специальный режим службы;

квартальные премии.

Выплаты представляют собой составную  часть денежного довольствия, имеют, как правило, разовый и компенсационный  либо стимулирующий характер. В настоящее  время установлены следующие  виды дополнительных выплат:

единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года;

отпускные деньги военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и курсантам  военных образовательных учреждений профессионального образования;

подъемные и суточные деньги;

беспроцентные выплаты;

командировочные деньги.

Военнослужащим, поступившим на военную  службу по контракту, оклады по воинским званиям и воинским должностям выплачиваются  со дня вступления в силу контракта  о прохождении военной службы, объявленного приказом соответствующего должностного лица. Офицерам, призванным на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленным в запас с присвоением воинского звания офицера, оклады по воинским званиям выплачиваются со дня убытия к месту прохождения военной службы, указанного в предписании военного комиссариата, в установленном порядке [13].

При присвоении военнослужащим очередных  воинских званий оклады по присвоенным  воинским званиям выплачиваются  со дня присвоения этих званий в  установленном порядке.

Оклады по воинским званиям и  воинским должностям военнослужащим подлежат выплате за весь период военной службы по день исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную  службу по контракту, месячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня  вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности.

Военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, надбавки выплачиваются  с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они назначены на воинские должности, и по месяц освобождения от занимаемой воинской должности, а морское денежное довольствие – по день исключения из списков личного состава воинской части. Выплата надбавок производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников)[14].

Информация о работе Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации