Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:51, дипломная работа
Цель данной курсовой работы – анализ некоторых личных нематериальных благ, в частности чести, достоинства и деловой репутации, и гражданско-правового регулирования их защиты в законодательстве Республики Беларусь. В настоящее время с возрастанием роли средств массовой информации в жизни демократического общества, а также в связи со стремительным развитием средств передачи информации (в том числе сети Internet) возрастает потребность в адекватном развитии института судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации от посягательств на них. Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что выбранная тема является весьма интересной для рассмотрения и актуальной в современной действительности.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________4
1. ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ__________________________________________________6
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству Республики Беларусь______________________6
1.2 Правовые основы защиты чести, достоинства и деловой репутации__________________________________________________14
2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ________________________________________19
2.1 Условия защиты чести, достоинства и деловой репутации______20
2.2 Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации______32
2.3 Опровержение не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство сведений_____________________39
3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ__________________48
3.1 Проблемные вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации_____________________________________________________48
3.2 Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет_____________________________________________________51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Если
же имело место распространение
не соответствующих
В ст. 152 ГК РБ законодатель установил ряд критериев, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда:
Одним из критериев является степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Ст. 151 ГК обязывает суд при определении размера компенсации принимать во внимание «степень вины нарушителя» всегда, а ст. 970 ГК - учитывать «степень вины причинителя вреда», но лишь в тех случаях, «когда вина является основанием возмещения вреда». Эта последняя оговорка приводит к тому, что если, например, вред причинен распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, то размер взыскиваемой компенсации не зависит от того, действовал ли причинитель вреда умышленно, допустив легкую неосторожность, или даже невиновно. Думается, такая норма неоправданна. Здесь более логичной представляется норма, содержащаяся в ст. 152 ГК: суд всегда должен учитывать наличие или отсутствие вины причинителя вреда, а при наличии вины — учитывать ее степень.
Следующими критериями являются степень и характер физических и нравственных страданий потерпевшего. Под степенью страданий следует понимать глубину страданий («глубина страданий» - возможно не очень хорошее сочетание, но именно так мы говорим, испытывая, например, боль - «сильная боль», «терпимая боль», «слабая боль», «нетерпимая боль», это определяет, насколько глубоко страдание). При этом для «среднего» человека глубина страданий зависит в основном от вида того неимущественного блага, которому причиняется вред, а индивидуальные особенности потерпевшего могут повышать или понижать эту глубину (степень). Упоминание законодателем степени страданий, связанной с индивидуальными особенностями потерпевшего, предполагает наличие некой средней глубины страданий, но об ее учете нет специального указания, так как наличие морального вреда - это необходимое условие возникновения самого права на его компенсацию, и законодатель делает акцент на критерии, позволяющем определить этот размер применительно к конкретному делу. Поэтому во внимание должны приниматься как «средняя» глубина (презюмируемый моральный вред), так и обусловленные индивидуальными особенностями потерпевшего отклонения от нее, что даст возможность суду учесть действительный моральный вред и определить соответствующий ему размер компенсации.
Таким образом, необходимым критерием размера компенсации во всех случаях будет средняя глубина страданий, или презюмируемый моральный вред, для определенного вида правонарушения.
3.2 Особенности защиты чести,
достоинства и деловой
Появление и стремительное развитие глобальной сети Интернет открывает огромные возможности и знаменует собой новую эру в жизни всего человечества. Но, задуманная как благо, она с момента возникновения стала впитывать в себя пороки и зло. Осуществляя коммуникативную функцию, посредством которой происходит обмен информацией, она в свою очередь может привести к нарушению права на неприкосновенность чести, достоинства и деловой репутации, что противоречит статье Конституции Республики Беларусь. В ней закреплена норма о том, что недопустимо вмешательство в личную и семейную жизнь. Кроме того, не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев предусмотренных законом, и лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
Важной
гарантией обеспечения
Институт
защиты чести и достоинства не
является новым для гражданского
права. Однако, появление компьютерных
и сетевых технологий, телекоммуникационных
систем связи и очевидный
Деловую репутацию в сети Интернет несложно подпортить, а чести и достоинству нанести ущерб. Недобросовестные субъекты могут использовать для этого различные инструменты: многочисленные форумы, доски объявлений, ленты СМИ. В отличие от традиционных СМИ (телевидения, периодики и т.д.), сеть Интернет с ее множеством площадок (лишь некоторые из которых зарегистрированы как СМИ) представляет широкое поле для возможных правонарушений.
На практике часто встречаются упоминания на Интернет-сайтах о недобросовестности той или иной компании, не качественных услугах, совершаются публикации о массовые рассылки электронных сообщений порочащих граждан и т.д. В результате, репутация компании, которая пользуется нелестными отзывами - дискредитируется, отсюда потеря потенциальных клиентов, финансовые потери, падение престижа, курса акций, утрата деловых партнеров и т.д.
При рассмотрении
дел рассматриваемой категории,
необходимо иметь в виду, что в
случае, если не соответствующие
Впрочем,
даже если Интернет-сайт не зарегистрирован
в качестве СМИ, данный факт не освобождает
владельца сайта от ответственности
за распространение порочащих
Если сведения порочащие честь и деловую репутацию были распространены на Интернет-сайте (даже когда такой сайт не зарегистрирован в качестве СМИ), и в судебном порядке было установлено, что данные сведения не соответствуют действительности, такие сведения должны быть опровергнуты на этом же Интернет-сайте и, здесь, по аналогии применяются нормы закона о СМИ в части опровержения порочащих сведений несоответствующих действительности.
Следует отметить, что существующие законодательные акты в сфере гражданского права не соответствуют современному уровню развития правоотношений в сфере информации и не в состоянии решать возникающие проблемы.
Одной из таких проблем является тот факт, про провайдеры как основные субъекты глобальной сети, обеспечивающие доступ к информации и предоставляющие соответствующие услуги, не в состоянии контролировать весь объем размещаемой в сети информации, так как физически она может находиться на компьютере, носящем название WWW-сервера и расположенном в любой точке земного шара.
Другая проблема заключается в том, что отсутствует учет пользователей (физических и юридических лиц) создающих, получающих и отправляющих информацию, что приводит к бесконтрольности их действий, а, следовательно, и к возможности избежать ответственности в случаях посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию лица.
Для эффективной
защиты прав и свобод граждан
в информационной сфере, в том
числе вышеуказанных личностных
ценностей необходим
1. Интернет
не является ни объектом, ни
субъектом правового
2. Информация,
помещаемая в сети не
3. Отсутствие
персонификации автора
4. Связанные
с Интернетом правоотношения
носят "экстранациональный" характер.
Применение локальных правовых
норм к таким правоотношениям
без учета и связи с
5. Определенное
число нормативных проблем,
6. Социальная
значимость Интернета как
7. Многообразие
и разнородность
Проанализировав состояние законодательства относительно информационной безопасности, можно сделать вывод, что для успешного противодействия явлениям, которые возникают в информационной среде Интернет, необходимо:
Указанные мероприятия, по моему мнению, могут выступать определенными гарантиями защиты чести и достоинства лица от посягательств с помощью сети Интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Гражданин
(организация) вправе по
Однако
необходимо учитывать, что гражданско-правовой
и уголовно-правовой способы предоставляют
неодинаковый объем защиты. Первый
способ позволяет дать отпор как
гражданам, так и юридическим
лицам, но при этом характер распространенных
сведений должен быть порочащим и
не соответствующим
2. Защита
чести, достоинства и деловой
репутации путем опровержения
возможна при одновременном
- сведения должны быть распространены;
- распространенные
сведения не соответствуют
- распространенные
сведения должны порочить
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
3. Гражданин
или организация, в отношении
которого в средстве массовой
информации распространены
4. В случае,
когда имело место
Информация о работе Защита чести, достоинства и деловой репутации