Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования – изучение воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Объект исследования – дети оставшиеся без попечительства родителей.
Предмет исследования – формы воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цели исследования: исследовать формы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение……………………………………………………………………..…..
Глава I. Исторические правовые основы воспитания и воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей.
1.1. Исторические аспекты воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей в России.
1.2. Понятие социальных сирот и сироты как явление в современном обществе.
1.3. Нормативно правовые аспекты в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Вывод по I главе.
Глава II. Формы и методы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Методы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Вывод по II главе.
Глава III. Исследования воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечительства родителей, социальными службами и организациями города Волгограда и Волгоградской области.
3.1. Патронатные семьи.
3.2. Социальные квартиры для социальных сирот.
3.3. Детские деревни SOS России.
Вывод по II главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
К числу детей, оставшихся без попечительства родителей, относят к тем кого один родитель или оба родителя оставили без попечительства по возможным случаям:
По анализам причин социального сиротства в России получается следующие результаты, что около 60% родителей отказываются от детей ещё в роддомах, по различным ситуациям, основная из которых это отсутствие условий содержания и воспитания. Ещё 60% это матери одиночки сдающих своих детей, ссылаясь на финансовые проблемы, психологические факторы и нежелание за имение самого ребёнка. Так же около 30% отказников поступают из неблагополучных семей, где один или оба родителя употребляют алкогольные, табачные, наркотические, психотропные или иные вещества. Ну и 3 % родителей которые, в лучшем случаи, подкидывают своих детей к домам ребёнка или ещё кому либо, а не избавляются от них [Брутман В.И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социальная педагогическая проблема]. Основные причины отказа от детей и дальнейшее их распределение в другие семьи или помещение в дома ребёнка являются: малая обеспеченность, плохие условия существования, неполная семья, алкоголизм, наркомания одного или обеих родителей. В наше время многие родителя отказываются от детей узнав, что их ребёнок рождается с какими либо патологиями например: умственная отсталость в её различных формах, врождённые пороки, детский церебральный паралич (ДЦП) и другие физические недостатки [В. В. Певченков «Тандо» — новый метод адаптивного физического воспитания ].
1.3. Нормативно правовые аспекты в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
На сегодняшний день дети, оставшиеся без попечительства родителей, состоят в один ряд вместе с самыми социально незащищёнными группами населения. Детские дома чуть ли не самые закрытые государственные учреждения в России, даже чем колонии и другие исправительные учреждения. За обстановкой в детских домах, доказать факты совершения правонарушений со стороны сотрудников детских учреждений почти не возможно. Правоохранительные органы порой скрывают факты наличия расследований преступлений и правонарушений в отношении детей, оставшихся без попечительства родителей. В 2008г. был принят закон о создании независимых общественных наблюдательных комиссий [Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (с изменениями и дополнениями)], которые смогли бы пронаблюдать за работой детских учреждений, а так же в отдельных случаях проконтролировать работу правоохранительных органов расследующих преступления и правонарушения в отношении социальных сирот или даже самим провести независимое расследование.
В начале прошлого столетия мировая общественность стала уделать более пристальное внимание за правами и благополучием детей. Так 26 ноября 1924 года пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве была принята Женевская декларация прав ребёнка [UNICEF Company History]. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеи ООН принимается Декларация прав ребенка, где были провозглашены принципы правовой и социальной защиты детей [Декларация прав ребёнка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. // http://www.un.org]. Всё бы хорошо, но всё человечество потребовало от мирового сообщества принятие новых документов, где бы не просто декларировались права ребёнка, но и юридические меры по защите этих прав. И с 1979 по 1989 года была разработана новая Конвенция о правах ребёнка принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ОНН от 20 ноября 1989 года. // http://www.un.org]. Если сравнить Декларацию (1959 г.), которая носит всего лишь 10 положений (принципов), и Конвенцию (1989г.), в которой имеется 54 статьи учитывающие практически все моменты связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе, то она не только конкретизирует, но и возлагает на принявшие её государства правовую ответственность за действия в отношении детей. В свою очередь страны, присоединившиеся к ней, должны пересмотреть своё законодательство для обеспечения соответствия положениям Конвенции ООН. Что же касается России, то она была подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. [«Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года; ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I. Публикация: "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993]. Ещё ООН была принята резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)», касающаяся определенных аспектов проблем несовершеннолетних [Руководящие принципы Организации Объеденённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр – Риядские руководящие принципы). Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года]. А именно:
В Российской Федерации основным документом, гарантом, прав и защит для детей является федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. У данного закона на сегодняшний день имеется ряд новых постановлений и федеральных законов, последний из которых от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Благодаря нему устанавливаются основные права и защита интересов детей, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Этот закон создаёт правовые, социальные, экономические условия для реализации ребёнка и его интересов, как в настоящем, так и в бедующем: “Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”. Кроме Конституции Российской Федерации, федеральных законов и постановлений, права ребёнка закреплены в Гражданском кодексе и Семейном кодексе Российской Федерации. Вместе, права ребёнка можно подразделить на:
Гарантии социальной защиты, а так же ряд льгот, сирот хорошо описаны в федеральном законе РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так по статье 149 СК РФ государство РФ берёт на своё полное обеспечение сирот, а так же гарантирует им дать образование, всевозможное развитие, уважение человеческого достоинства, получение пенсий, пособий, алиментов, права на получение жилья по Жилищному Кодексу (ЖК) РФ; тем более что, на данное время, введён новый порядок получения жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. По федеральному закону от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» сироты имеют право на оценку, со стороны государства, качества жизни. Данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации. [Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», статья 2]. По настоящему закону государственные должностные лица обязаны выявлять и устранять нарушения, а так же информировать соответствующие уполномоченные органы. Не выявление и не устранение нарушений влечёт административную ответственность в виде штрафа гражданам от 3-5 минимальных месячных окладов труда, для должностных лиц 5-10 минимальных окладов, а для юридических лиц 50-100 окладов.
При выпуске из этих образовательных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью. Также им выплачивается пособие в размере не менее 200 рублей. Об этом сказано в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.
По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Таким детям предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счёт средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием. Нормы такого обеспечения утверждены постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По желанию выпускников им может быть выдана или перечислена на сберкнижку денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Также выпускникам выплачивается единовременное денежное пособие в размере не менее 500 руб. Так прописано в пункте 8 статьи 6 Федерального закона N 159‑ФЗ.
В соответствии со ст.9 ФЗ №159, органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учётом состояния здоровья. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Этим лицам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счёт собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях [Льготы и выплаты для сирот и детей без попечения родителей // http://www.vselgoty.ru].
Защиту прав и интересов социальных сирот осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация). Эти органы ведут учёт детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования [ст. 121 СК РФ]. Согласно статья 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Так же опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет [Семейный кодекс РФ (СК РФ) // в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)].
Информация о работе Воспитание детей, оставшихся без попечительства родителей, в РФ