Законодательство о производственных кооперативах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:20, реферат

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики. Именно сейчас было бы целесообразно серьезно задуматься о возрождении кооперации, чей исторический опыт свидетельствует о ее возможностях заметного влияния на решение как экономических, так и социальных проблем развития общества в условиях рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

Это вызвано тем, что в перечне вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь), отсутствуют такие важные вопросы как утверждение устава кооператива, определение основных направлений деятельности, установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива, в том числе и неделимых, определение направлений их использования, создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них, решение вопросов о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) и др. Все эти вопросы также должны решаться исключительно общим собранием кооператива, так как имеют особую важность.

Вопрос о том, в каких случаях в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива по своему усмотрению, в зависимости от характера и вида деятельности.

В законодательстве Республики Беларусь должна быть предусмотрена возможность создания в производственном кооперативе ревизионной комиссии (ревизора).

В связи с этим в Закон «О производственных кооперативах» включить следующую норму, содержащую расширенный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива: «К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

утверждение устава кооператива и внесение в него изменений;

определение основных направлений деятельности кооператива;

установление размера паевого взноса;

прием и исключение членов кооператива;

установление видов, размеров и порядка образования фондов кооператива, определение направлений их использования;

образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов (ревизора);

утверждение заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;

заслушивание отчета правления (председателя) кооператива;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;

создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;

решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации);

решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива».

В п. 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь закрепить:

правовое положение наблюдательного совета производственного кооператива: «В производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции наблюдательного совета»;

правовое положение ревизионной комиссии (ревизора) производственного кооператива: «Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов кооператива может избрать ревизионную комиссию или ревизора. Члены ревизионной комиссии (ревизор) кооператива не могут являться членами наблюдательного совета и исполнительных органов».

6. В целях предоставления  гарантий членам производственного  кооператива относительно возможности  каждого члена кооператива повлиять  на принимаемое решение о реорганизации  в случае, если реорганизация  будет проходить не в форме  преобразования, представляется возможным  предусмотреть в п. 2 ст. 112 ГК Республики  Беларусь следующую норму: «Решение  о реорганизации кооператива (за  исключением преобразования в  хозяйственное товарищество или  общество, а также в унитарное  предприятие) принимается не менее  чем тремя четвертями голосов  присутствующих на общем собрании  членов производственного кооператива».

Помимо вышеизложенного следует отметить, что анализ правового положения колхозов, которые в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» являются формой производственного кооператива, показывает, что колхоз имеет ряд существенных отличий: отсутствуют нормы о делении имущества колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) на паи его членов; не указано в качестве обязанности члена колхоза внесение имущественного паевого взноса, необходимого для формирования уставного фонда; имущественную основу колхоза составляют неделимые фонды; отсутствие субсидиарной ответственности членов по долгам колхоза. В связи с этим, нормы ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах применить к колхозам практически не представляется возможным, и это, в свою очередь, не позволяет относить производственные кооперативы и колхозы к одной организационно-правовой форме юридического лица. На наш взгляд, в сложившейся ситуации представляются возможными два способа решения этой проблемы: нормы Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» привести в строгое соответствие с нормами ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах, либо в ГК Республики Беларусь среди коммерческих организаций предусмотреть еще одну самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица - коллективное хозяйство (колхоз), со всеми присущими ему отличительными признаками.

 


Информация о работе Законодательство о производственных кооперативах