Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы изучить сущность института опека и попечительство.
Задачи:
Рассмотреть историческое развитие института опеки и попечительства
Дать понятие института опеки попечительства;
Определить полномочия органа опеки и попечительства;
Определить правовой статус опекунов и попечителей;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Общие положения об опеке и попечительстве
Исторический аспект развития института опеки и попечительства……...6
Опека и попечительство в современный период..…..……………………12
Органы опеки и попечительства…………………………………………...14
Опекуны и попечители……………………………………………………..18
Глава II. Лица над которыми устанавливается опека и попечительство
2.1. Опека над недееспособными…………………………………………………26
2.2. Попечительство в отношении ограниченно дееспособных граждан……...33
2.3. Опека над несовершеннолетними……...…………………………………….37
Глава III. Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства
3.1. Назначение опеки и попечительства…………………………………………46
3.2. Прекращение опеки и попечительства……………………………………….49
3.2.1. Добровольное прекращение опеки и попечительства…………………….49
3.2.2. Принудительное прекращение опеки и попечительства………………….51
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Опека и попеч.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 30 ГК РФ «получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться  ими он может лишь с согласия попечителя».

Смысл ограничения  дееспособности заключается в предотвращении неразумных трат со стороны гражданина, ставящего свою семью в тяжелое материальное положение. Предотвратить расходы на спиртные напитки и наркотические средства можно лишь отняв у лица деньги (или не давая возможности их получить) и лишив его права потратить их по своему усмотрению.

По смыслу положений, содержащихся в ст. 30 ГК РФ, попечитель не обладает полномочиями по получению  доходов подопечного. Он может лишь не дать согласия на получение заработка, настояв, например, на перечислении причитающихся  сумм на счет ограниченно дееспособного гражданина. Дальнейшее распоряжение средствами, находящимися на счете, также будет производиться подопечным с согласия попечителя. В практике нотариальной деятельности возникает еще один вопрос, связанный с объемом дееспособности таких лиц. Закон не запрещает ограниченно дееспособному гражданину составлять завещание, однако и не разрешает прямо этого делать.

С одной стороны, Гражданский кодекс РФ позволяет  ограниченно дееспособному гражданину совершать любые виды сделок. Способность завещать является частью правоспособности любого физического лица в соответствии со ст. 18 ГК РФ. Однако в то же время ст. 57 Основ законодательства РФ о нотариате указывает на то, что «нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан». Нотариус вправе отказать ограниченно дееспособному гражданину в удостоверении завещания со ссылкой на данную норму Основ.

Права и обязанности  попечителя над ограниченно дееспособным гражданином сводятся лишь к выдаче согласия на совершение сделок. Попечитель не обязан заботиться о состоянии здоровья подопечного, об уходе за ним. На нем не лежит обязанность представлять и защищать интересы подопечного вовне, выступая от имени подопечного. К сожалению, некоторые нормативные акты называют попечителей ограниченно дееспособных граждан их законными представителями26.

ГПК предусматривает  случаи отмены судом ограничения  в дееспособности, для этого необходимо в судебном порядке доказать одно из следующих обстоятельств:

прекращение злоупотребления  спиртными напитками или наркотическими веществами;

прекращение существования  семьи лица, признанного ограниченно  дееспособным (в результате смерти, развода, разделения семьи).

Как и в любом  деле, могут подлежать установлению и иные обстоятельства, но указанные  выше являются основными материально-правовыми обстоятельствами, в обоснование которых должны представляться соответствующие доказательства. В подтверждение первого факта могут быть представлены в суд медицинские справки, характеристика лица, справка с места его работы, справка о заработной плате и проч. В подтверждение второго факта копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о смерти, справка с места жительства о составе семьи и др27.

Правильное  применение ст. 30 ГК РФ, предусматривающей  возможность ограничения судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, является одной из мер, направленных на предупреждение многих нарушений общественного порядка, воспитание граждан в духе сознательного отношения к труду, семье, соблюдению правил общественного поведения, а также на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, и самих лиц, в отношении которых возбужден вопрос об ограничении дееспособности. Под ограничением дееспособности следует понимать лишение судом гражданина права производить без согласия попечителя следующие действия28:

продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать  и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых;

 непосредственно  самому получать заработную плату,  пенсию и другие виды доходов  (авторский гонорар, вознаграждение  за открытия, изобретения, суммы,  причитающиеся за выполнение  работ по договору подряда,  всякого рода пособия и т.п.).

Для назначения попечителя суд обязан в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу выслать копию этого решения органу опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного ограниченно дееспособным (ст. 34 ГК РФ).

Среди норм ГК об опеке и попечительстве особого внимания заслуживает ст. 37, которая устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных. В этой статье более четко, чем это было ранее, предусмотрены пределы такого контроля: без предварительного согласия органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок, которые влекут уменьшение имущества подопечного (по отчуждению имущества, в том числе дарению и обмену, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества или выделу из него доли и т. п.), а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т. п.).

Только с предварительного согласия органов опеки и попечительства могут расходоваться доходы подопечного. Это ограничение не относится лишь к тем расходам, которые необходимы для содержания самого подопечного.

Статья 37 устанавливает  не только контроль за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных, но и определенные ограничения их действий в этой сфере. Так, опекунам и попечителям, а также их супругам и близким родственникам запрещается совершать сделки с подопечными за исключением лишь безвозмездных сделок, совершаемых к выгоде подопечных.

Обязанностью  попечителя является подача заявления  в суд о признании подопечного  дееспособным и о снятии с него попечительства. Это возможно в тех  случаях, когда подопечный изменил  свое поведение в лучшую сторону - перестал злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами.

Установив, что  основания для ограничения дееспособности гражданина отпали, суд выносит решение  об отмене ограничения. На основании  решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

2.3. Опека  над несовершеннолетними

Согласно п.2 ст.3 Конвенции «О правах ребенка», «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...». И надо сказать, что число детей, нуждающихся в защите со стороны государства, с годами не уменьшается29.

Увеличение численности  детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их  лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не  выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства, т.е. органы местного самоуправления, чья деятельность регламентируется уставами (положениями) муниципальных образований данного региона. Другими словами, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства, которые могут объединять усилия других  государственных, муниципальных органов, учреждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели — защиты прав ребенка.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, полномочия которых закреплены в законе «Об опеке и попечительстве», СК РФ (ст.ст.121 - 123, 125,  140,142,145,147,150 - 151 и др.), в ГК РФ (ст.ст.31 - 41), ГПК РФ (ст. ст.263-2,  263-3) и других актах.

Утрата родительского  попечения является фактом, имеющим юридическое значение. Поэтому важно иметь информацию о ребенке, оказавшемся в бедственном положении. Поэтому должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Выявлением детей, нуждающихся в защите, занимаются и сами органы  опеки и попечительства, находящиеся в тесном контакте с образовательными, воспитательными учреждениями, органами  внутренних дел и прочих.

Каким бы путем ни стало  известно о ребенке, чьи права  нарушаются или находятся под  угрозой нарушения, этот факт  следует констатировать. Органы опеки и попечительства, которые в течение трех дней со дня получения тревожной информации о ребенке  должны ее проверить. В случае необходимости ими составляется акт, подтверждающий правдивость поступивших сведений.

С другой стороны, этот акт  служит основанием для вывода, что  факт утраты родительского попечения, нарушения прав, интересов ребенка налицо. С этого момента органы опеки и попечительства вправе и обязаны:

1. При непосредственной  угрозе жизни ребенка или его здоровью отобрать ребенка у родителей (у одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится;

Отобрание предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается  брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке (например, от соседей, медицинских работников и других лиц), необходимо принять срочные меры по его устройству.

Правовым основанием такого отобрания служит постановление (распоряжение) органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления (распоряжения) должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.

За отобранием ребенка  органами опеки и попечительства следует:

- незамедлительное уведомление  о случившемся прокурора;

Подобного рода информация важна не только потому, что речь идет о грубом нарушении прав ребенка. В необходимых случаях прокурором может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние.

- временное устройство  отобранного ребенка;

Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки  и попечительства ребенка. Вот почему так важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.) в соответствии со ст.123 СК. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

- предъявление в суд  иска о лишении родительских  прав или ограничении в родительских  правах.

В соответствии  п.2 ст.77 СК РФ  органы опеки и попечительства обязаны в течение семи дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

В результате отобрания  ребенка у лиц, заменяющих родителей, опекун (попечитель) отстраняется от выполнения опекунских обязанностей (п.3 ст.39 ГК); расторгается договор о передаче ребенка на воспитание в семью; отменяется усыновление.

2. Приступить к подготовке материалов по лишению родительских прав, а если дети уже отобраны, предъявить такой иск;

3. Оформить иск об ограничении родительских прав;

4. Обеспечить защиту  прав и интересов ребенка до  решения вопроса о его устройстве;

Данная статья Семейного  кодекса устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный (до устройства) присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

При первичном обследовании составляются два документа: акт  обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

Данные о ребенке  заносятся в журнал первичного учета установленной формы  (Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей30) и принимаются меры по его устройству.

  1. При невозможности устроить ребенка в семью, принять меры к его временному устройству в одно из детских учреждений;
  2. В необходимых случаях сами временно осуществлять опеку (попечительство) над ребенком;
  3. Использовать иные формы устройства ребенка, предусмотренные законодательством субъектов РФ.

Информация о работе Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства