Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.
Введение
Валютное законодательство в России последнее десятилетие в своем развитии претерпевало изменения в сторону либерализации. На момент зарождения системы валютного контроля в РФ существующий валютный контроль можно было охарактеризовать принципом "все, что не разрешено, то запрещено". В настоящее время, наоборот, применим принцип "все, что не запрещено, то разрешено".
Столь кардинальные изменения произошли не единовременно, а постепенно, путем внесения корректив в правовое регулирование валютных отношений.
Говоря о либерализации
Сохранены лишь нормы валютного законодательства, предписывающие оформление паспортов сделки. Также в отношении всех валютных операций остается контроль уполномоченных банков за представлением документов валютного контроля, правильностью указания в этих документах кодов валютных операций. Действуют ограничения относительно провоза наличной валюты через границу РФ.
В то же время валютное регулирование со стороны государства, в том числе и со стороны Правительства РФ, призвано воздействовать на участников валютных правоотношений в интересах граждан, государства и общества в целом с позиций национальной безопасности.
В условиях мирового финансового кризиса под интересами Российской Федерации и общества следует понимать в первую очередь содействие устойчивому экономическому росту, занятости населения, сдерживанию инфляции, поддержанию равновесия платежного баланса России.
В настоящее время многие
страны, а Россия в особенности, сталкиваются
с проблемой приспособления к
сложным экономическим
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля.
Из всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости.
Государство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.
Использование валютного
контроля оказывается сравнительно
предпочтительным и в том плане,
что предоставляет
Федеральный закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле1" (далее — ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле) был принят 10 декабря 2003 г. Закон решил задачу модернизации валютного регулирования в сторону дальнейшей либерализации валютного законодательства. Законодательство более детально регламентирует основные направления валютной деятельности. В целом направление изменения валютного законодательства и практика его применения свидетельствуют о повышении эффективности механизма валютного регулирования и валютного контроля.
Все сказанное предопределило актуальность тематики исследования, поднимаемые в нем проблемы и выбор путей их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере валютного контроля.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие валютные правоотношения, которые возникают, изменяются и прекращаются между уполномоченными органами государства, агентами валютного контроля и участниками валютной деятельности.
Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.
Нормативную базу
Глава
1. Теоретические основы правового
регулирования валютного
Валютное законодательство представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений. В настоящее время это неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы. Валютное законодательство состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля.
Указанная отрасль законодательства регулируется нормами финансового, банковского, налогового, гражданского, государственного, административного, международного и другими отраслями законодательства.1
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права являются составной частью национального законодательства и являются приоритетными. В пример можно привести Международные обязательства России, влияющие на ее валютное законодательство, связанны с ее членством в международном валютном фонде (МВФ). Решение о вступлении в МВФ было закреплено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития»2. Тем самым Россия приняла на себя обязательства, вытекающие из статей Соглашения Международного Валютного Фонда, принятых на конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудс, США. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» нормы Соглашения МВФ следует рассматривать как составную часть российской правовой системы. Поскольку в России в период присоединения к Соглашению только совершался режима валютной монополии государства к режиму валютного регулирования, международные обязательства, вытекающие из членства в МВФ, Россия приняла на себя не в полном объеме. Такой порядок допускается условиями Соглашения МВФ (ст. XIV «Переходные меры»). Как следует из п. 6 Постановления ВС МВФ, Россия первоначально не принимала на себя обязательств, установленных разд. 2 (а) ст. VIII Соглашения МВФ, предусматривающего отказ государств-членов от введения ограничений на платежи и переводы по текущим валютным операциям.
Что касается валютного контроля, то Соглашение МВФ прямых предписаний на данный счет не содержит. Но при создании системы валютного контроля нормы Соглашения должны влиять на внутреннее законодательство страны-участницы.
Следовательно, международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно. Исключение составляют те случаи, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ3.
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Основным нормативным актом валютного регулирования является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Федеральными законами могут быть установлены случаи, когда в изъятие из общего правила допускается установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты; могут быть установлены основания и порядок введения запрета на открытие счета в банке за пределами территории РФ; могут устанавливаться правила валютного контроля. Перечисленными нормами исчерпывается круг вопросов, для решения которых закон допускает принятие федеральных законов в качестве актов валютного законодательства.
Издание нормативных правовых актов тем или иным органом валютного регулирования и контроля зависит от специфики той или иной группы валютных отношений.
В силу специфики той или иной группы валютных отношений принятие нормативных актов, их регулирующих, входит также в компетенцию Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ. Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые органами общей компетенции — Президентом РФ и Правительством РФ — в форме соответственно указов и постановлений.
Принятие нормативных актов, регулирующих валютные правоотношения, входит также в компетенцию Федеральной таможенной службы, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ. Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю.
Федеральная налоговая служба как орган валютного контроля обладает нормотворческой функцией, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством.
К регулированию валютных
отношений применимы нормы, регулирующие
внешнеэкономическую
Более подробную характеристику законодательства о регулировании валютного контроля следует начать с Конституции РФ, являющейся Основным законом государства.
В сфере валютного регулирования имеют особое значение ст. 8, 34, 35, 71, 74, 75, 76 Конституции. Так, ст. 8 устанавливает принцип единства экономического пространства Российской Федерации, гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, которая практически невозможна без права хозяйствующих субъектов на определенную степень свободы при осуществлении валютных операций. Статье 8 корреспондируют ст. 34 и 35, закрепляющие право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и право иметь имущество в частной собственности. Устанавливается невозможность лишения имущества иначе как по решению суда. В области валютного регулирования данные положения имеют огромное значение, так как, во-первых, значительно расширяют круг субъектов валютных отношений и, во-вторых, определяют право граждан иметь в собственности валютные ценности, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.5
Принцип единства экономического пространства РФ, гарантирующий свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, конкретизируется в ст. 74; где установлено, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Пункт «ж» ст. 71 относит валютное регулирование к ведению Российской Федерации, что означает возможность правового регулирования валютных отношений только на федеральном уровне.
Часть 4 ст. 15, признавая международные договоры составной частью правовой системы РФ, устанавливает приоритет норм таких договоров перед законодательными актами России.