Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование запретов на государственной гражданской службе.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие запретов на государственной гражданской службе;
- рассмотреть виды запретов, их классификацию;
- изучить историю возникновения

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ.
1.1.Понятие запретов на государственной гражданской службе…..5-10
1.2.Исторические аспекты возникновения и развития запретов на государственной гражданской службе в РФ. Условия правомерности…11-16
1.3. Классификация запретов в системе государственной службы.17-24
Глава 2. Правовые вопросы запретов на государственной гражданской службе.
2.1.Содержание запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы…………………………………………………………25-39
2.1.Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации..40-45
Заключение…………………………………………………………….46-48
Список литературы……………………………………………………49-52

Файлы: 1 файл

запреты на гос граждансской слжбе рф.docx

— 92.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ.

1.1.Понятие запретов на  государственной гражданской службе…..5-10

1.2.Исторические аспекты  возникновения и развития запретов  на государственной гражданской  службе в РФ. Условия правомерности…11-16

1.3. Классификация запретов  в системе государственной службы.17-24

Глава 2. Правовые вопросы запретов на государственной  гражданской службе.

2.1.Содержание запретов, связанных  с прохождением государственной  гражданской службы…………………………………………………………25-39

2.1.Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации..40-45

Заключение…………………………………………………………….46-48

Список литературы……………………………………………………49-52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная гражданская служба Российской Федерации как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон) различает две  правовые категории, связанные с  правовым статусом гражданского служащего: ограничения и запреты.

Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных ст. 16 Закона, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий, уже занимающий должность гражданской службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с гражданской службы. (п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона). Соблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на гражданскую службу, так и для сторон служебного контракта.

Статья 17 Закона в развитие общих обязанностей и ограничений  гражданского служащего, установленных  ст. 15 и 16 Закона, предусматривает ряд  дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности гражданской  службы. Эти обстоятельства называются запретами, связанными с гражданской службой. Их мы и будем рассматривать в данной работе.

Целевое назначение запретов - повышение эффективности деятельности всей системы государственной службы и лиц, на ней занятых. В случае возникновения таких ситуаций или совершения гражданским служащим, перечисленных в статье 17 Закона, действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы (п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона).

Тема данной работы, ее теоретическая  часть, широко изучена ведущими юристами современности, такими как: Дмитриев Ю.А., Чиркин В.Е., Россинский А.И., Петров С.М., Оболонский А.В., Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов.

Объектом исследования являются запреты на государственной гражданской службе..

Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно данного вопроса.

Целью данной работы является комплексное исследование запретов на государственной гражданской службе.

Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

- раскрыть понятие запретов на государственной гражданской службе;

- рассмотреть виды запретов, их классификацию;

- изучить историю возникновения

- изучить ответственность государственных  гражданских служащих за нарушение  установленных запретов.

Информационной базой исследования явились: Конституция Российской Федерации 2006 года; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и обширного массива нормативных правовых актов различной юридической силы.

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ.

1.1.Понятие запретов на государственной гражданской службе.

Административно-правовой запрет - наиболее жесткий способ правового  регулирования. К данному способу  регулирования обращаются тогда, когда  необходимо оградить общество от нежелательного поведения. Как отмечается в научной  литературе, с помощью правового  запрета определяются виды деятельности, которые запрещены. К административно-правовым запретам достаточно часто прибегают  при административно-правовом регулировании  государственно-служебных отношений. По своему содержанию запреты бывают всеобщими и специальными. Всеобщий запрет подлежит соблюдению при всех условиях. Специальный запрет рассчитан  на конкретную ситуацию и подлежит соблюдению в строго определенных условиях1.

Характеризуя специфику  административно-правового запрета, необходимо сказать, что за его нарушение  применяются меры юридической ответственности. Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдения установленного административным законом  правила поведения, а в случаях  его нарушения - наказания виновного. 

Данное положение находит  свое объективированное подтверждение  в действующем законодательстве. Так, Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»2 закрепляет положение о том, что за несоблюдение запретов, связанных с государственной службой, устанавливается ответственность (п. 4 ст. 17). Однако четко материальные и процессуальные аспекты привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности законом не определены. 

 Следует сказать, что  административный запрет в системе  государственной службы создает  охранительное правоотношение. Несоблюдение  запретов правовых актов, виновное  посягательство на интересы, охраняемые  правом, дезорганизуют охранительные  правоотношения. 

Таким образом, правовые запреты  в системе государственной службы вообще и государственной гражданской  службы, в частности, - это закрепленные нормами административного права  предписания, не позволяющие государственному служащему совершать определенные действия; несмотря на то, что данные действия носят общественно полезный характер, но их совершение не совместимо со статусом государственного служащего.

Запреты, обусловленные режимом  государственной службы, закрепляются в императивной форме, и, как правило, указывают на юридическую обязанность; суть данной обязанности состоит  в запрете на совершение определенных действий, предусмотренных законом3

Правовые запреты приобретают  важнейшее значение в системе  законодательства. Внешне запрет может  казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления  свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу  за пределами запрета. Сущность природы  правовых запретов, как и любого другого вопроса правового регулирования, не так уж проста: она содержит свои цели, признаки, предписания, различия.  
Естественно, что у каждого ученого свое видение специфики понятия и вообще природы правового запрета.

Так, С.С. Алексеев, исследуя природу правовых запретов, говорит  о том, что правовые запреты - необходимый  элемент обеспечения правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление  общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной  и гражданской дисциплины, непреложный  минимум нравственных требований, границы  дозволенного и недозволенного в  поведении граждан, действиях государственных  органов4

З.Д. Иванова находит, что  значение правовых запретов в правовом регулировании общественных отношений  состоит в укреплении правопорядка, определяется характером содержащегося  в правовой норме предписания - не совершать нежелательных для  государства действий. 

По мнению Ю.Н. Слепченко под административными запретами понимается обусловленные социальной необходимостью форма и мера государственно-властного общеобязательного веления, которые предупреждают об опасности совершения неправомерных действий и имеют своей целью предотвратить нежелательное поведение в сфере управленческих отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам. 

Как отмечает Ю.Н. Слепченко, для запретов в административном праве характерны следующие признаки: 

1. Формальная определенность. 

2. Общеобязательность.

3. Властность.

4. Взаимовыгодность для общества и субъектов управленческих от-ношений. 

5. Пассивный характер  желаемого поведения . 

А.Г. Братко отмечает, что запреты по своей сущности - это государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут причинить вред общественным интересам. Применительно к запрету понятие «ограничение» рассматривается в нескольких аспектах5. Как отмечает Ф.Н. Фаткуллин, понятие ограничения близко к понятию запрета, однако оно рассчитано не на полное вытеснение того или иного общественного отношения, а на удержание его в жестко ограничиваемых рамках. 

Необходимо сказать, что  в научной литературе имеется  точка зрения, согласно которой понятия  правового запрета и правового  ограничения отождествляются. Связано  это с тем, что в Законе РФ «Об  основах государственной службы» (1995 г.) запреты, обусловленные режимом  государственной службы, были названы  ограничениями. В частности, Е.В. Охотский, исследуя правовой статус государственного служащего, отмечает ограничения по должности - это совокупность политических, экономических и организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы  дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении государственного служащего. Ограничения устанавливают  границы, выход за которые либо государство  однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. 

Е.В. Охотский дифференцирует ограничения (запреты) исходя из их целевого назначения, а именно: 

1. Ограничения, касающиеся  политической сферы. 

2. Ограничения, касающиеся  служебного времени. 

3. Ограничения, касающиеся  использования служебного положения.

4. Ограничения, касающиеся  использования в неслужебных  целях средств материально-технического  и информационного обеспечения  органа государственной власти6

Особую позицию по данному  вопросу занимает А.Г. Братко, который говорит о том, что запреты и ограничения - два различных способа правового регулирования. Основное различие их состоит в том, что запреты по своему содержанию указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения.

Т.Н. Радько, исследовав сущность правовых запретов, пришел к выводу о том, что: 

1. Запреты в отличие  от массы норм, предписывающих  позитивный вариант поведения,  проявляют себя как категорическое  осуждение государством возможного  правонарушения. 

2. Запреты можно рассматривать  и как определенные юридические  обязанности участников, регулируемые  правом общественных отношений,  поскольку участники обязаны  воздерживаться от совершения  антиобщественных поступков.

3. Запрет дает возможность  предусмотреть большое число  индивидуальных вариантов поведения  нежелательных обществу и государству7

Подводя итог, следует отметить следующее: запреты, связанные с гражданской службой, это ситуации, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы, закрепленные в нормативно установленных требованиях, предъявляемых к гражданским служащим, которые предписывают им не совершать определённые действия и не вести определенную деятельность под угрозой применения мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Установленные запреты для гражданских служащих в основном связаны с прохождением гражданской службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

- обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;

- установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих;

- создать условия для независимости служебной деятельности;

- гарантировать соблюдение гражданскими служащими действующего законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ