Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование запретов на государственной гражданской службе.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие запретов на государственной гражданской службе;
- рассмотреть виды запретов, их классификацию;
- изучить историю возникновения

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ.
1.1.Понятие запретов на государственной гражданской службе…..5-10
1.2.Исторические аспекты возникновения и развития запретов на государственной гражданской службе в РФ. Условия правомерности…11-16
1.3. Классификация запретов в системе государственной службы.17-24
Глава 2. Правовые вопросы запретов на государственной гражданской службе.
2.1.Содержание запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы…………………………………………………………25-39
2.1.Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации..40-45
Заключение…………………………………………………………….46-48
Список литературы……………………………………………………49-52

Файлы: 1 файл

запреты на гос граждансской слжбе рф.docx

— 92.81 Кб (Скачать файл)

- безвозмездное обязательство  дарителя освободить государственного  служащего от имущественной обязанности  перед дарителем или третьим  лицом.

Данное понятие включает в себя и предоставление различных  услуг и привилегий, например, передачу в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля, оплату развлечений, отдыха, лечения, внутригосударственных и зарубежных командировок и т.д..

Запрет принимать подарки  также означает наказуемость любых  действий по извлечению доходов, выгод  имущественного и иного характера, получению услуг за счет создания коллизии служебных и иных интересов. В случае принятия вознаграждения с  нарушением установленного запрета, имевшее  место дарение квалифицируется, как ничтожная сделка в соответствии со ст. 168 ГК РФ. При этом на гражданского служащего, принявшего подарок, по решению  руководителя или государственного органа, назначившего его на соответствующую  должность, может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При наличии признаков  преступлений, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении  гражданского служащего может быть возбуждено уголовное дело.

Разумеется, данный запрет не лишает гражданских служащих возможности  принимать символические подарки  и сувениры в соответствии с общепринятыми  нормами вежливости и гостеприимства при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться  ст. 575 ГК РФ. Согласно данной статье запрещается  дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением  ими служебных обязанностей, за исключением  подарков, стоимость которых не превышает трёх тысяч рублей.

Гражданский служащий может  выезжать за пределы Российской Федерации  для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона)31. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.).

Исключение могут составлять выезды в зарубежные командировки на основе международных договоров, на взаимной основе по договоренности между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами иностранных  государств, международными и иностранными организациями. В этих случаях не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации  размещения, питания, предоставления транспорта.

Соответственно, категорически  запрещено выезжать в такие командировки за счет физических и юридических  лиц (в том числе для участия  в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях).

Гражданскому служащему  запрещено использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения и имущество, а также передавать их другим лицам (п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона). Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или государственного имущества в рамках служебного времени или вне его в личных интересах или в интересах других лиц. Это может быть эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.

Данный запрет предусматривает  два типа возможных правонарушений. В первом случае гражданский служащий может использовать материально-техническое обеспечение и имущество в личных целях, во втором - те же действия он может совершить в интересах других лиц. В качестве средства служебного обеспечения может рассматриваться и информация в связи с тем, что Закон неоднократно упоминает об обязанности гражданского служащего соблюдать установленные правила работы с предоставляемой в служебных целях информацией. Для привлечения гражданского служащего к ответственности за нарушение данного запрета не имеет значения, какой из названных вариантов использования имущества был применен.

Гражданскому служащему  запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона)32.

Под конфиденциальной информацией  подразумеваются сведения не предназначенные для широкого доступа. Такая информация может стать доступной, например, для средств массовой информации, не будучи для этого предназначенной. Гражданский служащий, разгласивший подобные сведения, может и не иметь корыстных интересов, тем не менее нарушение запрета будет налицо. Наличие же материальной заинтересованности может стать при выборе мер ответственности для гражданского служащего квалифицирующим фактором.

Запрет на разглашение  и использование конфиденциальной информации в целях, не связанных  с гражданской службой, означает обязанность гражданского служащего  не разглашать в период гражданской  службы, не представлять и не использовать после увольнения с гражданской службы конфиденциальную информацию в интересах организации или физических лиц.

Практическая реализация мер, направленных на недопущение разглашения  гражданскими служащими сведений, составляющих конфиденциальную информацию, предполагает реализацию ряда конкретных условий:

Во-первых, в каждом государственном органе применительно к конкретному гражданскому служащему должен быть определен соответствующий перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию.

Во-вторых, требование о неразглашении конфиденциальной информации (наряду со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну) должно быть включено в должностной регламент гражданского служащего.

В-третьих, это требование должно быть продублировано в служебном контракте гражданского служащего в качестве одной из его основных обязанностей.

Гражданскому служащему  запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе  в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных  органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (п. 10 ч. 1 ст. 17 Закона)33.

Нарушение гражданским служащим данного запрета влечет за собой  применение дисциплинарного взыскания, включая увольнение с гражданской  службы. Меры ответственности за несоблюдение запрета должны быть соразмерны как содержанию публичных высказываний гражданского служащего, так и замещаемой им должности, а также характеру выполняемых функций.

Гражданские служащие в подавляющем  своем большинстве практически  не могут нарушить данный запрет, ибо  далеко не все из них имеют возможность  доступа, например, к средствам массовой информации (а если бы и имели, то основные обязанности гражданского служащего являлись бы для них как нравственными, так и правовыми барьерами).

В то же время многие гражданские  служащие, являясь специалистами  в различных отраслях науки, читают лекции в учебных заведениях, проводят диссертационные исследования, публикуют  научные статьи по теме диссертаций. Преподавательская и особенно научная  работа изначально предполагают анализ, оценку и подготовку предложений, направленных на совершенствование существующих общественных отношений. Соответственно можно сделать вывод, что в  случае возникновения конфликтной  ситуации, она должна быть оценена  с учетом всех ее аспектов и с  учетом соблюдения (или несоблюдения) гражданским служащим общих требований, предъявляемых к его поведению, соблюдению им основных обязанностей, установленных Законом.

Гражданскому служащему  запрещено принимать без письменного  разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (п. 11 ч. 1 ст. 17 Закона)34. Данный запрет исключает возможность получения гражданским служащим без письменного разрешения руководителя государственного органа почетные и специальные звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя в том числе и награды, почетные и специальные звания международных и зарубежных политических партий и не распространяется на присужденные за научные достижения.

Закон запрещает гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц, а также для агитации по вопросам референдума (п. 12 ч. 1 ст. 17 Закона).

Каждый гражданский служащий имеет право:

- быть выдвинутым кандидатом  на выборах на государственную  (или общественную) должность непосредственно  либо в составе списка кандидатов  в соответствии с законодательством  РФ;

- зарегистрироваться в  качестве кандидата и проголосовать  по собственному выбору. Использование  кандидатом, его доверенными лицами  преимуществ должностного и служебного  положения является основанием  для отказа в регистрации (Федеральный  закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации" (п. 6 ст. 45))35.

Под этой нормой следует  понимать возможность использования  кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым  кандидат имеет преимущественный или  облегченный доступ благодаря своей  должности и которые могут  способствовать его избранию. С учетом такого понимания "использования  служебного положения" запрещенными следует считать все действия гражданских служащих по привлечению  лиц, находящихся в подчинении или  в иной служебной зависимости, иных гражданских служащих к осуществлению  в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов.

Гражданские служащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в т.ч. религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 13 ч. 1 ст. 17 Закона)36. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Гражданские служащие при  исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться исключительно  законодательством, а не решениями  партий, политических движений и иных общественных объединений.

Между тем нельзя считать, что такой запрет ограничивает свободу  совести, мысли и слова. Каждый гражданский служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не может занимать в ней официальные руководящие посты.

Закон также запрещает  гражданским служащим использовать должностные полномочия для пропаганды отношения к религиозным организациям (п. 13, 14 ч. 1 ст. 17 Закона). Указанный запрет вытекает из Конституции РФ (ч. 1 ст. 14)37, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Закон запрещает гражданскому служащему создавать или способствовать созданию в государственных органах  структур политических партий, общественных объединений и религиозных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 17 Закона)38. Это требование Закона основывается на одном из основополагающих принципов организации гражданской службы - департизации.

Исключением из этого запрета  является право гражданских служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских  и иных профессиональных ассоциаций.

Для гражданских служащих установлено исключение из правового  механизма, предусматривающего варианты защиты трудящимися своих трудовых прав. Они не имеют права прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора (п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона). Отличия здесь не только в самом предмете возникающих споров, но и по поводу условий их разрешения. Гражданские служащие ограничиваются запретом, которого нет для работников по общему найму, идет ли речь об индивидуальном трудовом споре или о коллективном трудовом споре (в том числе о такой его стадии, как забастовка).

Закон запрещает гражданскому служащему входить в состав органов  управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений  (п. 16 ч. 1 ст. 17 Закона).

Иностранная некоммерческая неправительственная организация  осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Возможность вхождения гражданских  служащих в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций  и их структурных подразделений  может быть предусмотрена международным  договором РФ или законодательством  РФ.

Информация о работе Запреты, связанные с государственной гражданской службой РФ