Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 04:20, контрольная работа
1.Несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, как угроза национальной безопасности России
2. Социально-политическая поляризация российского общества
стр. 42
ятности у -0,95) в целом по выборке не более 2,5%. Основные методы сбора первичной эмпирической информации - анкетный опрос и формализованное интервью (для граждан слабо владеющих русским языком, слабовидящих, старше 60 лет).
Разработанный социологический подход [Шалупенко, Юрченко, 2006: 19 - 20] с учетом специфики исследования позволил рассматривать готовность личности к противодействию терроризму (далее
- готовность) как
специфическое состояние
Предрасположенность граждан противодействовать терроризму рассматривалась в исследовании как субъективная сторона готовности, отражающая отношение личности к этому социальному явлению, а также отдельным лицам, группам и организациям, совершающим террористические действия. Ключевым элементом предрасположенности выступала соответствующая система личностных социальных установок.
Большинство респондентов (77,9%) уверены в недопустимости оправдания терроризма никакими взглядами, идеями и убеждениями. Однако до 13,2% респондентов поддерживает либо в той или иной степени допускает, что при определенных условиях можно разделять противоположную точку зрения (рис. 1). Эту часть населения в условиях актуальной террористической опасности следует, по нашему мнению, рассматривать как потенциально способствующую распространению террористической идеологии и практики. Соответствующие данные могут служить эмпирическим ориентиром в планировании масштабов профилактической антитеррористической работы с населением.
Вызывает тревогу большая лояльность молодежи к терроризму: однозначно отвергли возможность какого-либо оправдания террористической деятельности 76,9% опрошенных. В других возрастных категориях доля респондентов, имеющих такое же
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что никакие взгляды, идеи, убеждения не могут служить оправданием для терроризма" (в % от общего числа опрошенных). стр. 43
мнение, несколько выше: "от 31 до 50 лет" - 83,7%, "старше 50 лет" - 85,8%. Несколько выше среди молодежи и количество затруднившихся с ответом - 5,1% (в средней и старшей возрастных категориях - соответственно, 3,6% и 1,8%).
Семена терроризма, активно распространяемые в молодежной среде, попав в благодатную почву возрастного максимализма, импульсивности, повышенной требовательности к обществу, исковерканного телесоблазнами сознания, могут давать наиболее высокий "урожай" боевиков, шахидов и т.п.
В Северо-Кавказском федеральном округе отношение к терроризму в целом более благоприятное, чем в других регионах: здесь минимально количество твердо уверенных в неоправданности терроризма - 74,4% (в Центральном - 81,9%, Южном -81,9%, Приволжском - 81,8%) и максимальна доля тех, кто в той или иной степени рассматривает терроризм как приемлемый способ достижения целей - 8,9% (в Центральном - 5,6%, Южном - 5,2%, Приволжском - 5,2%).
Высокий уровень личностной непримиримости к терроризму является верным признаком желания человека участвовать в борьбе. Более 60% респондентов, из числа уверенных, что никакие взгляды, идеи, убеждения не могут служить оправданием для терроризма, считают, что с этим явлением должны бороться не только органы власти, но и само население. Для данной категории этот показатель можно считать достаточно низким. По всей выборке полное согласие с утверждением о необходимости борьбы с терроризмом не только органов власти, но и всего населения выразили 54,2% опрошенных, еще 26,5% респондентов также склонились к этому мнению.
Максимально сдержанные оценки роли населения в борьбе с терроризмом, по сравнению с опрошенными в других регионах страны, высказали респонденты Северо-Кавказского федерального округа. Причины этого следует искать в сложившихся здесь нормах отношений, когда родовые традиции даже в экстремальных ситуациях, связанных с общественной безопасностью, оказываются для людей наиболее значимыми.
Исследование показало,
что, несмотря на преимущественно негативное
общественное отношение к терроризму
и понимание необходимости
Обобщение индивидуальных значений установок респондентов, иерархизированных с учетом оценки допустимой степени участия в антитеррористической деятельности, позволило рассчитать индивидуальные индексы предрасположенности граждан противодействовать терроризму, а проведенное нормирование - определить конкретные уровни этой предрасположенности. В целом высокий уровень предрасположенности к противодействию терроризму имеет треть опрошенных (34,4%). Уровень предрасположенности основной массы респондентов (44,3%) характеризуется как средний. К числу минимально предрасположенных следует отнести 21,3% принявших участие в исследовании (табл.1).
Наблюдается выраженная возрастная специфика распределения граждан по уровням их предрасположенности к противодействию терроризму: менее других предрасположена к противодействию терроризму молодежь; наиболее предрасположены представители средней возрастной категории.
Это подтверждается результатами однофакторного дисперсионного анализа, показавшего статистически значимое различие по уровню предрасположенности к противодействию терроризму между группами, имеющими разный уровень образования (р = 0,002). С помощью теста Шеффе установлено, что наименьшей предрасположенностью характеризуется группа респондентов с незаконченным высшим образованием.
Данный результат еще раз подтверждает ранее сделанный вывод о более низком уровне предрасположенности молодежи.
Определенные различия
в общем настрое граждан
стр. 44
Таблица 1. Оценка уровня предрасположенности к противодействию терроризму по возрастным категориям (в % от общего числа опрошенных)
Уровень предрасположенности к |
Возрастные группы |
||||
Итого |
|||||
молодежь до |
средняя группа |
старшая (старше |
|||
противодействию терроризму |
|||||
30 лет |
(31 - 50 лет) |
50 лет) |
|||
Низкий |
25,2 |
17,1 |
19,5 |
21,3 |
|
Средний |
48,3 |
39,7 |
42,8 |
44,3 |
|
Высокий |
26,5 |
43,2 |
37,7 |
34,4 |
|
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
тели республиканских,
краевых и областных центров -
высоким уровнем
Высокий уровень подготовленности предполагал наличие у граждан твердых знаний о государственных структурах, куда необходимо обращаться в случае угрозы террористического акта, их контактных телефонов, знание правил, которым необходимо следовать при угрозе террористического акта; практического опыта наблюдения и обнаружения подозрительных предметов и лиц, а также осуществления конкретных действий, связанных с попыткой предупреждения совершения преступлений террористической направленности.
Несмотря на значительную долю граждан, готовых для обеспечения собственной безопасности постоянно проявлять бдительность в местах массового скопления людей, в транспорте, выявленных в исследовании ВЦИОМ в 2010 г. (70 - 73%) [Угроза терроризма ..., 2010], в результате настоящего исследования установлено, что только каждый третий (32,1%) за последний год обращал внимание на подозрительные пакеты, сумки, другие вещи, оставленные в общественных местах без присмотра. Вместе с тем для сравнения, по данным исследования ФОМ 2005 г. подозрительные предметы тогда попадались респондентам еще реже - о таких фактах сообщили лишь 26% участвовавших в исследовании [Террористическая угроза ..., 2005].
Чаще всего внимание на подозрительные предметы обращали жители Центрального федерального округа (35%). Причем основная доля приходится на жителей Москвы и Московской области. Принимая во внимание число и масштабы терактов, совершенных в Москве, повышенная бдительность населения столичной агломерации выглядит вполне закономерной. В силу чрезвычайно интенсивного людского потока, отличающего столицу и ближайшее Подмосковье, количество вещей, оставленных или забытых гражданами здесь, по всей видимости, также наиболее велико. Реже других на подозрительные пакеты, сумки, другие вещи, оставленные в общественных местах без присмотра, обращали внимание респонденты северокавказского региона (22%). Здесь же наблюдается и максимальная доля респондентов, затруднившихся ответить на данный вопрос (7,9%). Менее половины (43,8%) из тех, кто обращал внимание на подозрительные предметы, сообщили об этих вещах в службы безопасности, полицию, спецслужбы. Такую достаточно низкую сознательность граждан можно связать с их неосведомлённостью: только 32,6% из числа обнаруживавших их знали, куда и по каким телефонам следует обращаться. Вместе с тем нельзя не отметить некоторые позитивные изменения: в 2005 г., по данным ФОМ, менее 30% респондентов, видевших бесхозные вещи и посчитавших их подозрительными, предупредили об этом уполномоченные структуры [Террористическая угроза..., 2005].
Чаще других обращали внимание на подозрительные пакеты, сумки, другие вещи, оставленные в общественных местах без присмотра, представители младшей (до 30 лет) и средней (от 31 до 50 лет) возрастных категорий - 37,7% и 36,4%, соответ-
стр. 45
ственно. Высокую гражданскую сознательность и ответственность вновь проявили представители среднего поколения: респонденты именно этой возрастной категории чаще других ставили в известность о своих находках представителей служб безопасности, полиции и спецслужб (36,9% от общего числа обративших внимание на подозрительные предметы). В соответствующих ситуациях также поступили лишь 22,3% респондентов возрастной категории до 30 лет.
29,6% среди обращавшихся
в спецслужбы по поводу
Среди опрошенных
с незаконченным средним
Большинство указало, что знают, куда и по каким телефонам необходимо сообщать информацию в случае обнаружения подозрительных личностей и вещей, оставленных без присмотра.
Среди них имеют
высшее образование 83%, законченное
среднее или среднее
В результате однофакторного дисперсионного анализа установлено различие по уровню информированности между респондентами. Интерпретация данных по тесту Тамхейна позволила установить, что жители Северо-Кавказского федерального округа гораздо меньше владеют соответствующей информацией. Учитывая повышенный уровень террористической угрозы в данном регионе, этот результат может говорить о том, что антитеррористическая деятельность здесь связывается преимущественно с работой силовых структур, а потенциал местного населения недооценивается и используется неэффективно.