Законодательство о производственных кооперативах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:20, реферат

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики. Именно сейчас было бы целесообразно серьезно задуматься о возрождении кооперации, чей исторический опыт свидетельствует о ее возможностях заметного влияния на решение как экономических, так и социальных проблем развития общества в условиях рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

Несмотря на отсутствие в белорусском законодательстве норм, регламентирующих порядок создания в производственном кооперативе ревизионной комиссии (ревизора), на практике такие органы создаются и успешно функционируют.

Текущее руководство деятельностью производственного кооператива осуществляют в соответствии с ГК Республики Беларусь: председатель (единоличный исполнительный орган); правление (коллегиальный исполнительный орган). При этом если в кооперативе создан такой исполнительный орган как правление, то должен быть избран и его председатель, в то время как председатель может быть избран в кооперативе и при отсутствии правления. ГК Республики Беларусь не содержит указаний на то, в каких случаях должно быть создано правление производственного кооператива, а в каких просто должен быть избран председатель, данный вопрос решается общим собранием по своему усмотрению.

Как отмечалось выше, исполнительные органы производственного кооператива осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

В компетенцию исполнительного органа входит решение всех вопросов, касающихся деятельности кооператива, за исключением отнесенных законодательством и уставом к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. Если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними [203, с. 28].

Полномочия правления и председателя производственного кооператива существенно различаются. В компетенцию правления входят все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. Полномочия же председателя кооператива определяются уставом. Среди таких полномочий можно выделить:

а) действие от имени кооператива без доверенности;

б) распоряжение имуществом кооператива;

в) заключение договоров и выдача доверенностей;

г) открытие счетов кооператива в банках и иных кредитных организациях;

д) осуществление приема и увольнения наемных работников;

е) издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения членами кооператива и наемными работниками и др.

Таким образом, в полномочия правления входят все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания и наблюдательного совета, а в полномочия председателя кооператива - только те вопросы, которые определены в уставе.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета производственного кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

Если в производственном кооперативе избираются и правление, и председатель, то в уставе определяются вопросы, по которым решения председатель принимает единолично.

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь членами наблюдательного совета и правления производственного кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член производственного кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нормы ГК Республики Беларусь не в достаточной мере регулируют правовое положение органов управления производственным кооперативом.

В законодательстве следует предусмотреть норму, содержащую расширенный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива, которые не нашли своего отражения в ГК Республики Беларусь. Также необходимо урегулировать порядок принятия решений на общем собрании членов производственного кооператива, порядок созыва высшего органа управления кооперативом.

В ГК Республики Беларусь следует четко определить правовое положение наблюдательного совета, уточнить порядок его создания. Важным моментом является установление в ГК нормы, позволяющей создавать в производственном кооперативе такой орган как ревизионная комиссия (ревизор).

Решение данных вопросов будет способствовать реализации принципа демократического членского контроля в кооперативе и расширению участия членов производственного кооператива в принятии решений.

6. Правовой статус члена производственного кооператива

Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также иное законодательство о производственных кооперативах не содержат понятия «член кооператива». Исключение составляет Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов». Пункт 10 Примерного устава колхоза содержит норму о том, что членами колхоза могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16-летнего возраста, признающие Устав колхоза и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Как видим, для того, чтобы стать членом колхоза необходимо как минимум четыре условия:

а) быть гражданином Республики Беларусь (иностранные граждане, лица без гражданства не могут быть членами колхоза);

б) достижение 16-летнего возраста;

в) признание Устава колхоза;

г) принимать личное трудовое участие в деятельности колхоза.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 25 ГК Республики Беларусь по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с актами законодательства о кооперативах. Ввиду отсутствия таких актов на практике в настоящее время встречаются случаи, когда уставом кооператива минимальный возраст, необходимый для вступления в члены производственного кооператива, связан с достижением совершеннолетия, т.е. восемнадцати лет.

В законодательстве необходимо предусмотреть норму, согласно которой членами кооператива могут быть физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, принимающие личное трудовое и (или) иное участие в деятельности кооператива и внесшие имущественный паевой взнос».

Таким образом, одним из способов участия в деятельности производственного кооператива является участие личным трудом. В литературе трудовой вклад члена кооператива рассматривается как форма особого имущественного вклада. Трудовые отношения членов кооператива тесно переплетаются и взаимообусловлены имущественными отношениями в рамках единого внутрикооперативного отношения [234, с. 89].

Модельный закон от 6 декабря 1997 г. «О кооперативах и их объединениях (союзах)» также предусматривает такой вид членства как ассоциированные члены кооператива. Ассоциированными членами кооператива могут быть граждане, внесшие паевые взносы, но не принимающие личного трудового участия в деятельности кооператива. В соответствии с Модельным законом члены кооператива могут переоформить свое членство в кооперативе в ассоциированное членство в случае:

а) выхода на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;

б) перехода на выборную должность вне кооператива;

в) службы в рядах Вооруженных Сил;

г) в других случаях, предусмотренных уставом кооператива.

Таким образом, всех членов производственного кооператива можно поделить на четыре группы:

а) принимающие личное трудовое участие в кооперативе;

б) принимающие личное трудовое и иное участие в кооперативе;

в) принимающие иное участие в кооперативе;

г) ассоциированные члены кооператива.

Статья 111 ГК Республики Беларусь предусматривает случаи прекращения членства в производственном кооперативе и переход пая. Согласно данной статье членство в производственном кооперативе прекращается в случаях:

а) добровольного выхода из кооператива;

б) исключения по решению общего собрания;

в) передачи пая;

г) смерти члена производственного кооператива.

Гражданский кодекс Республики Беларусь предоставил право членам производственного кооператива по своему усмотрению выходить из его состава. Ранее порядок выхода фактически определялся общим собранием кооператива. В настоящее время при выходе из состава кооператива его членов кооператив обязан выплатить стоимость их пая или выдать имущество в натуральном выражении, а также осуществить другие выплаты, предусмотренные уставом. К таким выплатам могут относиться заработная плата, премии, доплаты и т.п. Однако все выплаты производятся, как правило, лишь по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива. В силу сложившейся бухгалтерской практики баланс составляется (может быть составлен) только на первое число месяца, следующего за отчетным [55, с. 102]. В то же время производственный кооператив в своем уставе может предусмотреть иной порядок выплаты всех вышеназванных платежей. Исключение составляют расчеты по оплате труда, которые в соответствии с трудовым законодательством производятся в день выхода (исключения) из кооператива, а не по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса.

На практике возникает достаточно большое количество споров, связанных с выходом из состава участников (учредителей) коммерческой организации. Это в первую очередь обусловлено отсутствием у учредителей, принявших решение о выходе из состава участников, возможности произвести государственную регистрацию факта выхода. С одной стороны, участник общества, член производственного кооператива вправе в любое время выйти из их состава независимо от согласия других участников (членов). С другой стороны, государственная регистрация изменения состава участников (членов) общества (производственного кооператива) является обязанностью самого юридического лица (п. 21 Положения о государственной регистрации). Таким образом, учредитель, пожелавший выйти из состава участников, не всегда может в полном объеме реализовать свое законное право.

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос, касающийся размера уставного фонда производственного кооператива после выхода или исключения его членов. Согласно п. 1 ст. 111 ГК Республики Беларусь, в соответствии с которым член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива, и в этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива. Также в соответствии с п. 2 ст. 111 ГК Республики Беларусь член кооператива, исключенный из него, имеет право на получение пая и других выплат, предусмотренных уставом кооператива. Представляется, что выплата пая выходящему или исключаемому члену кооператива осуществляется самим кооперативом за счет собственных средств и собственного имущества, а не оставшимися членами кооператива. В данной ситуации можно предположить, что после таких выплат пай будет считаться приобретенным самим кооперативом. Однако ГК Республики Беларусь не содержит подтверждения такого предположения.

Основанием прекращения членства в производственном кооперативе является подача в исполнительный орган кооператива заявления. Например, п. 15 Примерного устава колхоза, содержит сведения о том, что заявление о выходе из членов колхоза подается в письменной форме в правление колхоза не позднее чем за один месяц. По соглашению сторон членство в колхозе может быть прекращено до истечения срока предупреждения. Заявление о выходе из членов колхоза рассматривается не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления на заседании правления колхоза в присутствии лица, подавшего заявление, или по письменной просьбе этого лица - без его присутствия. Член колхоза может до истечения месячного срока отозвать заявление о выходе из членов колхоза. Правление и общее собрание членов колхоза не вправе отказать в просьбе члена колхоза о выходе его из колхоза. Членство в колхозе прекращается по истечении месячного срока со дня подачи заявления о выходе из колхоза, если в течение этого срока оно не будет рассмотрено.

В связи с тем, что нормы ГК Республики Беларусь не регламентируют порядок подачи членом производственного кооператива заявления о выходе из состава членов кооператива, данная процедура должна найти свое отражение в уставе производственного кооператива.

Достаточно широкие возможности предоставляются законодательством (ст. 111 ГК Республики Беларусь) для исключения членов производственного кооператива. Эти возможности уже появляются при неисполнении или ненадлежащем исполнении членами кооператива своих обязанностей, определяемых уставом. Кроме того, здесь имеется ссылка на законодательство и устав кооператива.

В п. 2 ст. 111 ГК Республики Беларусь предусмотрена возможность исключения из состава производственного кооператива членов наблюдательного совета или исполнительного органа на основании того, что они состоят в аналогичных кооперативах. В данном случае кооперативы ставятся в один ряд с полными и коммандитными товариществами, где полные товарищи не могут быть участниками соответствующих товариществ в качестве полных товарищей.

Член кооператива, исключенный из него, имеет право на получение пая и других выплат, предусмотренных уставом кооператива.

Исключение из членов кооператива является исключительной компетенцией общего собрания (ст. 110 ГК Республики Беларусь).

Например, в соответствии с п. 6 ст. 18 Модельного закона «О кооперативах и их объединениях (союзах)» уведомление о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива с указанием повестки дня, места и времени проведения данного собрания направляется правлением кооператива не позднее, чем за десять дней до даты проведения собрания. На основании этого, не позднее, чем за десять дней до проведения общего собрания, на котором будет рассматриваться вопрос об исключении члена кооператива, он должен быть извещен об этом в письменной форме. Общее собрание обязано рассмотреть предоставленные исключаемым членом кооператива объяснения. Действующее законодательство Республики Беларусь о производственных кооперативах подобную норму не содержит, что в свою очередь осложняет процедуру исключения члена кооператива и требует четкой ее правовой регламентации.

Отметим, что решение об исключении члена кооператива - право, а не обязанность общего собрания. Поэтому, даже если член производственного кооператива нарушает обязанности, предусмотренные ГК, иным законодательством или уставом, общее собрание может не принимать решения об его исключении.

Переход пая от одного члена кооператива к другому, так же как и многие отношения в производственном кооперативе, регламентируется с помощью диспозитивной нормы, дающей возможность выбора варианта поведения. В соответствии с п. 3 ст. 111 ГК Республики Беларусь член производственного кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Однако данный пункт одновременно оговаривает, что иные условия могут быть предусмотрены законодательством и уставом кооператива. Таким образом, уставом может быть предусмотрено отсутствие права члена кооператива на передачу пая (его части) другому члену кооператива.

Информация о работе Законодательство о производственных кооперативах