Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.
ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» в г.ЮБИЛЕЙНЫЙ
Специальность 030501.65 Юриспруденция
Гражданско-правовая специализация
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
гражданско-правовых дисциплин
_________________________
« ___ » ______________ 20__ года
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения»
Студента Васильевой Нины Владимировны
6 курса заочной формы обучения
кандидат юридических наук, доцент
Рецензент Темнов Александр Валерьевич
(ф.и.о., ученая степень, ученое звание, должность)
Юбилейный-2015
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.
Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей, появилось лишь в двадцатом веке. Его принятие было обусловлено расширением ассортимента товаров (работ, услуг), сложностью и динамичностью технологий производства, развитием экономических связей, а также значительным увеличением количества хозяйствующих субъектов. При таких условиях гражданин-потребитель на рынке оказался в неравном положении по сравнению со своими контрагентами - изготовителями, исполнителями, продавцами. Это неравенство вызвано не только экономической ограниченностью потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и, как правило, с отсутствием у них специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д. Безусловно, такое смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих субъектов потребовало принятия мер по охране интересов потребителей, важнейшей из которых явилось принятие специального законодательства о защите прав потребителей.
Правоприменительная практика по делам данной категории выявляет массу проблем в этой области - пробелы в законодательстве, коллизии норм, просчеты в механизме защиты прав потребителей.
Проблемы в области защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения представляют очень большой интерес, так как они требуют серьезной теоретической базы, и при этом исключается возможность вспомнить "хорошо забытое старое", как, например, в ситуации с ценными бумагами, акционерными обществами, либо прибегнуть к опыту других стран, так как и для мировой правовой теории защита прав потребителей - явление новое. Учитывая это, передовая юридическая мысль должна приложить усилия для теоретического обоснования защиты прав потребителей и помочь этим законодателю и правоприменительным органам.
Настоящее научное исследование направлено на анализ теоретических и организационно-практических проблем в области гражданско-правовой защиты прав потребителей в целях совершенствования законодательства о защите прав потребителей и преодоления имеющихся недостатков в правоприменительной практике.
Степень научной разработанности. В качестве теоретической основы были использованы труды таких учёных и специалистов в сфере права, как: С.С. Алексеев, В.Н. Аргунов, М.И. Брагинский, В.С. Буров, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, В.В. Витрянский, В.П. Грибанов, В.С. Ем, В.М. Жуйков, О.Н. Зименкова, О.С. Иоффе, Э.Г. Корнилов, Т.Л. Левшина, Е.Я. Мотовиловкер, Я.Е. Парций, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Е.И. Свежинцева, А.П. Сергеев, Д.М. Сорк, Е.А. Суханов, В.И. Тобис, В.Н. Хропанюк, М.Ю. Челышев, Б.А. Шабля, А.Е. Шерстобитов, А.М. Эрделевский и другие.
Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей, соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским, разработать предложения по его совершенствованию.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
исследовать понятия: "права потребителей", "защита прав", "правовые средства";
провести анализ законодательства о защите прав потребителей;
раскрыть права потребителей;
провести анализ юрисдикционной и неюрисдикционной форм защиты прав потребителей;
рассмотреть гражданско-правовые средства защиты прав потребителей;
выявить проблемы, существующие в российском законодательстве о защите прав потребителей, и выработать научно-практические рекомендации по их разрешению.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения как составная часть экономики и социальной сферы региона. Предмет исследования – совокупность экономических, правовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе управления развитием сферы бытового обслуживания населения.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно - научные методы: сравнительно-правовой и метод анализа и толкования правовых актов.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, пяти глав, объединяющих десять параграфов, заключения, библиографического списка.
Прежде чем обратиться к анализу и характеристике понятия "права потребителей", необходимо иметь четкое представление о том, кто такой потребитель и кто относится к его контрагентам.
В действующем в нашей стране законодательстве термин "потребитель" встречается довольно часто. Трактовка этого термина в различных нормативно-правовых актах разнообразна. Так, в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях"1 , под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.
В настоящей работе речь пойдет об узкой трактовке термина "потребитель", которая дается в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"2, где разъясняются основные понятия, используемые в нем.
Согласно Закону, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из данного определения следует, что потребителем может быть только гражданин (физическое лицо). Имеются в виду не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства.
_______________________
1 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013)
2 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)
Таким образом, при применении норм указанного Закона юридические лица не могут быть отнесены к потребителям.
Кроме того, Закон не применяется, если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и приобретает, заказывает либо использует товары (работы, услуги) для ведения предпринимательской деятельности; а также, когда будет установлено, что гражданин приобретает, заказывает, использует товары (работы, услуги) для деятельности, признанной судом предпринимательской. В соответствии с абз.3 п.1 ст.2 ГК, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В качестве потребителя Закон рассматривает и гражданина, который только имеет намерение приобрести товар или заказать работу либо услугу. Это означает, что некоторые нормы Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Таким образом, ряд норм Закона распространяется и на преддоговорные отношения. Особенно это касается ст. ст.8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации.
Согласно Закону, потребителем может быть также и гражданин, который непосредственно не приобретал товар или не заказывал работу (услугу), но пользуется ими. Например, гражданин, которому был подарен товар, члены семьи купившего товар гражданина.
Я. обратился к мировому судье с иском к ООО "Энергия" о замене некачественного товара или взыскании его стоимости, компенсации морального вреда, возмещении расходов на проведение экспертизы. В исковом заявлении указано, что 18.08.2003 она приобрела у ответчика машинку для стрижки волос. В гарантийный период эксплуатации у машинки обломился зубчик нижнего рабочего полотна, в связи с чем она обратилась к продавцу с письменной претензией, однако ответа не получила.
Решением мирового судьи судебного участка N 23 Ленинского района г. Самары от 18.08.2003 договор купли-продажи машинки для стрижки волос расторгнут, в пользу Я. взыскано в счет возмещения материального ущерба 2 680 руб., а также компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.
Апелляционным решением Ленинского районного суда г. Самары решение мирового судьи изменено в части определения размера компенсации морального вреда, в остальной части решение оставлено без изменения.
Президиум Самарского областного суда апелляционное решение отменил, указав следующее.
Факт приобретения Я. у ответчика машинки для стрижки волос и некачественность данного товара вследствие наличия в нем производственного дефекта подтверждался материалами дела и никем по делу не оспаривался.
В соответствии с нормами Федерального закона "О защите прав потребителей", потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Между тем объяснения Я. о том, что машинку она купила для того, чтобы использовать ее на работе, так как она работает парикмахером, судом второй инстанции были оставлены без внимания и оценки.
При таких обстоятельствах апелляционное решение Ленинского суда от 30.11.2004 нельзя признать законным и обоснованным.
Апелляционное решение суда отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд3.
_______________________
3 Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда N 0706/607 от 15.09.2005 года [Текст] // Судебная практика. Самара.- 2006.- № 3.-С.2.
В юридической литературе приводятся высказывания по расширению понятия "потребитель". Так, Э. Корнилов считает целесообразным внесение изменений в понятие "потребитель", включив в него помимо физического и юридическое лицо, ограничив пределы применения норм Закона к последнему сферой личного потребления. 4
Полагаем, что включение в понятие "потребитель" в определенных случаях юридических лиц приведет к утрате четкой направленности политики защиты прав потребителей, так как принятый Закон имеет основную цель - защитить права потребителя-непрофессионала, более слабого экономически и юридически, чем его контрагент на потребительском рынке. Юридические лица имеют возможность защитить себя без предоставления им дополнительных прав, которые предусмотрены Законом для граждан-потребителей: альтернативная подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины, возмещение морального вреда и т.д.
Как нам представляется, понятие "потребитель" четко определено в Законе, соответствует ГК, и отсутствует необходимость на сегодняшнем этапе вносить в него изменения и дополнения.
Другой стороной в отношениях с потребителем выступает изготовитель (исполнитель, продавец). Под понятиями "изготовитель", "исполнитель" и "продавец" законодатель, прежде всего, подразумевает любые организации, являющиеся юридическими лицами. Согласно ст.50 ГК, юридические лица могут быть как коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности, так и некоммерческими организациями, т.е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между её участниками.
_______________________
4 Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей. [Текст] // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.68.
Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством РФ порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, исполнители, продавцы на территории Российской Федерации.
Кроме организаций, изготовителем (исполнителем, продавцом) может выступать, согласно Закону, индивидуальный предприниматель. В соответствии со ст.23 ГК, индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. На индивидуального предпринимателя возлагаются те же обязательства по отношению к потребителям, что и на организации.
Информация о работе Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения