Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы изучить сущность института опека и попечительство.
Задачи:
Рассмотреть историческое развитие института опеки и попечительства
Дать понятие института опеки попечительства;
Определить полномочия органа опеки и попечительства;
Определить правовой статус опекунов и попечителей;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Общие положения об опеке и попечительстве
Исторический аспект развития института опеки и попечительства……...6
Опека и попечительство в современный период..…..……………………12
Органы опеки и попечительства…………………………………………...14
Опекуны и попечители……………………………………………………..18
Глава II. Лица над которыми устанавливается опека и попечительство
2.1. Опека над недееспособными…………………………………………………26
2.2. Попечительство в отношении ограниченно дееспособных граждан……...33
2.3. Опека над несовершеннолетними……...…………………………………….37
Глава III. Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства
3.1. Назначение опеки и попечительства…………………………………………46
3.2. Прекращение опеки и попечительства……………………………………….49
3.2.1. Добровольное прекращение опеки и попечительства…………………….49
3.2.2. Принудительное прекращение опеки и попечительства………………….51
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Опека и попеч.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания (передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью (см. гл.19, 20,21 СКРФ) и другие формы такого воспитания, установленные законами субъектов Российской Федерации ч.3 п.1 ст.123 СКРФ). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей без специального назначения (ст.147 СКРФ). При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.

Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с  учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения и с  обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства ребенка в семью (см. гл.19, 20,21СКРФ). При устройстве ребенка должны также учитываться обстоятельства, перечисленные в ч.3 п.1 ст.121 СК РФ.

В целом можно (условно) выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства:

а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);

б) направление соответствующих  требований в суд в порядке  искового производства;

в) участие в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцовства по заявлению только отца ребенка; родителям - на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет; на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом; на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей - при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей).

Сюда же можно включить полномочия по разрешению разногласий  между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка; по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей;  по назначению представителя для защиты прав и интересов детей; по решению вопроса об общении ребенка с родственниками; по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

К полномочиям второго  вида относятся право органа опеки  и попечительства требовать признания  недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным  законом, право требовать отмены усыновления ребенка, а также право предъявлять требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится право органа опеки  и попечительства участвовать в  рассмотрении судами дел: об осуществлении  родительских прав родителем, проживающим  отдельно от ребенка, о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав; об установлении усыновления ребенка; об отмене усыновления ребенка31.

В настоящее время  ребенок, из полностью бесправного  существа, принадлежавшего своим  родителям, превратился в субъекта права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите – защите государства, где одно из ведущих мест занимают органы опеки и попечительства.

Деятельность органов  опеки и попечительства в сфере  обеспечения прав несовершеннолетних детей небезупречна, тому есть ряд причин, как объективного, так и субъективного характера. Рассмотрим некоторые из них.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей» меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны основываться на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает  федеральные финансовые обязательства  по возмещению расходов на выплату  ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Важной предпосылкой защиты прав детей органами опеки и попечительства является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными  и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенцировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан. 

Также  проблемы в деятельности органов опеки  и попечительства возникают из-за человеческого фактора – низкий уровень специалистов органов опеки и попечительства или халатность в выполнении своих должностных обязанностей в отношении защиты прав несовершеннолетних детей32.

Сектор по делам опеки и попечительства г. Сибай предложил матери 13-летней Борисовой О.Л., которую в течение многих лет систематически избивал отец, решать вопросы насилия в семье через суд в порядке частного обвинения. Документы о лишении родительских прав Киселева С.В., хронического алкоголика орган опеки и попечительства собирал с 1996 года по 2000 год. В этот же период несовершеннолетняя дочь и отец стали с согласия органа опеки и попечительства собственниками квартиры (в равных долях). В результате девочка вынуждена проживать в одной квартире с человеком, который решением суда признан опасным для своей дочери. Все попытки опекуна ребенка изменить ситуацию и оградить внучку от асоциального соседа с помощью органов по защите прав детей остаются безуспешными.

К наиболее характерным  недостаткам деятельности органов опеки и попечительства относятся: задержка сроков установления правового статуса ребенка (что увеличивает срок передачи сведений о ребенке в региональный банк данных), несвоевременная передача органами опеки и попечительства сведений о детях, подлежащих усыновлению, в региональный и федеральный банк данных; недостаточное использование информации о детях, подлежащих усыновлению, опубликованной в информационных бюллетенях Минобразования России; слабая информированность населения о практике усыновления, недостаточное использование средств массовой информации; отсутствие информации об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и вывезенных за рубеж; ненадлежащее оформление журналов учета усыновителей как документов строгой отчетности, отсутствие в них необходимых данных.

 

 

Глава III. Назначение и прекращение опеки и попечительства

3.1. Назначение  опеки и попечительства

Опекуны назначаются  малолетним гражданам (в возрасте до 14 лет) и гражданам, признанным судом недееспособными. Попечители назначаются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, ограниченным судом в дееспособности.

Основания для  назначения опекуна или попечителя несовершеннолетним лицам содержатся в ст. 145 Семейного кодекса РФ: это факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Отсутствие попечения со стороны родителей или лиц, их заменяющих, возможно в случаях:

- смерти родителей; объявления родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти;

- лишения родителей  родительских прав; ограничения родителей в родительских правах;

- признания  родителей недееспособными; болезни  родителей;

- длительного  отсутствия родителей; пребывания родителей (родителя) в местах лишения свободы;

- уклонения  родителей от воспитания детей  или от защиты их прав и  интересов; отказа родителей взять  своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений  социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений;

Еще одним особым основанием для назначения опекуна  является рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет33.

Опекун или  попечитель назначается органом  опеки и попечительства в установленный  законом срок - 1 месяц с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над лицом.

Обязанности опекуна  или попечителя гражданин может  принять на себя не иначе как на добровольной основе. Инициатором может  быть сам потенциальный опекун или  попечитель или орган опеки и попечительства, - различают два способа выразить добрую волю: дача согласия или составление заявления в письменной форме. Лица, желающие взять ребенка под опеку или попечительство, могут подать в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами или попечителями.

К заявлению, как  правило, прилагаются:

- справка с  места работы с указанием должности  и размера заработной платы  либо копия декларации о доходах,  заверенная в установленном порядке;

- характеристика  с места работы;

- автобиография;

- документ, подтверждающий  наличие жилья у лица (лиц), желающего  взять ребенка на воспитание  в приемную семью (это могут  быть копия финансово-лицевого  счета с места жительства и  выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

- копия свидетельства  о заключении брака (если лицо  состоит в браке);

- медицинская справка ЛПУ о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Помимо представленных документов, при принятии решения  должны учитываться нравственные качества заявителя, его способность к  выполнению обязанностей опекуна или попечителя, его отношения с будущим подопечным, а по возможности и желание подопечного, взаимоотношения опекуна или попечителя с его семьей, отношение членов семьи к установлению опеки или попечительства.

На основании  заявления и акта обследования условий жизни и иных документов орган опеки и попечительства принимает окончательное решение.

В исключительных случаях опекун или попечитель может  быть назначен органом опеки и  попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. В этих исключительных случаях заслуживающими внимания обстоятельствами могут являться длительное проживание ребенка у опекуна или попечителя, когда сам опекун или попечитель не может длительное время находиться в доме будущего подопечного, реже - наличие у будущего опекуна или попечителя малолетних детей, которых он не может оставить без присмотра, временное ухудшение здоровья будущего опекуна или попечителя, которое препятствует его приезду по месту жительства ребенка, и т.п34.

Максимальный  срок, в течение которого ребенок, лишившийся родителей, может оставаться без опеки (попечительства), составляет 1 месяц. Моментом, с которого начинается исчисление срока для назначения опекуна или попечителя, является:

- установление  факта отсутствия попечения со  стороны родителей или родственников несовершеннолетнего (письменным основанием обычно является акт обследования условий жизни ребенка, составленный органом опеки и попечительства);

- смерть родителей  или единственного родителя;

- вступление  в силу решения суда о лишении  или ограничении родительских прав;

- получение  органом опеки и попечительства  вступившего в законную силу  решения суда о признании опекуна  или попечителя недееспособным  или ограниченно дееспособным.

При самостоятельном  обращении будущего опекуна или  попечителя в орган опеки и попечительства с просьбой о назначении его опекуном или попечителем днем начала истечения срока считается день подачи заявления.

Если месяц  истек, а лицу, нуждающемуся в опеке  или попечительстве, опекун или попечитель не назначен, то орган опеки и попечительства временно берет эти функции на себя.

Если гражданин  был признан недееспособным или  ограничен в дееспособности, суд  обязан в течение 3 дней со времени  вступления в законную силу решения  сообщить об этом органу опеки и  попечительства. Для назначения опекуна или попечителя органу опеки и попечительства опять же дается срок один месяц.

3.2. Прекращение  опеки и попечительства

3.2.1. Добровольное  прекращение опеки и попечительства

 Прекращение опеки и попечительства связывается с обстоятельствами объективного и субъективного характера35

Информация о работе Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства