Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:33, дипломная работа
Цель настоящего исследования заключается в выявлении и обосновании вариантов решения комплексных вопросов, возникающих в теории гражданского права и прочей правоприменительной деятельности, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Преодоление противоречий и пробелов в гражданско-правовых способах защиты чести, достоинства и деловой репутации, заимствованию нормами уголовного права наиболее эффективных механизмов для гражданско-правовой защиты указанных нематериальных благ.
Сравнительно-правовой и историко-правовой анализ норм соответствующих отраслей права показал, что на сегодняшний момент действующее российское законодательство содержит еще немало пробелов и противоречий, снижающих эффективность правовых мер защиты чести, достоинства и репутации, поэтому задачами нашей дипломной работы является:
Раскрыть особенность нематериальных благ – с точки зрения особой группы объектов гражданских прав.
Исследовать связь нематериальных благ и личных неимущественных прав.
Проанализировать социально-правовое содержание понятий чести, достоинства и деловой репутации; выявить особенности их юридической природы.
Изучить и дать анализ способам защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан.
Рассмотреть особенности компенсации морального вреда.
Рассмотреть с юридической точки зрения вопросы по защите чести, достоинства и деловой репутации неклассических ситуаций, редко встречающихся в юридической практике
Введение……………………………………………………………………………...3
§1.Честь, достоинство и деловая репутация как разновидность
нематериальных благ………………………………………………………………...8
§ 2.Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан…….…20
§3.Актуальные проблемы защиты чести и достоинства граждан………………..39
Заключение…………………………………………..………………………………57
Список нормативных источников и литературы ……….………………………...61
Отметим, что объектом права является именно действие, но никак не благо.
Исходя из содержания статей 150, 151 ГК РФ1 неимущественное право само по себе рассматривается как некое нематериальное благо.
Такой вывод, основанный на положениях Гражданского кодекса, отражен и в ряде работ современных юристов. Так, К.И. Голубев и С.В. Нарижний2 отмечают, что по смыслу действующего законодательства понятием «неимущественные блага» охватываются и «неимущественные права».
К.И. Голубев и С.В. Нарижний, проведя подробный анализ современной литературы по проблематике нематериальных благ, предлагают свою классификацию, в которой также фактически исходят из тождественности нематериальных благ и неимущественных прав на них.
Более того, значительная часть
юристов рассматривают
На данный счет существуют и иные, диаметрально противоположные, мнения.
Примечательной в этом отношении является точка зрения М.Н. Малеиной2, указывающей на невозможность однопорядкового применения таких понятий, как нематериальные блага и неимущественные права на них. Анализ неимущественных отношений М.Н. Малеина строит на основе четкого разграничения нематериальных благ и личных неимущественных прав в своей работе «Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита». Ей выдвигается предложение об исключении из перечня нематериальных благ, содержащихся в статьях 150, 151 ГК РФ «неимущественных прав».
М.Н. Малеина прямо указывает,
что объединение в одном
На основании вышеизложенного, более точным и обоснованным является мнение М.Н. Малениной. Исходя из современного изложения статьи 150 ГК РФ неимущественные права являются благом «второго» уровня. В связи с этим два понятия «неимущественное право» и «нематериальное благо» должны быть четко разграничены друг от друга, из-за этого норма выглядит неупорядоченно и включает как права, так и блага.
К высшей общественной ценности общества относят - честь, достоинство и деловую репутацию граждан.
Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.1
Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.2
Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, поэтому содержание понятия «честь» является социальным. При этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека. 1
Сергеев А.П.2 считает, что честь – объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Малеина М.Н. 3 также придерживается подобной точки зрения и полагает, что честь – это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина.
Согласно другого определения, честь – это понятие морального сознания и категории этики, которое включает в себя момент осознания индивидом своего общественного значения и его оценки со стороны общества. 4
В связи с множеством мнений о понятии «чести» нами предпринята попытка внести ясность в указанные понятия.
Честь – оценочное суждение о данном человеке и о его социальной деятельности; положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
Если обобщить выше приведённые
суждения, то можно увидеть
Поэтому при определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный.
Честь - это и общественная оценка общественного признания, ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.
Что же касается субъективного подхода, то честь заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами, устоями.
Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения. 1
Из вышеизложенного следует, что честь – это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, то есть самооценка.
Роль общественного мнения и оценки очень велика. Под их влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности. Основная проблема, с которой сталкивается практика, состоит в том, что необходимо разграничивать, что есть мнение, а что есть факт. С одной стороны - существует мнение в чистом виде: «плохой» – «хороший», «добрый» - «злой», «глупый» - «умный». Все это высказывания иллюстрируют только отношения субъекта к объекту и в принципе не могут и не должны проверяться на соответствие действительности так как одну и ту же информацию каждый человек может оценивать по-разному (см. Приложение №1).
Положительная оценка деятельности
и поведения человека со стороны
общества возвышает его в глазах
окружающих, благотворно воздействует
и на чувство собственного достоинства,
придает ему силы для дальнейшего
нравственного
В органическом единстве с
честью находится категория
Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности. 1
В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом. Данное схоже с описанным уже выше характеристики чести (субъективная сторона).
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу единого критерия нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.
В общем виде достоинство
представляет собой своеобразную совокупность
положительных качеств
В органической связи с честью и достоинством находится и такое понятие, как «репутация». При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации.
Репутация – всегда мнение, складывающееся на основе имеющейся конкретной информации об объекте.1
Исходя из вышеизложенного,
следует отметить, что не всегда
адекватное отражение истинных качеств,
достоинств и недостатков кого-либо,
чего-либо. Поскольку не доказано, что
имеющаяся информация соответствует
действительности или охватывает весь
объём сведений, постольку к характеристике
репутации не применимо понятие
истины (то есть репутация может
базироваться как на соответствующей,
так и не соответствующей
Репутация завоевывается
делом и непосредственно
Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках).
По мнению М.Н.Малеиной2 под деловой репутацией следует понимать совокупность качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в главах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области.
А.Л. Анисимов1 отождествляет понятия «деловая репутация» и «социальный престиж» и определяет их как сравнительную оценку социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленную в общественном мнении.
Согласно определению Конституционного суда от 4 декабря 2003 года №508 Суда РФ2 деловой репутацией может обладать лишь физическое лицо, так как юридическое лицо является искусственно созданным (фикционным) субъектом права.
Из вышеизложенного следует, что деловая репутация будет зависеть от конкретного поведения действий индивида в профессиональной сфере, выполнения обязательств юридическими субъектами общественных отношений.
Отличие понятий честь и достоинство от понятия деловая репутация:
1)По субъекту: носителем деловой репутации может быть субъект - материальных благ (товаров, услуг, работ) как физическое лицо, так и юридическое. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.
2)Деловая репутация
3) Деловая репутация -
создавшееся с течением
В заключении данного параграфа,
необходимо отметить, что честь, достоинство
и деловая репутация является
одним из видов нематериальных благ.
Особенность нематериальных благ состоит
в том, что они не имеют материального
содержания и неотделимы от личности
их носителя. право на честь, достоинство
следует рассматривать как
Соответственно, под честью следует понимать, социальную оценку моральных и иных качеств личности; под личным достоинством следует понимать самооценку индивида, его осознание своих личных качеств, способностей и своего общественного значения, положения в обществе, это субъективная оценка. Под деловой репутацией – сложившееся общественное мнение о деловых, профессиональных качествах личности.
§ 2.Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан
«Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства». 1
Нематериальные блага
защищаются в соответствии с положениями
ГК РФ и другими законами, которые
предусматривают широкий
Порядок защиты можно разделить
на судебный и внесудебный. Каждый из
способов может быть использован
лицом, права и законные интересы
которого нарушены распространением сведений,
не соответствующих
Информация о работе Защита чести достоинства и деловой репутации