Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Одним из слагаемых военной безопасности Российской Федерации является состояние её Вооружённых Сил, которое определяется не только уровнем технической оснащённости и обученности войск, но и морально-психологическим состоянием личного состава, которое напрямую зависит от социально-правовой защищённости военнослужащих и членов их семей.

Содержание работы

Введение
1. Российское законодательство о социальном обеспечении военнослужащих Российской Федерации
1.1 Военнослужащие как субъект социального обеспечения
1.2 Виды обеспечения военнослужащих Российской Федерации и их правовое содержание
1.3 Правовое регулирование жилищных вопросов военнослужащих
1.4 Порядок реализации прав военнослужащих на обеспечение отпусками, медицинское обслуживание и проезд на транспорте
2. Исследование социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117
2.1 Реализация статуса военнослужащих
2.3 Основные задачи и перспективы социально-правовой работы в военной части 20117
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение В

Файлы: 1 файл

Социальное обеспечение семей военнослужащих РФ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Целью накопительно-ипотечной системы  является формирование жилищных накоплений военнослужащих за счет средств федерального бюджета и поддержание платежеспособности военнослужащих при решении жилищной проблемы с помощью ипотечного кредитования.

Жилищный ипотечный кредит –  это денежные средства, предоставленные  банком клиенту взаймы на приобретение жилья. За пользование кредитом клиент должен заплатить банку проценты, ежемесячно производить возврат  заемных средств в сроки, установленные  кредитным договором [35]. Приобретенное за счет кредита жилое помещение будет находиться в залоге у банка до полного погашения клиентом ипотечного кредита.

Для формирования жилищных накоплений каждому военнослужащему – участнику  накопительно-ипотечной системы  открывается персональный накопительный счет, на который ежегодно из бюджета будут поступать денежные взносы.

У военнослужащих появляется реальная возможность накопить необходимую  сумму для приобретения жилья. При  этом военнослужащий сам решает, когда  ему приобрести жилье. Он может дождаться окончания своего срока службы и использовать всю накопленную сумму. Или может не ранее чем через 3 года военной службы использовать уже накопленную сумму и, взяв ипотечный кредит, приобрести жилье, а расплачиваться за кредит будет теми средствами, которые ему будут продолжать поступать на накопительный счет из бюджета.

Основой для создания накопительно-ипотечной  системы являются долгосрочный характер военной службы (в среднем 15 - 20 лет) и предусмотренные в бюджете  целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.

Кроме того, впервые одна из острейших  армейских социальных проблем –  проблема жилищного обеспечения  военнослужащих решается без учета интересов членов их семей [35].

Возникают определенные вопросы, связанные  с социальной обоснованностью такого способа формирования персонального  накопительного счета каждого военнослужащего  – участника накопительно-ипотечной  системы, когда количество членов его семьи в расчет не берется.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» однозначно определено, что функцией государства  является социальная защита не только самих военнослужащих, но и членов их семей, она включает в себя реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций, иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе [12].

Согласно пункту 1 статьи 40 Конституции  Российской Федерации каждый гражданин  имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища [4]. Члены семьи военнослужащего, как и члены семьи любого гражданина, имеют возможность реализовать свои конституционные права на жилище только в рамках семейных отношений.

Несомненно, военнослужащий – участник накопительно-ипотечной системы в конечном счете будет реализовывать свои денежные накопления для решения жилищного вопроса с учетом всех членов своей семьи, то есть постарается приобрести квартиру, в которой можно будет комфортно жить, в том числе и многодетной семье. Но несомненно и другое: не всегда желание многодетного военнослужащего приобрести после окончания военной службы в рамках накопительно-ипотечной системы достойную квартиру, да еще и в соответствующем регионе, может быть реализовано [35].

Практически государство «передает» такому военнослужащему часть своих  социальных функций в жилищной сфере: чтобы обеспечить наличие хотя бы социальной нормы площади жилья  на каждого члена семьи военнослужащему  для покупки соответствующей квартиры придется использовать личные накопления (если таковых хватит). Сослуживец такого военнослужащего, который также является участником накопительно-ипотечной системы и который за время службы так и не обзавелся семьей, но имеет такую же сумму денежных накоплений, без сомнения, будет находиться в более выгодной ситуации.

Еще одной примечательной особенностью накопительно-ипотечной системы  является то, что решение жилищной проблемы российского военнослужащего (получение неслужебного жилья) никак  не связывается с реальной потребностью военнослужащего в жилом помещении (наличием или отсутствием факта признания его нуждающимся в жилом помещении).

Более того, среди военнослужащих появляется особая категория лиц, которые  вне зависимости от их желания  в обязательном порядке становятся участниками накопительно-ипотечной системы – офицеры и прапорщики (мичманы), которые заключили первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 года.

Определяя перечень участников накопительно-ипотечной  системы, законодатель фактически разделил их на две группы: обязательные участники и добровольные участники накопительно-ипотечной системы [36].

Федеральный закон «О накопительно-ипотечной  системе жилищного обеспечения  военнослужащих» определяет, что  право на добровольное участие в накопительно-ипотечной системе имеют следующие категории военнослужащих:

– выпускники высших военно-учебных  заведений (до 2008 - 2009 годов), окончившие высшие военные учебные заведения  после 1 января 2005 года и заключившие  первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года;

– прапорщики и мичманы (до 2008 года), общая продолжительность военной  службы которых составит 3 года начиная  с 1 января 2005 года, если они заключили  первый контракт о прохождении военной  службы до 1 января 2005 года;

– сержанты и старшины, солдаты  и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года [34].

Также военнослужащий может быть исключен из реестра участников накопительно-ипотечной  системы. Основаниями для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являются:

– увольнение военнослужащего с  военной службы;

– исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.

В случае перевода военнослужащего  из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, сведения об участнике накопительно-ипотечной системы должны быть переданы в реестр участников того федерального органа исполнительной власти, в который военнослужащий переведен для дальнейшего прохождения военной службы.

Основанием для открытия именного накопительного счета участника  накопительно-ипотечной системы является внесение сведений о нем в реестр участников [35].

Именной накопительный счет участника  накопительно-ипотечной системы  – это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих  из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике [37]. Именной накопительный счет открывается в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы и ведется уполномоченным федеральным органом.

По решению федерального органа исполнительной власти, в котором  федеральным законом предусмотрена  военная служба, за счет средств  федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, предусмотрена выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет [34].

Федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, производит выплату дополнительных средств:

а) участникам накопительно-ипотечной  системы, общая продолжительность  военной службы которых составляет от 10 до 20 лет:

увольняемым с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

увольняемым с военной службы по состоянию здоровья в связи с  признанием военно-врачебной комиссией  не годными или ограниченно годными  к военной службе;

увольняемым с военной  службы в связи с организационно-штатными мероприятиями;

увольняемым с военной  службы по семейным обстоятельствам, предусмотренным  законодательством Российской Федерации  о воинской обязанности и военной  службе;

б) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случае исключения участников из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу).

Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом  исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной  системы или члена его семьи [35].

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», является:

– общая продолжительность военной службы 20 лет и более;

– увольнение военнослужащего, общая  продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:

– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

– по состоянию здоровья – в  связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;

– в связи с организационно-штатными мероприятиями;

– по семейным обстоятельствам, предусмотренным  законодательством Российской Федерации  о воинской обязанности и военной  службе;

– исключение участника накопительно-ипотечной  системы из списков личного состава  воинской части в связи с его  гибелью или смертью, признанием его в установленном законом  порядке безвестно отсутствующим  или объявлением его умершим.

Одной из характерных особенностей накопительно-ипотечной системы является возможность приобретения участником накопительно-ипотечной жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении 3 лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья. Несомненно, что указанный вариант решения жилищной проблемы заинтересует многих: лучше решить вопрос с приобретением жилья как можно раньше, чем откладывать решение этой проблемы на 10 – 20 лет.

 

1.4 Порядок реализации прав военнослужащих на обеспечение отпусками, медицинское обслуживание и проезд на транспорте

 

В соответствии с Федеральным законом  «О статусе военнослужащих» в  связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Особый характер обязанностей заключается в том, что они связаны с подготовкой к вооруженной защите и непосредственно с вооруженной защитой Российской Федерации от внешней агрессии. Этим объясняется и необходимость беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни [6].

Следует отметить, что льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые  военнослужащим, могут устанавливаться различными нормативными правовыми актами Российской Федерации: федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими.

Правовое регулирование проезда военнослужащих и членов их семей на транспорте к месту проведения отпуска. Институт льгот военнослужащим по предоставлению отпусков и проезду на транспорте делится на две большие группы в зависимости от времени их действия (данный вид льгот регулируется Федеральным законом «О статусе военнослужащих»):

– временные льготы – предоставляются  только в период прохождения военной  службы (ограничиваются временем исполнения военной службы);

– постоянные льготы – не ограничиваются временем исполнения военной службы, то есть сохраняются в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы [12].

К временным льготам относятся:

а) льготы по проезду на транспорте. Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд:

– железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

– военнослужащие, проходящие военную  службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и  увольнении с военной службы, имеют  право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, – другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн;

Информация о работе Социальное обеспечение семей военнослужащих Российской Федерации