Контрольная работа по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 04:20, контрольная работа

Описание работы

1.Несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, как угроза национальной безопасности России
2. Социально-политическая поляризация российского общества

Файлы: 1 файл

Нац.безопасность.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

В этой связи, в-третьих, восстановление социального контроля за преступностью предполагает, прежде всего, повышение эффективности  контроля за поведением отдельных граждан  и их объединений на микрогрупповом и общинном уровне. «У каждого народа, — как отмечает В.В. Лунеев, — преступность настолько сильна или слаба, насколько он исторически способен к самоконтролю, насколько он хочет себя контролировать, насколько он умеет себя контролировать, насколько он осознал диалектику свободы и необходимости»[12]. Но отдельный человек или целое сообщество могут научиться самоконтролю и самоограничению лишь в процессе самостоятельного использования прав и исполнения обязанностей под общественным контролем: вначале — родительским, потом — учебного или производственного коллектива, потом — всего профессионального сообщества, территориальной общины и т.д.

В этой связи, модель государственного патернализма, централизованного контроля во всех сферах общественных отношений, от каких бы политических сил она не исходила, действительно, способна завести общество в криминальный тупик, когда, с одной стороны — всевластные и безответственные чиновники, а с другой стороны — бесправные и всегда виноватые граждане. Поэтому для стабильности общественного порядка необходимо, чтобы не одни чиновники, как представители власти, имели возможность влиять на поведение граждан и объединений, но и институты гражданского общества. А для этого последние должны обладать необходимыми правовыми, организационными и материально-техническими ресурсами, которых российские общественные и муниципальные структуры оказались лишены в годы бесконечного реформирования правоохранительной системы и местного самоуправления.

Следовательно, эффективный общесоциальныей контроль над противоправным поведением и  преступностью предполагает как  минимум, отказ от сложившейся в  современной России модели суперцентрализации власти, собственности и информации в руках ограниченного круга лиц[13]. Автор не склонен полагать, что они пойдут на подобное перераспределение власти и ресурсов лишь под влиянием криминологических рекомендаций. Основанием для преобразований, как это всегда происходило в истории, может послужить только страх представителей элиты за собственную безопасность и безопасность своих близких.

Таким образом, криминализация общественных отношений  характеризует такое их качественное состояние, при котором успешное функционирование конкретного субъекта в рамках заданной социальной структуры определяется именно его способностью и готовностью сочетать легальные (законные) и нелегальные (незаконные, криминальные) формы своей деятельности. Рост преступности, характеризующий криминализацию, а также изменение иных ее параметров, прежде всего, организованности и коррупционности, ведут к перерождению всех сфер общественного бытия и сознания, существенно усложняют процесс восстановления социальных институтов и контроля над преступностью.

Среди важнейших  мер по восстановлению контроля следует  выделить: создание реальных возможностей для сохранения гражданами субкультурной  идентичности, обеспечение легального доступа к необходимым ресурсам и организации общественного контроля за соблюдением общеобязательных правил поведения, как на групповом, так и на межгрупповом уровне. Для этого необходимо не только повышение материального уровня жизни граждан, развитие легальных форм занятости и самодеятельности, но и децентрализация ресурсов, централизованно используемых и контролируемых сегодня различными элитарными сообществами, срастание которых с элитой криминального мира (с освоением соответствующих приемов и способов рекрутирования, стратификации и управления насилием) является сегодня свершившимся фактом.

 

Литература

 

1.                  Дубнов А.П., Дубовцев В.А. Философия преступности. Проблемы криминализации российского общества. — Екатеринбург, 1999.

2.                  Дубовик В.Н. Уставная модель организации государственной власти в городе Москве. Автореф. Дисс… канд. Юрид наук. — М., 2009.

3.                  Коробеев А. И. Советская уголовно–правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. — Владивосток, 1987.

4.                  Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз её развития / Под ред. С.И. Гирько. — М., 2006.

5.                  Лобанова О.В. Особенности криминализации современного российского общества (Социокультурный анализ). Автореф. Дис. ... Канд. Социол. Наук. — М., 2006.

6.                  Лопашенко Н.А. Уголовная политика: понятие, содержание, методы и формы реализации // Уголовное право в ХХI веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая – 1 июня 2001 г. — М., 2002.

7.                  Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е. — М., 2005.

8.                  Лунеев В.В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму // Государство и право. 2009. № 9.

9.                  Лунеев В.В. Рыночная экономика и экономическая преступность в России. // Экономическая преступность / Под ред. В.В. Лунеева, В.И. Борисова. — М., 2002.

10.              Моррис Д. Людской зверинец 2-е изд. // http://www.ethology.ru.

11.              Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т. 1. Общая часть. 3–е изд., перераб. И доп. — М., 2004.

12.              Рывкина Р. Криминализация экономики и общества - жизнь под «крышей» // http://www.narcom.ru/ideas/socio/81.html.

 

Вестник № 2

 

4.     Рост организованной преступности

 

Злотникова  Е.В.

ОРГАНИЗОВАННАЯ  преступностькакугроза

Национальнойбезопасности  РОССИИ*

Аннотация: В  статье рассматривается организованная преступность как один

Из основных дестабилизирующих факторов национальной безопасности России. Ав-

Тор приходит к  выводу, что методы противостояния организованной преступности,

Реализуемые в  РФ, слабо способствуют искоренению этого явления.

Ключевые слова: Организованная преступность, национальная политика.

По мнению большинства  исследователей, проблема развития организованной

Преступности  в России существовала с 60-х–70-х  годов ХХ в., но официальное при-

Знание это  явление приобрело только в 1991 году [1]. В документе, подготовленном

Секретариатом ООН, было отмечено, что одной формулировкой  невозможно опреде-

Лить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные  различны-

Ми факторами, в том числе этническими и  экономическими. Тем не менее, основное

Определение было сформулировано так: «Организованная  преступность – это слож-

Ный уголовный  вид деятельности, осуществляемый в  широких масштабах организа-

Циями и другими  группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают

Финансовую  прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков

Незаконных  товаров и услуг» [*].

В начале 90-х  годов, в связи с распадом Советского Союза, произошло ослаб-

Ление властных структур, что привело к значительному  обострению криминогенной

Обстановки  в стране. Россию захлестнули криминальные «разборки», заканчивающи-

Еся перестрелками  и очередным переделом собственности. В связи с этим в 1997 г.

Была принята  Концепция национальной безопасности, утвержденная Президентом

РФ, в которой отмечается, что угроза криминализации общественных отношений,

Складывающихся  в процессе реформирования социально-политического  устройства

И экономической  деятельности, приобретает особую остроту [*]. Почему же вообще

Преступность, существующая с появления примитивных средств производства, стала

Угрожать всему  обществу, а не только отдельным  его представителям, как было ранее?

В.А. Номоков  полагает, что современная преступность стала приобретать принципи-

Ально новые  качества, которые представляют угрозу не для отдельного гражданина

Или группы граждан, а для всего государства в  целом [*]. В.А. Номоков утверждает,

Что методы работы правоохранительных органов сильно отстают от динамично раз-

Вивающейся  организованной преступности. Кроме  того, как справедливо отмечает

В.В. Лунеев, искоренить преступность можно только формально, путем декриминали-

Зации. «Например, 70 лет в СССР боролись со спекуляцией, результатом этой деятель-

Ности было привлечение  к уголовной ответственности  около 1 миллиона человек. А

Ныне спекуляция считается одной из форм нормальной экономической деятельности»

[5]. Правда, существует  альтернативное мнение В.Б. Рушайло,  который, в отличие от

В.А. Номокова, уверен, что «никакой угрозы национальной безопасности со стороны

Криминалитета не существует» [6]. Основанием подобного заявления, судя по всему,

Является отсутствие до настоящего времени в отечественной  науке общепринятого

Содержания  национальной безопасности, а также  сложившегося понятийного аппара-

Та, раскрывающего  такие категории, как «национальная безопасность», «националь-

*

© Злотникова Е.В.17*

Вестник № 2

Ные интересы», «основные угрозы национальной безопасности»  и другие. По мнению

С.А. Фомина, в  исследованиях проблем национальной безопасности также отсутс-

Твует целостность и комплексность. Противоречия, двойное толкование и деклара-

Тивность многих положений и законов, регулирующих национальную безопасность и

Ее обеспечение, препятствуют их эффективному и целенаправленному  исполнению.

Более того, исследователь  предлагает заменить термин «национальная безопасность»

На более  традиционное для РФ понятие «государственная безопасность» или просто

«безопасность России» [7].

Возникает совершенно парадоксальная ситуация: четкого всеобъемлющего тер-

Мина «организованная  преступность» до сих пор не существует, в понятие «нацио-

Нальная безопасность»  каждый учёный также вкладывает собственный  смысл, тем не

Менее, в большинстве  своем исследователи признают как  организованную преступ-

Ность, так и  угрозу, исходящую от неё для развития страны. Если предельно утриро-

Вать определение  Н.М. Карамзина, полагающего, что «безопасность  собственная есть

Высший закон  в политике» [8], можно допустить  что государственная безопасность

- это состояние  страны, при котором её суверенитету, целостности, динамичному

Развитию и  личной безопасности граждан ничто  не угрожает [9]. По мнению авто-

Ра, Россия, как  впрочем, и большинство высокоразвитых стран, этим похвастаться

Не может. Политический экстремизм, терроризм и транснациональная  преступность

Выходят за пределы какой либо одной страны. Поэтому от степени эффективности

Борьбы одного государства зависит ситуация в  целом мире, также существует обрат-

Ная зависимость  между ужесточением единой системы  наказания для представителей

Транснациональных преступных группировок и нормализацией криминогенной ситу-

Ации отдельных  стран.

Для обеспечения  национальной безопасности в РФ, по мнению Н.И. Рыжака, не-

Обходимо:

1. Создание, а  в случае необходимости реформирование, корректировка управ-

Ления и поддержание  в рабочем состоянии соответствующих государственных орга-

Нов.

*. Делегирование субъектам обеспечения безопасности права осуществлять в

Пределах их компетентности различные виды государственно-правовой и социаль-

Но-полезной деятельности, гарантирующие выявление, устранение, нейтрализацию

Угроз национальным интересам [10].

Однако, по мнению ученого, Закон РФ «О безопасности»  имел ряд недостатков.

Так, из документа  должно явствовать: кто именно является субъектом или субъекта-

Ми обеспечения  безопасности, за счет каких видов деятельности обеспечивается эта

Безопасность, что представляют собой посягательства на безопасность, какова их пра-

Вовая характеристика. Однако вся необходимая информация была тщательно скрыта

От общественности под набором общих фраз. Ту же самую картину можно увидеть и

В других документах, содержащих вопросы государственного значения. Концепция

Национальной  безопасности РФ от 17 декабря 1997 года №1*00 содержит только ана-

Литический  материал, демонстрирующий ухудшение  положения России по многим

Аспектам национальной безопасности, но только этим и ограничивается [11].В качес-

Тве предложений  по устранению недостатков вышеописанной  системы, выдвигаются

Громкие лозунги  наподобие этого: «…Преступный мир, по существу, бросил вызов го-

Сударству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью

И коррупцией носит  не только правовой, но и политический характер» [1*].

Какие именно политические меры имелись в виду представленным документом,

Не ясно, зато ясно другое, государство своей непродуманной (или наоборот, очень Вестник № 2

17*

Продуманной) политикой  создает явно криминогенные ситуации, при которых по-

Тенциальным нарушителем  закона может стать практически  любой неустойчивый

Гражданин [1*]. Чиновники и правоохранительные органы хором заявляют о росте

Преступности, но о социальных факторах, способствующих этому росту, стараются

Забыть. Тем  не менее, следует применять системы  социальной стратификации и по от-

Ношению к организованной преступности. Автор, опираясь на авторитетные мнения

Других специалистов, полагает, что организованные криминальные структуры имеют

Свою иерархию в преступном мире. Так, молодежные группировки могут заниматься

Воровством, вымогательством  и мошенничеством, они, как, впрочем, и большинство

Преступников, приписываемых к организованным группам, не имеют возможности

Кардинально повлиять на судьбу страны. Другое дело – преступники  высшего ранга,

Информация о работе Контрольная работа по "Праву"