Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 04:20, контрольная работа
1.Несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, как угроза национальной безопасности России
2. Социально-политическая поляризация российского общества
В этой связи, в-третьих, восстановление социального контроля за преступностью предполагает, прежде всего, повышение эффективности контроля за поведением отдельных граждан и их объединений на микрогрупповом и общинном уровне. «У каждого народа, — как отмечает В.В. Лунеев, — преступность настолько сильна или слаба, насколько он исторически способен к самоконтролю, насколько он хочет себя контролировать, насколько он умеет себя контролировать, насколько он осознал диалектику свободы и необходимости»[12]. Но отдельный человек или целое сообщество могут научиться самоконтролю и самоограничению лишь в процессе самостоятельного использования прав и исполнения обязанностей под общественным контролем: вначале — родительским, потом — учебного или производственного коллектива, потом — всего профессионального сообщества, территориальной общины и т.д.
В этой связи, модель государственного патернализма, централизованного контроля во всех сферах общественных отношений, от каких бы политических сил она не исходила, действительно, способна завести общество в криминальный тупик, когда, с одной стороны — всевластные и безответственные чиновники, а с другой стороны — бесправные и всегда виноватые граждане. Поэтому для стабильности общественного порядка необходимо, чтобы не одни чиновники, как представители власти, имели возможность влиять на поведение граждан и объединений, но и институты гражданского общества. А для этого последние должны обладать необходимыми правовыми, организационными и материально-техническими ресурсами, которых российские общественные и муниципальные структуры оказались лишены в годы бесконечного реформирования правоохранительной системы и местного самоуправления.
Следовательно,
эффективный общесоциальныей
Таким образом, криминализация общественных отношений характеризует такое их качественное состояние, при котором успешное функционирование конкретного субъекта в рамках заданной социальной структуры определяется именно его способностью и готовностью сочетать легальные (законные) и нелегальные (незаконные, криминальные) формы своей деятельности. Рост преступности, характеризующий криминализацию, а также изменение иных ее параметров, прежде всего, организованности и коррупционности, ведут к перерождению всех сфер общественного бытия и сознания, существенно усложняют процесс восстановления социальных институтов и контроля над преступностью.
Среди важнейших мер по восстановлению контроля следует выделить: создание реальных возможностей для сохранения гражданами субкультурной идентичности, обеспечение легального доступа к необходимым ресурсам и организации общественного контроля за соблюдением общеобязательных правил поведения, как на групповом, так и на межгрупповом уровне. Для этого необходимо не только повышение материального уровня жизни граждан, развитие легальных форм занятости и самодеятельности, но и децентрализация ресурсов, централизованно используемых и контролируемых сегодня различными элитарными сообществами, срастание которых с элитой криминального мира (с освоением соответствующих приемов и способов рекрутирования, стратификации и управления насилием) является сегодня свершившимся фактом.
Литература
1. Дубнов А.П., Дубовцев В.А. Философия преступности. Проблемы криминализации российского общества. — Екатеринбург, 1999.
2. Дубовик В.Н. Уставная модель организации государственной власти в городе Москве. Автореф. Дисс… канд. Юрид наук. — М., 2009.
3. Коробеев А. И. Советская уголовно–правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. — Владивосток, 1987.
4. Криминолог
5. Лобанова О.В. Особенности криминализации современного российского общества (Социокультурный анализ). Автореф. Дис. ... Канд. Социол. Наук. — М., 2006.
6. Лопашенко Н.А. Уголовная политика: понятие, содержание, методы и формы реализации // Уголовное право в ХХI веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая – 1 июня 2001 г. — М., 2002.
7. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е. — М., 2005.
8. Лунеев В.В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму // Государство и право. 2009. № 9.
9. Лунеев В.В. Рыночная экономика и экономическая преступность в России. // Экономическая преступность / Под ред. В.В. Лунеева, В.И. Борисова. — М., 2002.
10. Моррис Д. Людской зверинец 2-е изд. // http://www.ethology.ru.
11. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т. 1. Общая часть. 3–е изд., перераб. И доп. — М., 2004.
12. Рывкина Р. Криминализация
экономики и общества - жизнь под «крышей»
// http://www.narcom.ru/ideas/
Вестник № 2
4. Рост организованной преступности
Злотникова Е.В.
ОРГАНИЗОВАННАЯ преступностькакугроза
Национальнойбезопасности РОССИИ*
Аннотация: В статье рассматривается организованная преступность как один
Из основных дестабилизирующих факторов национальной безопасности России. Ав-
Тор приходит к выводу, что методы противостояния организованной преступности,
Реализуемые в РФ, слабо способствуют искоренению этого явления.
Ключевые слова: Организованная преступность, национальная политика.
По мнению большинства исследователей, проблема развития организованной
Преступности в России существовала с 60-х–70-х годов ХХ в., но официальное при-
Знание это явление приобрело только в 1991 году [1]. В документе, подготовленном
Секретариатом ООН, было отмечено, что одной формулировкой невозможно опреде-
Лить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные различны-
Ми факторами, в том числе этническими и экономическими. Тем не менее, основное
Определение было сформулировано так: «Организованная преступность – это слож-
Ный уголовный вид деятельности, осуществляемый в широких масштабах организа-
Циями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают
Финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков
Незаконных товаров и услуг» [*].
В начале 90-х годов, в связи с распадом Советского Союза, произошло ослаб-
Ление властных структур, что привело к значительному обострению криминогенной
Обстановки в стране. Россию захлестнули криминальные «разборки», заканчивающи-
Еся перестрелками
и очередным переделом
Была принята Концепция национальной безопасности, утвержденная Президентом
РФ, в которой отмечается, что угроза криминализации общественных отношений,
Складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства
И экономической деятельности, приобретает особую остроту [*]. Почему же вообще
Преступность, существующая с появления примитивных средств производства, стала
Угрожать всему обществу, а не только отдельным его представителям, как было ранее?
В.А. Номоков полагает, что современная преступность стала приобретать принципи-
Ально новые качества, которые представляют угрозу не для отдельного гражданина
Или группы граждан, а для всего государства в целом [*]. В.А. Номоков утверждает,
Что методы работы правоохранительных органов сильно отстают от динамично раз-
Вивающейся организованной преступности. Кроме того, как справедливо отмечает
В.В. Лунеев, искоренить преступность можно только формально, путем декриминали-
Зации. «Например, 70 лет в СССР боролись со спекуляцией, результатом этой деятель-
Ности было привлечение к уголовной ответственности около 1 миллиона человек. А
Ныне спекуляция считается одной из форм нормальной экономической деятельности»
[5]. Правда, существует
альтернативное мнение В.Б.
В.А. Номокова, уверен, что «никакой угрозы национальной безопасности со стороны
Криминалитета не существует» [6]. Основанием подобного заявления, судя по всему,
Является отсутствие до настоящего времени в отечественной науке общепринятого
Содержания национальной безопасности, а также сложившегося понятийного аппара-
Та, раскрывающего такие категории, как «национальная безопасность», «националь-
*
© Злотникова Е.В.17*
Вестник № 2
Ные интересы», «основные угрозы национальной безопасности» и другие. По мнению
С.А. Фомина, в
исследованиях проблем
Твует целостность и комплексность. Противоречия, двойное толкование и деклара-
Тивность многих положений и законов, регулирующих национальную безопасность и
Ее обеспечение, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.
Более того, исследователь предлагает заменить термин «национальная безопасность»
На более традиционное для РФ понятие «государственная безопасность» или просто
«безопасность России» [7].
Возникает совершенно парадоксальная ситуация: четкого всеобъемлющего тер-
Мина «организованная преступность» до сих пор не существует, в понятие «нацио-
Нальная безопасность» каждый учёный также вкладывает собственный смысл, тем не
Менее, в большинстве своем исследователи признают как организованную преступ-
Ность, так и угрозу, исходящую от неё для развития страны. Если предельно утриро-
Вать определение Н.М. Карамзина, полагающего, что «безопасность собственная есть
Высший закон
в политике» [8], можно допустить
что государственная
- это состояние страны, при котором её суверенитету, целостности, динамичному
Развитию и личной безопасности граждан ничто не угрожает [9]. По мнению авто-
Ра, Россия, как впрочем, и большинство высокоразвитых стран, этим похвастаться
Не может. Политический экстремизм, терроризм и транснациональная преступность
Выходят за пределы какой либо одной страны. Поэтому от степени эффективности
Борьбы одного государства зависит ситуация в целом мире, также существует обрат-
Ная зависимость между ужесточением единой системы наказания для представителей
Транснациональных преступных группировок и нормализацией криминогенной ситу-
Ации отдельных стран.
Для обеспечения национальной безопасности в РФ, по мнению Н.И. Рыжака, не-
Обходимо:
1. Создание, а
в случае необходимости
Ления и поддержание в рабочем состоянии соответствующих государственных орга-
Нов.
*. Делегирование субъектам обеспечения безопасности права осуществлять в
Пределах их компетентности различные виды государственно-правовой и социаль-
Но-полезной деятельности, гарантирующие выявление, устранение, нейтрализацию
Угроз национальным интересам [10].
Однако, по мнению ученого, Закон РФ «О безопасности» имел ряд недостатков.
Так, из документа должно явствовать: кто именно является субъектом или субъекта-
Ми обеспечения безопасности, за счет каких видов деятельности обеспечивается эта
Безопасность, что представляют собой посягательства на безопасность, какова их пра-
Вовая характеристика. Однако вся необходимая информация была тщательно скрыта
От общественности под набором общих фраз. Ту же самую картину можно увидеть и
В других документах, содержащих вопросы государственного значения. Концепция
Национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 года №1*00 содержит только ана-
Литический материал, демонстрирующий ухудшение положения России по многим
Аспектам национальной безопасности, но только этим и ограничивается [11].В качес-
Тве предложений по устранению недостатков вышеописанной системы, выдвигаются
Громкие лозунги наподобие этого: «…Преступный мир, по существу, бросил вызов го-
Сударству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью
И коррупцией носит не только правовой, но и политический характер» [1*].
Какие именно политические меры имелись в виду представленным документом,
Не ясно, зато ясно другое, государство своей непродуманной (или наоборот, очень Вестник № 2
17*
Продуманной) политикой создает явно криминогенные ситуации, при которых по-
Тенциальным нарушителем закона может стать практически любой неустойчивый
Гражданин [1*]. Чиновники и правоохранительные органы хором заявляют о росте
Преступности, но о социальных факторах, способствующих этому росту, стараются
Забыть. Тем не менее, следует применять системы социальной стратификации и по от-
Ношению к организованной преступности. Автор, опираясь на авторитетные мнения
Других специалистов, полагает, что организованные криминальные структуры имеют
Свою иерархию в преступном мире. Так, молодежные группировки могут заниматься
Воровством, вымогательством и мошенничеством, они, как, впрочем, и большинство
Преступников, приписываемых к организованным группам, не имеют возможности
Кардинально повлиять на судьбу страны. Другое дело – преступники высшего ранга,