Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:20, реферат
Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики. Именно сейчас было бы целесообразно серьезно задуматься о возрождении кооперации, чей исторический опыт свидетельствует о ее возможностях заметного влияния на решение как экономических, так и социальных проблем развития общества в условиях рыночных отношений.
Применительно к производственным кооперативам ГК Республики Беларусь определяет как структуру органов управления, так и исключительную компетенцию высшего органа управления. Компетенция же других органов управления производственным кооперативом является производной от компетенции высшего органа управления (общего собрания членов кооператива). В связи с этим полномочия по управлению делами производственного кооператива, предоставляемые внешнему управляющему, сводятся только к осуществлению им реорганизации данного юридического лица.
Гражданский кодекс Республики Беларусь не устанавливает порядка принятия решений общим собранием членов производственного кооператива. Компетенция органов управления производственного кооператива и порядок принятия ими решений определяются законодательством и уставом кооператива. Согласно Примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49, решения на общем собрании членов колхоза принимаются простым большинством голосов (за исключением вопросов преобразования колхоза в хозяйственное товарищество или общество, когда в составе колхоза осталось менее трех членов колхоза).
Из этого следует, что решение о реорганизации производственного кооператива может быть принято вопреки воле той части членов кооператива, которая проголосовала против такой реорганизации. При этом действующее в настоящее время законодательство о производственных кооперативах не предусматривает каких-либо гарантий для тех членов, которые голосовали против реорганизации производственного кооператива, либо не принимали участия в общем собрании. У таких членов кооператива есть одна единственная возможность - подчиниться принятому решению.
Реорганизации производственного кооператива посвящена лишь ст. 112 ГК Республики Беларусь. Пункт 1 данной статьи гласит, что производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются законодательством.
Пункт 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь содержит норму о том, что производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество в случаях, когда в составе кооператива осталось менее трех членов, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе кооператива остался один член.
Как видим, ГК Республики Беларусь допускает преобразование производственного кооператива в любую другую организационно-правовую форму юридического лица, но только это должна быть коммерческая организация.
Статьи 53, 54 ГК Республики Беларусь имеют характер общего правового регулирования, поэтому в них говорится о юридических лицах без определения конкретной организационно-правовой формы юридического лица, которое образуется в результате реорганизации. Более конкретные решения содержатся в ст. ст. 65, 91, 104, 112 ГК Республики Беларусь, однако в них говорится только о преобразовании хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов. Например, производственный кооператив может быть разделен таким образом, что следствием этого разделения будет образование унитарного предприятия (одного или нескольких). Идеальным вариантом такого разделения является случай, когда в производственном кооперативе останется только два участника, каждый из которых становится учредителем своего унитарного предприятия, образуемого в результате разделения, хотя такая возможность не исключается и для случаев, когда число участников больше двух. Также из производственного кооператива может быть выделено унитарное предприятие, которое не будет являться собственником переданного ему имущества. Данный вывод базируется на том, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют нормы, запрещающие разделение коммерческой организации, являющейся собственником своего имущества, на несколько унитарных предприятий, либо выделение из нее одного или нескольких унитарных предприятий
Из п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь также следует, что гарантии членам производственного кооператива в части возможности каждого члена кооператива повлиять на принимаемое решение о реорганизации предоставляются, если реорганизация будет проходить в форме преобразования. Только в данном случае, если хотя бы один из членов производственного кооператива проголосует против реорганизации, решение о ее проведении принято не будет. Это не касается остальных форм реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение), так как вопрос о порядке принятия членами производственного кооператива решения о реорганизации, проводимой в названных формах, в законодательстве не решен [27, с. 175].
Среди действующего законодательства Республики Беларусь, касающегося реорганизации производственных кооперативов, особо следует выделить Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций». Это связано с тем, что данный Закон затрагивает убыточные сельскохозяйственные производственные кооперативы, в которых денежные поступления от реализации продукции, работ (услуг) не компенсируют ее расходы, не образуется прибыль в течение последних трех лет. Решения о реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций принимаются уполномоченными органами в одностороннем порядке. Статья же 10 Закона предусматривает особые гарантии прав членов сельскохозяйственного производственного кооператива. Эти гарантии заключаются в том, что решения о реорганизации производственного кооператива, а также о реализации и стоимости имущества могут быть приняты уполномоченным государственным органом только с согласия общего собрания членов колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива).
кооператив хозяйственный производственный правовой
8. Ликвидация производственных кооперативов
Основными нормативными актами, регулирующими ликвидацию коммерческих организаций, являются: ГК Республики Беларусь и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 (далее - Положение о ликвидации).
В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 22 декабря 2006 г. принял постановление №18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» [158].
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК Республики Беларусь ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Согласно п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:
а) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;
б) суда в случаях:
непринятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
в) в иных случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами.
Согласно п. 2 ст. 58 ГК Республики Беларусь собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации, если иное не установлено законодательными актами.
С момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя коммерческой организации переходят к этой комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, предоставленных законодательством. Если решение о ликвидации юридического лица принимает не собственник или уполномоченный им орган, а, скажем, суд или регистрирующий орган, оно принимается помимо воли собственника. Как принятие решения о ликвидации в этом случае не зависит от воли собственника, так и действия ликвидационной комиссии, созданной управомоченным на то органом, не должны зависеть от решения собственника [42, с. 35].
Анализ установленных законодательством оснований ликвидации коммерческих организаций позволяет сделать вывод о том, что такое решение может быть принято в любое время, на любом этапе деятельности организации [40, с. 44].
Процесс ликвидации коммерческой организации в добровольном порядке начинается с принятия решения учредителями о ее ликвидации.
Процедура ликвидации коммерческой организации, а, следовательно, и производственного кооператива, в добровольном порядке осуществляется следующим путем:
1) Подача в регистрирующий орган следующих документов (п. 7 Положения о ликвидации):
а) заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
б) решения о ликвидации коммерческой организации (в отношении производственного кооператива - решение общего собрания его членов).
2) После принятия регистрирующим
органом выше названных
а) печати и штампы организации
либо заявление собственника имущества
(учредителей, участников) об их неизготовлении
или сведения о публикации
объявлений об их утрате;
б) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
в) подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
г) копию публикации в газете «Рэспублика» о ликвидации.
Относительно ликвидации юридических лиц в судебном порядке отметим тот факт, что законодатель не допускает, чтобы по результатам второго и последующих финансовых годов размер уставного фонда субъекта хозяйствования, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов превышал стоимость чистых активов, и требует регистрации уменьшения уставного фонда. В противном случае это влечет ликвидацию субъекта хозяйствования. Отметим, что к производственным кооперативам данная норма не применяется, так как Положением о государственной регистрации минимальный размер уставного фонда производственного кооператива не установлен.
Что касается ликвидации юридических лиц по решению иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь), то согласно подпункту 3.3 п. 3 Положения о ликвидации в отношении коммерческих организаций таким уполномоченным органом является регистрирующий орган.
Основаниями для ликвидации по решению регистрирующего органа являются:
а) неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
б) внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
При наличии основания, которое названо последним, коммерческие организации ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале такой процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.
Как показывает судебная практика, требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования чаще всего предъявляются налоговыми органами в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды [16, с. 53], а также в связи с допущением субъектами хозяйственной деятельности грубых нарушений законодательства [15, с. 59].
Кроме названных правовых источников, вопросы ликвидации юридических лиц нашли свое отражение и в письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 4 февраля 2005 г. №04-03/242 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по искам о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» [155]. В данном письме Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь разъяснил, что нарушение требований законодательства может являться основанием для ликвидации субъектов хозяйствования в том случае, если хозяйственный суд квалифицирует такое нарушение как неоднократное либо грубое. Критерии оценки характера допущенного нарушения законодательства должны определяться судом с учетом обстоятельств конкретного дела и действий, которые были предприняты ответчиком для устранения допущенных нарушений. Оценивая нарушение законодательства как грубое, хозяйственный суд принимает во внимание те негативные последствия, которые повлекло данное нарушение: причинение ущерба государственным интересам, гражданам или субъектам предпринимательской деятельности [83, с. 7-8].
Информация о работе Законодательство о производственных кооперативах