Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования – изучение воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Объект исследования – дети оставшиеся без попечительства родителей.
Предмет исследования – формы воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цели исследования: исследовать формы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение……………………………………………………………………..…..
Глава I. Исторические правовые основы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей.
1.1. Исторические аспекты воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей в России.
1.2. Понятие социальных сирот и сироты как явление в современном обществе.
1.3. Нормативно правовые аспекты в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Вывод по I главе.
Глава II. Формы и методы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Методы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Вывод по II главе.
Глава III. Исследования воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей, социальными службами и организациями города Волгограда и Волгоградской области.
3.1. Патронатные семьи.
3.2. Социальные квартиры для социальных сирот.
3.3. Детские деревни SOS России.
Вывод по II главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Исторические правовые основы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей.
1.1. Исторические аспекты воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей в России.
1.2. Понятие социальных сирот и сироты как явление в современном обществе.
1.3. Нормативно правовые аспекты в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Вывод по I главе.
Глава II. Формы и методы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Методы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Вывод по II главе.
Глава III. Исследования воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей, социальными службами и организациями города Волгограда и Волгоградской области.
3.1. Патронатные семьи.
3.2. Социальные квартиры для социальных сирот.
3.3. Детские деревни SOS России.
Вывод по II главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
На любом континенте, в различные времена, в любых государствах, строях и власти были, есть и будут дети, которые в силу различных ситуаций остались без попечения родителей. В наше время, в нашей стране проблема детей сирот оставшихся без попечительства родителей остаётся до сих пор одной из важнейших проблем и данная проблема очень актуальна. За последнее десятилетие заметно увеличился рост детей сирот из-за кризисных экономических потрясений, но и не только, за 2012 год составил около 650 тысяч детей. Более 70% из них являлись "социальными сиротами" (их родители живы, но не хотят или не могут заботиться о детях). Лишь за последние годы по статистическим данным МИНОБРНАУКИ России за 2008 – 2012 годов показала, что детей сирот оставшихся без попечения родителей уменьшилось, но незначительно. Такие же малые показатели относятся и к взятым на усыновление и попечительство, что российскими, что иностранными семьями [Письмо МИНОБРНАУКИ России о статистических данных детей, оставшихся без попечительства родителей. http://www.echo.msk.ru].
В настоящее время существует очень мало антикризисных программ по предотвращению сиротства в семьях, практически отсутствуют хоть какие-то центры по работе с семьёй, отсутствуют просветительские программы, показывающие негативные последствия сиротства для детей и общества, пропагандирующие семейные ценности и воспитания детей в семье. Так же остаются ещё не решёнными вопросы психолого-педагогического и медицинского обеспечения, обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах. Учитывая все эти обстоятельства, а также то, что работа в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по формированию воспитанника к готовности полноценной жизни в обществе не всегда подходит сегодняшним требованиям, необходимо повысить работу по совершенствованию деятельности данных учреждений.
Наше государство и общество постоянно призывается заботиться о развитии и воспитании детей сирот, опираясь на сложившееся проблемы и исторический опыт их решения.
Цель исследования – изучение воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Объект исследования – дети оставшиеся без попечительства родителей.
Предмет исследования – формы воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цели исследования: исследовать формы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: дети оставшиеся бед попечения родителей имеют проблемы в воспитании, а именно личностные, эмоционально волевые, которые проявляются повышенной тревожностью, а так же чувствуют себя не защищёнными и не значимыми.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
ГЛАВА I. Исторические правовые основы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей.
Благодаря историческому опыту в помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России, можно выделить традиции, изучить, осмыслить, переосмыслить накопленный опыт, взять из него наиболее актуальные для современной действительности образцы.
Можно выделить восемь периодов в историческом развитии системы социализации детей-сирот в практике социально-педагогических систем образовательных учреждений России [Кошман С.Н. Управление развитием региональной системы социализации детей-сирот].
I период - до X века – период родоплеменного и общественного вспомоществования. На Руси с древнейших времен судьба детей, оставшихся без попечительства родителей решалась путем призрения. Использовались такие механизмы поддержки сирот, как «приймачество», «дарообмен», общинная, мирская помощь.
II период – Х – ХVI вв. – характеризуется доминированием церкви и местных князей в деле призрения покинутых детей, связанным, прежде всего, с благотворительность в пользу детей-сирот. До XVII века забота о таких детях являлась для церкви полем реализации своих нравственных принципов и декларировалась как богоугодное дело, а для князей была сугубо добровольным и частным делом.
III период – середина XVII в. – середина XVIII в. - включение государства в дело призрения покинутых детей, выраженное соединением благотворительности с обучением детей-сирот грамоте, ремеслам и наукам для дальнейшей их социальной адаптации.
IV период – середина ХVIII - конец XIX вв. – развитие социально-педагогических систем воспитания и социализации "приносных детей".
С середины XVII века (III период) появляются приказы общественного призрения, занимающиеся устройством детей, оставшихся без попечения родителей в специальные учреждения. Именно в таких учреждениях впервые осуществляются узаконенные государством попытки подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни путем обучения грамоте и ремеслам. В тоже время результативность такой подготовки отследить было невозможно, в большинстве случаев она носила механический характер.
В годы царствования Петра I, Екатерины II сиротство и детство становятся объектом попечения государства. Появляются первые педагогические модели Ф. Прокоповича, К. Поликарпова, П. Салтыкова, В.Н.Татищева, И.И. Бецкого по воспитанию детей-сирот.
Большой акцент в деятельности этих учреждений делался на формировании нравственного облика воспитанников, послушании, опрятности, религиозности, трудолюбия и практической подготовке 14 – 15 летних выпускников воспитательных домов. Информация о дальнейшей судьбе воспитанников, к сожалению, оставалась недоступной.
В ряде случаев по достижению 15-летнего возраста сирот направляли на дальнейшее профессиональное обучение, продолжавшееся в течение 4 – 5 лет. После получения профессиональной подготовки ученики становились вольными. Если кто-то желал жениться на воспитаннице по окончании обучения, то ему предоставляли возможность жить в воспитательном доме и работать в мастерских три – четыре года. В 1826 году была предпринята попытка селить выпускников в специальных колониях, где они получали землю, жилье и необходимый инвентарь. Однако такая модель оказалась очень дорогой в связи с большим количеством сирот и через некоторое время перестала существовать [Разоренова Е.Л. Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной помощи].
Кроме того, в большинстве учреждений подготовка к самостоятельной жизни была хаотичной и бессистемной, царил казарменный режим, применялись физические наказания, влекущие за собой психологические мучения, наблюдалась высокая смертность. Должной образовательной подготовки не осуществлялось, дети не имели необходимых знаний.
V период – конец XIX – начало XX вв. – переход к общественному и частному призрению, зарождение общественных филантропических организаций, создание учреждений с инновационными социально-педагогическими системами (поселковые приюты, система «разбросанных домов», земледельческие «приюты-самопомощи», искусственные семьи), решавшими проблемы социализации детей-сирот.
Социальная политика в области призрения детей в дореволюционной России базировалась на трех составляющих: частной благотворительности, земской общественной помощи и государственной защите.
Несмотря на постоянное обновление, все законодательные материалы по вопросам детского призрения в России (Устав об общественном призрении, Городовое положение 1870 г., Земское положение 1864 г.) со временем перестали быть инструментом, регулирующим политику государственного и общественного призрения. Они содержали лишь общие формулировки в организации призрения на местах и не указывали источники средств финансирования. Для данной модели была характерна децентрализация в области финансирования, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, периодический, а не систематический характер деятельности, хаотичность и разрозненность действий различных субъектов помощи.
«Положение о детских
приютах» и «Наказ лицам, непосредственно
заведующим детскими приютами» на долгие
годы определили направления учебно-
Как отмечает Ю.В. Сиренко [Сиренко Ю.В. Развитие системы призрения и воспитания детей-сирот Уфимской губернии в XIX – начале ХХ веков], основываясь на сравнительно-историческом анализе литературы, в дореволюционной России существовали следующие типы учреждений призрения.
I. Воспитательные дома, детские приюты и колонии:
– профессиональные школы и мастерские;
– общежития для учащихся, ясли, колыбельни;
– лечебные детские заведения;
– заведения для содержания психически и физически нездоровых детей.
II. Дневные приюты:
– ночлежные дома;
– заведения для бесплатного и дешевого обучения детей;
– заведения для бесплатного пропитания детей.
III. Заведения, дающие помощь детям деньгами и вещами вне учреждения.
После выхода из сиротских учреждений (обычно до исполнения возраста 16 лет) выпускники старались устроиться на работу. В конце XIX века наблюдаются случаи организации приютов при промышленных предприятиях, в результате чего подростки имели возможность обучаться профессии с последующим трудоустройством.
Однако в силу объективных
и субъективных причин обеспечить достойную
адаптацию выпускникам
VI период – с 1917 по 40-е гг. XX в. - формирование гибкой системы детских образовательно-воспитательных учреждений для детей, без родителей, основой обучения и воспитания в которых являлись общественно полезный и производительный труд, дающий воспитаннику квалификацию и возможность реального трудоустройства в самостоятельной жизни.
После Октябрьской революции 1917 года и утверждения нового правящего режима начинает происходить становление новой системы государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагогика сиротства 20-30-х годов ознаменовалась борьбой двух разнонаправленных тенденций, одна из которых оставляла приоритет за общественным (синоним государственным) воспитанием (П.Н. Лепешинский, А. Колонтай, Н.К. Крупская), а другая (А.В. Луначарский) признавала важность семейного воспитания. В тоже время идеологи советского воспитания сходились во мнении о необходимости адекватной подготовки детей-сирот к будущей жизни. Так, Н.В. Крупская в 1924 году ставила перед руководителями детских домов вопрос об уровне подготовки к самостоятельной жизни: «Но даже, если самообслуживание, огород, сад, уход за животными, ремесло поставлены образцово, если эта работа дает много детям (что, впрочем, очень редко имеет место), остается грозный вопрос: как подготовляет детдом ребят к жизни, к чему он их готовит, какой выход из детдома в жизнь? И чем лучше детдом, тем острее становится этот вопрос. Куда идти, что делать?» [Крупская Н.К. К вопросу о детдомах // Лишенные родительского попечительства].
Информация о работе Воспитание детей, оставшихся без попечительства родителей, в РФ