Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Одним из слагаемых военной безопасности Российской Федерации является состояние её Вооружённых Сил, которое определяется не только уровнем технической оснащённости и обученности войск, но и морально-психологическим состоянием личного состава, которое напрямую зависит от социально-правовой защищённости военнослужащих и членов их семей.

Содержание работы

Введение
1. Российское законодательство о социальном обеспечении военнослужащих Российской Федерации
1.1 Военнослужащие как субъект социального обеспечения
1.2 Виды обеспечения военнослужащих Российской Федерации и их правовое содержание
1.3 Правовое регулирование жилищных вопросов военнослужащих
1.4 Порядок реализации прав военнослужащих на обеспечение отпусками, медицинское обслуживание и проезд на транспорте
2. Исследование социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117
2.1 Реализация статуса военнослужащих
2.3 Основные задачи и перспективы социально-правовой работы в военной части 20117
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение В

Файлы: 1 файл

Социальное обеспечение семей военнослужащих РФ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, под служебным жилищным обеспечением следует понимать создание государством надлежащих жилищных условий военнослужащим на период прохождения военной службы [29]. Служебное жилищное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включает в себя обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями, арендованными специально для военнослужащих воинскими организациями – юридическими лицами, и выплату денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, то есть оно состоит из права на служебное жилое помещение и иных прав, одно из которых подлежит реализации в первые три месяца с момента прибытия военнослужащего к новому месту военной службы при отсутствии необходимого служебного жилого помещения. До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с  ними членам их семей на весь срок военной  службы предоставляются служебные  жилые помещения.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального  образования и получения в  связи с этим офицерского воинского  звания, и совместно проживающие  с ними члены их семей;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении  военной службы, и совместно проживающие  с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Следует также отметить, что за военнослужащими, обеспечиваемыми  служебными жилыми помещениями на время  прохождения военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования), сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу [29]. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

А также законодательством установлено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей  продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Другие же военнослужащие при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Так, например, при ранее действовавшем Жилищном кодексе 1983 года военнослужащие обязаны были освободить и сдать в трехмесячный срок служебное жилое и подсобные помещения по акту по истечении срока действия договора, переводе к новому месту службы. После вступления нового Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены кардинально новые, сжатые, сроки. Наниматель и члены его семьи при освобождении жилого помещения обязаны сдать его в течение трех дней. Таким образом, срок освобождения служебного помещения сокращен с трех месяцев до трех дней [26].

Военнослужащие, проходящие военную  службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной  службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе, по адресам воинских частей [29].

Военнослужащие и совместно  проживающие с ними члены их семей  военных представительств Министерства обороны обеспечиваются жилыми помещениями  за счет жилищного фонда организаций, где содержатся военные представительства, с компенсацией стоимости этих помещений Министерством обороны через виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны. В случае отсутствия у организаций жилищного фонда виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны по представлению заказывающих управлений для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями приобретают их либо строят путем долевого участия в жилищном строительстве.

Военнослужащие и члены их семей  военных комиссариатов и линейных органов военных сообщений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечиваются жилыми помещениями за счет жилищного фонда гарнизонов.

Военнослужащие военных комиссариатов  могут обеспечиваться жилыми помещениями  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

За военнослужащими, проходящими  военную службу по призыву, в том  числе и офицерами, призванными  на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 11 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») [12].

С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации сменились акценты в системе жилищного обеспечения военнослужащих [30]. Так, например, если раньше военнослужащие могли быть членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов, то теперь жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 года преобразованию в товарищества собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке.

Государственный жилищный сертификат – гарантия и право военнослужащих на получение жилья. Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 года, входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 700 [31].

Абзацем 7 разделом 2 Подпрограммы определены категории граждан, имеющие право  на получение субсидий в виде государственного жилищного сертификата. В настоящее время право на получение данных субсидий имеют следующие категории военнослужащих граждан Российской Федерации и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Граждане, уволенные с военной  службы по достижении ими предельного  возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или  в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность  службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Граждане, подлежащие переселению  из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями  хозяйственной деятельности.

Из общей категории граждан, имеющих право на субсидии, Подпрограмма выделяет особую группу – «первоочередников», то есть группу граждан, которым субсидии предоставляются в первую очередь. Такими «первоочередниками» являются граждане – участники Подпрограммы, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, созданных в установленном порядке для выполнения народно-хозяйственных задач [31].

Применительно к Подпрограмме основаниями для признания граждан – участников Подпрограммы не имеющими жилых помещений являются:

отсутствие жилых помещений  для постоянного проживания;

проживание в общежитии или  в служебном жилом помещении  при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

проживание на условиях поднайма (коммерческого  найма) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Для военнослужащих, определены два  общих условия, необходимых для  того, чтобы стать участником Подпрограммы:

а) наличие общей продолжительности  военной службы не в льготном, а  в календарном исчислении 10 лет  и более;

б) представление на увольнение с  военной службы (по достижении предельного  возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями).

В общую продолжительность военной  службы включается суммарная продолжительность  военной службы по контракту и  призыву.

Законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли, чем не исключается возможность для остальных увольняемых получить жилье из государственного и муниципального жилищного фонда после увольнения в установленные законом сроки [1].

Рассматривая условия, необходимые  для участия в Подпрограмме, следует  подчеркнуть, что наличие у гражданина определенного срока военной  службы и оснований увольнения с  военной службы еще не составляет полный перечень этих условий. Необходимо еще одно существенное условие – наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации  определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189 [32].

Согласно статье 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим  до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Согласно вышеуказанным законодательным  нормам, а также с учетом статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (применительно к участникам Подпрограммы), продолжают сохранять право состоять на таком учете [31].

В связи с этим у некоторых  членов жилищных комиссий воинских частей возникают вопросы, связанные с  реализацией пункта 11 Правил выпуска  и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 года, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года № 522м [33]. Указанной нормой определено, что, наряду с другими документами, кандидаты на участие в Подпрограмме подают в органы местного самоуправления или соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 7 указанных Правил основаниями признания граждан  нуждающимися в получении жилых  помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного  места жительства после увольнения с военной службы. Основанием признания  избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление военнослужащего и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы – приказ об увольнении в запас или в отставку [31].

Таким образом, военнослужащие при  наличии соответствующих оснований  имеют право встать на учет нуждающихся  в жилых помещениях как по месту  прохождения военной службы, так  и по избранному месту жительства, отличному от места прохождения  военной службы. В первом случае вопрос о постановке военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях решается жилищными комиссиями воинских частей, во втором случае – общественными комиссиями по жилищным вопросам, созданными при органах местного самоуправления, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Жилищные комиссии по указанию командира воинской части рассматривают рапорта о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют проверку прилагаемых документов, готовят по ним решения [33].

Накопительно-ипотечная система  как способ получения жилья военнослужащим. 1 января 2005 года, с учетом рыночных условий развития экономики страны, начался качественно новый этап и жилищного обеспечения военнослужащих – переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих на основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года № 117 [34].

Информация о работе Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации