Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Одним из слагаемых военной безопасности Российской Федерации является состояние её Вооружённых Сил, которое определяется не только уровнем технической оснащённости и обученности войск, но и морально-психологическим состоянием личного состава, которое напрямую зависит от социально-правовой защищённости военнослужащих и членов их семей.

Содержание работы

Введение
1. Российское законодательство о социальном обеспечении военнослужащих Российской Федерации
1.1 Военнослужащие как субъект социального обеспечения
1.2 Виды обеспечения военнослужащих Российской Федерации и их правовое содержание
1.3 Правовое регулирование жилищных вопросов военнослужащих
1.4 Порядок реализации прав военнослужащих на обеспечение отпусками, медицинское обслуживание и проезд на транспорте
2. Исследование социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117
2.1 Реализация статуса военнослужащих
2.3 Основные задачи и перспективы социально-правовой работы в военной части 20117
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение В

Файлы: 1 файл

Социальное обеспечение семей военнослужащих РФ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

улучшение культуры и досуга, информационного  и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных  Сил, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей,

пропаганда физкультуры и спорта.

совершенствование профессионального  образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских  служащих.

сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала  Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

повышение безопасности военной службы.

улучшение жилищных условий семей  военнослужащих.

повышение размеров денежного довольствия  военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил и пенсий граждан, уволенных с военной службы.

обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных  Сил, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей.

Любые инвестиции, в том числе  и в человека, предполагают, что инвестор (в данном случае государство) рассчитывает на отдачу. Конечный результат рассчитывают разработчики стратегии – это повышение роли человеческого фактора в условиях перехода на новую стратегию строительства Вооруженных Сил потребует соответствия самым современным требованиям к уровню профессионализма, компетентности и подготовленности к выполнению служебных обязанностей всех военнослужащих. Этому уровню должны отвечать и социальные условия прохождения ими военной службы в любом регионе нашей огромной страны и за ее пределами. Укрепление национальной безопасности и успешная реализация новой стратегии строительства Вооруженных Сил до 2020 года вряд ли выполнимы без формирования высокопрофессионального офицерского корпуса, получающего достойное денежное содержание, обеспеченного жильем и социальным пакетом на уровне современных стандартов благосостояния. Также важно, чтобы сложился физически и морально здоровый контингент военнослужащих (срочников и контрактников), для которых служба в Российской армии престижна и позволяет реализовать свои насущные и перспективные потребности, как материальные, так и социальные. И, конечно же, должны быть созданы достойные условия жизни, сохранения здоровья, получения образования для членов семей военнослужащих и военных пенсионеров. Положения стратегии опираются на комплексную оценку нынешнего состояния военно-социальной сферы, прогноз ее развития, определение объективных потребностей и возможностей реализации выбранных направлений социального развития Вооруженных Сил, изучение отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства [55].

22 мая 2008 года в Главной военной прокуратуре прошло заседание коллегии совместно c представителями Минобороны России, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба. Основной темой для обсуждения стали вопросы исполнения законодательства по обеспечению социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей а также лиц, уволенных с военной службы.

Результаты надзорных мероприятий, осуществляемых в минувшем году, показали малую эффективность реализации социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных законодательством. Как отметил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор государственный советник юстиции 1-го класса Сергей Фридинский, все это является следствием нарушения законов со стороны должностных лиц всевозможного ранга: «Только в 2007 году военными прокурорами было выявлено порядка 67 тысяч таких нарушений. По результатам надзорных мероприятий к дисциплинарной, материальной и административной ответственности было привлечено около 10 тысяч должностных лиц. Было возбуждено более двух тысяч уголовных дел, а 1.873 командирам и начальникам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом в суды было заявлено почти 1.600 исков в защиту интересов военнослужащих, членов их семей и других граждан, восстановлены права свыше 300 тысяч военнослужащих и членов их семей» [57].

Главный военный прокурор обратил  внимание еще и на то, что сегодняшнее социальное положение военнослужащих оставляет желать лучшего. Причем это одинаково относится как к солдатам и сержантам, так и к генералам и адмиралам: «Именно этот факт в настоящее время является основополагающим в определении соблюдения законности и правопорядка в российских силовых структурах, именно в силу социальных проблем испытываем мы сегодня трудности, например, с переходом армии на контрактную основу» [57].

Стратегия социального развития Вооруженных  Сил Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает поэтапную разработку нормативно-правовой базы, направленной на коренное улучшение социального статуса военнослужащих. Несовершенство этой базы зачастую порождает ряд проблем в социальной защите и в частности в жилищной сфере, в сфере денежных и иных видов довольствия и конечно же в вопросах пенсионного обеспечения. При этом многие проблемы правового регулирования могут быть решены уже сейчас, есть немало резервов и в правозащитной деятельности органов военной прокуратуры, и в деятельности военно-следственных органов по защите прав военнослужащих уголовно-правовыми средствами. Необходимо найти наиболее рациональные и эффективные средства правового, административного и прокурорского воздействия на ситуацию на местах, которые позволили бы качественно улучшить состояние законности в сфере социальной защиты военнослужащих.

По итогам коллегии Главной военной  прокуратуры создана межведомственная рабочая группа, которая будет  на постоянной основе не только осуществлять мониторинг исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, но и проводить совместные предупредительно-профилактические мероприятия. Помимо этого данная группа займется проработкой проблемных вопросов реализации гарантированных государством прав и свобод указанной категории граждан, выработает предложения, направленные на обеспечение единых подходов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, к решению существенных проблем.

Таким образом, острой является проблема обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В стране растет количество военнослужащих, не имеющих квартир.

На апрель 2008г. только по Министерству обороны Российской Федерации число  нуждающихся в получении жилья  составляло около 90 тыс. военнослужащих. Велико и число семей граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства, — около 150 тыс. [58].

В настоящее время многие семьи  военнослужащих вынуждены проживать  в казармах, на кораблях, снимать  жилье за высокую плату, при этом не обеспечиваются жизненно необходимые бытовые условия, отсутствует нормальный отдых, разрушается здоровье, растет число распавшихся по этой причине семей.

В меру своих возможностей Уполномоченный помогает военнослужащим добиться реализации их права на получение жилья.

При существующих темпах строительства  и приобретения жилья очередь  на его получение растянется на десятилетия, а удовлетворение потребностей семей  военнослужащих в благоустроенном  жилье грозит превратиться для - государства в неразрешимую и вечную проблему.

Обеспечение гарантий государственной  защиты прав военнослужащих, лиц, уволенных  с военной службы, и членов их семей является одной из важных составляющих деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В 2008 г. Уполномоченным рассмотрено  около тысячи жалоб, связанных с  нарушением прав военнослужащих и членов их семей, прав ветеранов войн, боевых действий, военной службы. Жалобы поступили  практически из всех силовых министерств  и ведомств Российской Федерации. Наибольшее количество обращений пришло из отдаленных военных округов, флотов Министерства обороны Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации [59].

Несмотря на то, что Законом Российской Федерации «Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» военнослужащим предоставлено право обжаловать в военных судах неправомерные  действия органов военного управления и их должностных лиц, количество жалоб, поступающих Уполномоченному от военнослужащих, увеличивается с каждым годом [59].

Основная часть жалоб касается вопросов нарушения прав военнослужащих и членов их семей в период прохождения  военной службы. Имеются также  жалобы на неправомерные решения судов и органов прокуратуры, превышение должностными лицами своих полномочий, нарушения жилищного законодательства, невыплату денежного довольствия, незаконное увольнение с военной службы, нарушения при призыве на военную службу.

Проблема обеспечения и соблюдения прав военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей по своей остроте и масштабам  она уже давно стала болью  всего общества. Ситуация, сложившаяся  в Вооруженных Силах Российской Федерации с соблюдением прав человека, тяжело сказывается не только на тех., кто в них служит и работает, но и на их родных и близких, угрожает не только безопасности каждого гражданина, но и безопасности государства в целом и поэтому требует принятия решительных мер со стороны органов государственной власти [60].

 

2.2 Исследование социальных проблем военнослужащих и членов их семей войсковой части 20117

 

Для оценки уровня социально-правовой защищенности в войсковой части 20117 среди личного состава был  проведен социологический опрос (Приложения Б, В).

В опросе приняли участие офицеры, прапорщики, солдаты, проходящие службу по контракту, солдаты срочной службы, гражданские служащие воинской части 20117 (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 - Состав участников опроса

 

Главным вектором социального развития Вооруженных сил участники опроса считают обеспечение в полном объеме и своевременность реализации социальных гарантий, установленных законодательством для военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы членов их семей (68 % участников опроса). Вхождение в пятерку лучших армий мира о основным показателям социального развития в качестве целевого ориентира стратегии развития назвали 54 % участников опроса. 21 % опрошенных указали в качестве ориентира создание условий для развития социального потенциала Вооруженных сил в долгосрочной перспективе. Сумма результатов больше 100 %, т.к. в качестве ответа можно было выбрать два варианта (рисунок 2.5).

В оценке приоритетности направлений  социального развития вооруженных сил наиболее актуальными для себя большинство опрошенных посчитали следующие:

 

Рисунок 2.6 – Приоритетность направлений  социального развития: оценка необходимости  улучшения в сфере культуры, спорта, досуга

 

На вопрос «Улучшение культуры и  досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» 55 % участников опроса высоко оценивают необходимость улучшения в сфере культуры, спорта, досуга. 32 % опрошенных оценивают данную проблему максимально высоко (рисунок 2.6).

Ответы на вопрос «Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных служащих» распределились следующим образом: 30 % опрошенных считают максимально приоритетными вопросы профессионального образования, 40 % опрошенных оценивают приоритет в данной сфере как высокий (рисунок 2.7).

 

Рисунок 2.7 – Приоритетность направлений  социального развития: совершенствование  профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных служащих

 

В ходе анализа данных опроса было обнаружено, что четверть опрошенных оценивают приоритетность сохранения здоровья военнослужащих максимально высоко, 55 % дают высокие оценки значимости решения проблем здоровья (рисунок 2.8).

Оценка приоритетности безопасности военной службы распределилась следующим  образом: 55 % опрошенных оценили повышение  безопасности военной службы высокой  оценкой, максимально высоко приоритетность решения данного вопроса оценило 30 % опрошенных (рисунок 2.9).

Все участники опроса дали высокие  и максимально высокие оценки улучшению жилищных условий военнослужащих в качестве приоритета социального  развития. Ни один из опрошенных не отметил, что вопросу улучшения жилищных условий военнослужащих и их семей уделяется должное внимание. Оценки распределились следующим образом: высокая приоритетность – 40 % опрошенных, максимально высокая приоритетность – 60 % опрошенных (рисунок 2.10).

 

Рисунок 2.10 – Приоритетность направлений социального развития: улучшение жилищных условий

 

На сегодняшний день это серьезная  социальная проблема, для решения  которой руководство войск предпринимает  последовательные практические шаги. Причин такого положения в обеспеченности жильем военнослужащих несколько. Основные из них - недостаточное финансирование строительства, существенные трудности с выделением местными администрациями земли под застройку, пробелы в действующем законодательстве. Особенно отмечается низкая обеспеченность жильем младших офицеров, что влияет на принятие ими решений о дальнейшем прохождении службы. Не менее остро стоит вопрос с обеспечением семей военнослужащих служебным жильем. Для проживания 316 семей, имеющих право только на служебные жилые помещения, в воинской части 20117 имеется лишь 156 помещений. Недостаточное финансирование строительства жилья сказывается на положении дел с обеспечением жильем военнослужащих и их семей, увольняемых с военной службы в запас или отставку, а также граждан, ранее уволенных с военной службы и состоящих на жилищном учете по месту увольнения.

В недавнем будущем в воинской части 20117 складывалась парадоксальная ситуация: единственным способом получить жилье  было увольнение военнослужащего.

В 2007 году заработала программа накопительного ипотечного кредитования. Участниками данной программы стали несколько семей офицеров воинской части 20117. Программа рассчитана на тех офицеров, которые приходят в войска сегодня. Суть ее в том, что в процессе службы на личный счет офицера государство перечисляет деньги за оплату взятого ипотечного кредита на покупку квартиры. Военнослужащие, заключившие контракт после 1 января 2005 года и изъявившие желание участвовать в накопительно-ипотечной системе, включаются в реестр для ежегодного начисления денежных средств. Для каждого из них ежегодно перечисляется 37 тысяч рублей. Начиная с 2009 года 100 процентов военнослужащих, заключивших контракт после 1 января 2005-го, будут участвовать в этой программе. Офицер уже через несколько лет может вселиться в выбранную им квартиру, а полностью в его собственность она перейдет после погашения стоимости жилья. Такая система способствует закреплению офицеров на военной службе, которые спокойно выполняют свои обязанности, зная, что семья проживает в нормальных жилищно-бытовых условиях.

Информация о работе Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации