Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 04:20, контрольная работа
1.Несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, как угроза национальной безопасности России
2. Социально-политическая поляризация российского общества
Тегии, отвергающей популярную среди украинских политиков “игру на про-
Тиворечиях России и Запада” и снимающей табу с обсуждения проблем
Автономизации и федерализации страны, а также – проблемы придания рус-
Скому языку статуса государственного4, не были должным образом оценены
Политической элитой Украины (а скорее всего – были просто проигнориро-
Ваны как не соответствующие ее сиюминутным политическим интересам).
Поляризация затронула даже вопрос об отношении граждан к обретению
Украиной государственной независимости5. Иными словами, проблема
Национального самоопределения так и не получила конструктивного реше-
Ния в сознании населения Украины. Более того, со времени вступления Украи-
Ны в период политической реформы (с лета 2004 г.) – и поныне незавершен-
Ной – социокультурныйраскол обретает черты устойчивого политического раз-
Межевания[подробнее см. Лапкин 2008: 108-109], разделившего страну на “оран-
Жевый” запад и центр и “бело-голубой” восток и юг, формирует основную
Повестку дня политической борьбы в Украине. Социальная поляризация ста-
Новится востребованным инструментом политической борьбы.
103
3
Если в Западной и отчасти в Центральной Украине элиты и значительная часть населения в поли-
Тическом и культурном отношении ориентируются прежде всего на Европейский Союз и США,
То в Восточной и Южной Украине преобладает преимущественная ориентация на Россию или на
Взвешенные, сбалансированные отношения и с Западом, и с Россией. Вместе с тем, по данным
Исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии совместно с Лева-
Да-Центром в 2008 г., лишь 5% жителей Западного региона и 11% жителей Центрального регио-
На Украины были согласны с тем, что Россия и Украина должны объединиться в одно государ-
Ство, в то время как сторонников такого объединения в Южном регионе было 21% опрошенных
И в Восточном регионе – 28%. Напротив, с тем 24% жителей Западного региона Украины (по срав-
Нению с 7% жителей Центрального региона, 5% жителей Южного и 4% Восточного регионов) были
Согласны с тем, что отношения России с Украиной должны строиться как отношения любых дру-
Гих государств, включая охраняемые границы, визы, таможни и т.п. [Левада-Центр 2008б].
4
По данным опроса, проведенного ООО “ФОМ – УКРАИНА” (г. Киев) в начале сентября
2007 г., 51% украинских респондентов
указали в качестве языка
42% – украинский,
7% – смесь русского и
Распределения ответов оказалась такова: русский указали 91% жителей востока, 73% – юга,
31% – центра и 2% – запада; напротив, украинский указали 5% жителей востока, 17% – юга,
55% – центра и 98% – запада [ФОМ 2007а]. В сентябре 2008 г. Ситуация практически оставалась
Такой же: 49% респондентов указали в качестве языка бытового общения русский, 44% – украин-
Ский, 7% – смесь русского и украинского языков [ФОМ 2008а]. Требование придать русскому
Языку статус второго государственного к началу 2007 г. Поддерживало 39% украинских граждан
[ФОМ 2007б]. К
июлю 2008 г. (возможно, в результате
беспрецедентных мер
По выдавливанию русского языка из сферы образования и массовых коммуникаций) поддержка
Этого требования существенно возросла – до 55%. Картина регионального распределения ответов
Такова: поддержка среди жителей востока – 84%, юга – 70%, центра – 41%, запада – 18% [ФОМ 2008б].
5
По итогам десятилетнего
существования Украины как
Ее населения оценивало факт обретения Украиной независимости в той или иной степени поло-
Жительно, тогда как 26% – в той или иной степени отрицательно, а еще 29% – неоднозначно
[см. Http://www.analitik.org.ua/
Немного изменилась: число первых возросло до 55%, но и вторых тоже – до 32%, при резком
Сокращении не определившихся (до 14%). Вместе с тем в ходе гипотетического референдума
О независимости Украины “за” готовы были бы проголосовать только 53%, тогда как “против”
Все еще 31% (!!!) [ФОМ 2007в].
Lapkin_2_09:Lapkin_2_09 29.01.2009
16:49 Page 103В последние годы ставка
на раскол Украины
Мент ее государственной политики, эксплуатирующей противоречия
Между Западом и Россией, усиливающейся за счет наличного социокультурного
Размежевания и, в свою очередь, подпитывающей его. Украинские лидеры
Становятся, порой – в катастрофической степени, заложниками межрегио-
Нальной поляризации электоральных предпочтений, а их попытки развернуть
Эту тенденцию вспять, утвердить свое общенациональное лидерство – не дают
Заметных результатов. Президентская власть, лишенная ресурсов принуди-
Тельной консолидации общества, присущих персонализму, фактически
Лишь разжигает межрегиональный антагонизм, прикрывая свои действия идея-
Ми построения национально однородного украинского государства и фор-
Мирования единой украинской нации, – тогда как ни “оранжевая”, ни аль-
Тернативная ей “антикризисная” коалиции не в состоянии поддерживать поли-
Тическую стабильность в стране. Череда регулярных парламентских и пра-
Вительственных кризисов становится нормой политической жизни страны.
Государственная политика оказывается, фактически, “мотором” социально-
Политической поляризации (как в социально-экономических, так и в тер-
Риториально-географических координатах)6. В ходе последовательных поли-
Тических кризисов, сопровождающих развитие Украины в последние годы,
Властные ресурсы страны все в большей мере концентрируются у сил,
Делающих ставку на дальнейшую поляризацию ее социокультурного и поли-
Тического раскола, на общее обострение ситуации, которое способствует все
Более глубокому проникновению политического интереса в экономическую
Жизнь. “Политическая реформа”, превратившая фактор социокультурной диф-
Ференциации в ключевой инструмент политической борьбы, резко сокращает
Возможности поиска конструктивных решений.
Попытки преодоления этого раскола сталкиваются с согласованным про-
Тиводействием и на уровне высшего политического руководства страны, и на
Уровне ее финансовой и бизнес-элиты, но также и на уровне международной
Политики. Взвешенные, компромиссные стратегии формирования нацио-
Нальных приоритетов (с точки зрения собственных жизненных интересов и
Возможностей украинского общества), ориентированные на использование
Ресурсов опосредующего Россию и Запад геостратегического положения
Украины, оказываются реально востребованными лишь в сферах газового и
Нефтяного транзита, в рамках сложившейся еще в советский период практи-
Ки эксплуатации имеющихся нефте- и газопроводов. Но и здесь не обходит-
Ся без целой серии международных скандалов (2005-2009 гг.), связанных с неже-
Ланием государства и крупного бизнеса Украины переходить на рыночные меха-
Низмы ценообразования в сфере энергопоставок и обслуживания транзита.
Специфика геополитического положения Украины состоит в том, что она
Испытывает поляризующее и дестабилизирующее воздействие со стороны
104
Orbis terrarum
6
В частности, начиная с 2004 г. Все последующие общенациональные выборы в Украине прохо-
Дят, фактически, по единому сценарию: обе противоборствующие коалиции, предельно поляри-
Зующие политическое пространство страны, подходят к финишу электорального испытания почти
С одинаковым результатом, а победа всякий раз достается тем, кто прежде был в оппозиции. При-
Чем решающим фактором этой победы всякий раз оказываются действия, которые следует
Охарактеризовать как, по крайней мере, сомнительные с конституционно-правовой точки зрения.
Lapkin_2_09:Lapkin_2_09 29.01.2009 16:49 Page 104сразу двух мировых центров – Европейского Союза и России. Именно этот фак-
Тор сегодня оказывает сильнейшее воздействие на массовое сознание украин-
Ского общества, дополнительно усиливает его поляризацию. Так, по данным того
Же опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии
И Левада-Центром, 30% населения Украины считают, что Украина должна ста-
Раться вступить в ЕС, 43% опрошенных, напротив, считают, что Украина долж-
На вступить в союз России и Белоруссии, 22% респондентов полагают, что Украи-
На не должна вступать ни в один из этих союзов и еще 5% затруднились отве-
Тить [Левада-Центр 2008б]. Однако, как уже было отмечено, вступление Украи-
Ны в ЕС в ближайшие годы невозможно, а ее присоединение к союзу России и
Белоруссии весьма проблематично, поскольку оно вызовет раскол страны. Подоб-
Ное балансирование между двумя союзами при фактической невозможности вой-
Ти в какой-либо из них дополнительно дестабилизирует положение Украины.
Еще одним важным фактором социально-политической поляризации
Украинского общества является вопрос о вступлении Украины в НАТО.
Здесь размежевание происходит не столько по территориально-географиче-
Скому признаку (хотя он также играет определенную роль в разделении на сто-
Ронников и противников вступления Украины в НАТО), сколько по признаку
Наличия у элитных и массовых групп радикально-западнических ориентаций,
Которые наиболее характерны для сторонников В.Ющенко и Ю.Тимошенко.
Наличие подобных ориентаций во многом связано с распространенными ожи-
Даниями грядущего “процветания” Украины в случае ее вступления в НАТО,
Основанными главным образом на некритическом восприятии некоторыми
Представителями украинских элит опыта стран Восточной Европы (являю-
Щихся, в отличие от Украины, членами ЕС), а также со стремлением любой
Ценой отгородиться от России. Однако попытки изолировать Россию не име-
Ют ничего общего с интересами большинства населения Украины и ведут лишь
К росту антизападных настроений в российском обществе и антироссийских
Настроений в западных обществах, к заметному ухудшению отношений меж-
Ду Россией и Западом, наблюдаемому в последние годы [см. Напр. Полити-
Ческое… 2007; Россия… 2007]. При этом нарастают напряжения в российско-
Украинских отношениях, постепенно превращаясь в значимый фактор поли-
Тической нестабильности и конфликтности на постсоветском пространстве.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
Воздействие рассмотренных выше факторов социально-политической поля-
Ризации в Украине и России резко усиливается под влиянием глобального финан-
Сового и экономического кризиса. Во-первых, кризис способствует возраста-
Нию и без того значительного имущественного и социального неравенства, уси-
Лению размежевания между элитными и массовыми группами. Во-вторых, кри-
Зис способствует эскалации скрытых до поры латентных конфликтов, причем
Правящая элита, как правило, оказывается не готовой к их быстрому и внезап-
Ному обострению. В-третьих, в условиях кризиса уменьшается управляемость
Общества, и существующие в обществе конфликты и противоречия с трудом под-
Даются регулированию: многие меры, которые срабатывали в докризисной ситуа-
Ции, становятся неэффективными. В-четвертых, возникает эффект “снежно-
Го кома”, когда копившиеся годами социально-экономические и политические
105
Lapkin_2_09:Lapkin_2_09 29.01.2009 16:49 Page 105проблемы обостряются более или менее одновременно, и власть не может с ними
Справиться. Именно в такой ситуации пресловутое “долготерпение” российского
Или иного общества постсоветского типа может обернуться нетерпением и нетер-
Пимостью. В этих тяжелых кризисных условиях, как показывает исторический
Опыт, расшатывание основ существования общества и государства радикаль-
Ными политическими силами всех направлений – от ультралибералов и адеп-
Тов “глобальной демократической революции” до радикальных коммунистов
И сторонников “евразийской империи” – является чрезвычайно опасным и может
Привести к краху и общества, и государства.
Наступление глобального кризиса показало, что политическая и социально-
Экономическая системы и в России, и в Украине не являются достаточно сов-
Ременными, гибкими и эффективными, соответствующими условиям нача-
Ла XXI в. Несмотря на многочисленные симптомы вступления мира в нача-
Ле 2000-х годов в фазу всеобщих социально-экономических и политических
Потрясений, в эпоху трансформации глобального миропорядка [Тодд 2004;
Хаттон 2004; Пантин, Лапкин 2006], кризис во многом застал Украину и Рос-
Сию врасплох. При этом и Украина, и Россия оказались прочно привязанными
К “долларовой” экономике США, испытывающими все негативные послед-
Ствия ее кризиса в многократно увеличенных масштабах и лишенными воз-
Можности активно и эффективно проводить собственную антикризисную
Политику. В результате и в России, и в Украине серьезно обостряются соци-
Альные и политические проблемы, которые не были решены в предше-
Ствующий период относительного экономического роста и связаны с общей
Неэффективностью постсоветских политических систем, с неразвитостью
Гражданского общества и демократических политических институтов.
В условиях кризиса наибольшую опасность для России и Украины пред-
Ставляет угроза прогрессирующей недееспособности различных ветвей и
Уровней власти. Она проявляется в устойчивых практиках “приватизации госу-
Дарства”, лишающих власть способности проводить различение между инте-
Ресами околовластных элит и интересами общества, в прогрессирующей кор-
Румпированности и некомпетентности чиновничества, в запоздалом приня-