Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Наиболее распространенной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью (далее - общество, ООО). Объяснение этому лежит как в названии данной правовой формы общества, так и в отсутствии публичного контроля внутрикорпоративной деятельности, включающей сам механизм индивидуализации, учета и перехода долей участия в уставном капитале ООО. К слабеющей конструкции названной корпоративной формы управления прибавилось отлучение рядовых участников от контроля над управлением общества, включая заключение крупных сделок, сделок с заинтересованностью, да и распределение прибыли в обществе нередко становилось прерогативой самой администрации. При регистрации ООО наше несовершенное законодательство позволяло недобросовестным соучредителям создавать фиктивные фирмы-однодневки по чужим документам, обманывать контрагентов и нарушать закон.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовое регулирование образования общества с ограниченной ответственностью
1.1 Правовая сущность общества с ограниченной ответственностью
1.2 Порядок и основные этапы образования общества с ограниченной ответственностью как субъекта предпринимательской деятельности
1.3 Устав общества с ограниченной ответственностью
Глава 2. Правовой режим деятельности общества с ограниченной ответственностью
2.1 Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности обществом с ограниченной ответственностью
2.2 Осуществление обществом с ограниченной ответственностью предпринимательской деятельности путем совершения гражданско-правовых сделок
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью.docx

— 142.02 Кб (Скачать файл)

Правительство заявило, что поправки должны усовершенствовать  законодательство и «упростить» работу обществ с ограниченной ответственностью. По мнению исследователей, эти изменения направлены на то, чтобы свести к минимуму различия между ООО и ЗАО и совместить в ООО все самые удобные для ведения предпринимательской деятельности положения об ООО и ЗАО. В связи с этим существует предположение, что скорее всего в течение ближайших лет будет принято решение о прекращении существования в России такой организационно-правовой формы, как ЗАО59.

Действительно, форме ООО следует придать  черты полноценной корпорации (уставного  объединения капиталов). Элементы договорного  объединения лиц (учредительный  договор, возможность исключения участника  из ООО и др.) в подобной конструкции  должны быть устранены. Учредительным документом ООО должен выступать только устав. Договор о создании ООО должен приобрести природу, аналогичную договору о создании АО60.

В то же время не вполне ясна судьба тех  прав и обязанностей, которые зафиксировали  в ранее заключенных учредительных  договорах участники. Видимо, предполагается, что бывшие учредительные договоры будут приравнены к договорам  об учреждении общества61.

Дело  в том, что исключение из числа  учредительных документов учредительного договора не означает, что при учреждении ООО его учредители не должны подписывать  договор об учреждении (п. 1 ст. 89 ГК РФ).

В связи  с тем, что договор, заключаемый  при учреждении, утратил статус учредительного документа, положения, разъясняющие его  содержание, были перенесены из ст. 12 Закона об ООО в ст. 11 указанного Закона. Согласно указанной норме договор  об учреждении общества с ограниченной ответственностью определяет:

- порядок  осуществления ими совместной  деятельности по учреждению общества;

- размер  уставного капитала общества;

- размер  их долей в уставном капитале  общества;

- иные  установленные Законом об ООО  условия.

В целом  эти положения повторяют ранее  действующие, за исключением того, что  теперь в договоре об учреждении не требуется указывать состав участников, порядок распределения прибыли  между ними, состав органов общества и порядок выхода из него.

Таким образом, количество существенных условий договора об учреждении общества уменьшилось. ФАС  Западно-Сибирского округа в одном из своих постановлений указал, что в случае отсутствия хотя бы одного из существенных условий, указанных в законе, учредительный договор считается незаключенным62. Данные выводы подлежат применению в отношении договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью.

Ранее действовавшие  нормы Закона об ООО, касающиеся содержания учредительного договора, предусматривали  возможность указания в договоре ответственности за нарушение обязанности  по внесению вклада. Однако данные положения  не разъясняли, какой может быть ответственность. Теперь же в ст. 16 Закона об ООО установлено, что договор  об учреждении может содержать условие  о взыскании неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале общества.

Данный  договор, представляющий собой разновидность  договора о совместной деятельности63, должен быть заключен в письменной форме. В то же время правовая природа договора об учреждении в Законе об ООО не раскрывается. В этой связи следующее высказывание Ю.Г. Лесковой: «...если сравнить между собой направленные на создание соответствующих коллективных образований договоры простого товарищества, учредительный договор, а также договор о создании акционерного общества, нетрудно установить, что во всех трех определениях основное место занимают условия, которые относятся к «совместной деятельности участников»64.

Лица, имеющие  намерение создать ООО, должны провести общее собрание, принимающее решение  об учреждении, в котором должны быть отражены результаты голосования  учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.

Если  требуется оценка материальных или  нематериальных активов, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал  ООО, в этом случае в решении должна быть ссылка на утверждение результатов  проведенной профессиональным оценщиком  оценки. Данный вопрос решается исключительно  единогласно.

ООО, как  отмечалось выше, может быть учреждено  одним лицом. В этом случае учредительным  документом общества является только устав, который утверждается единственным учредителем. Однако при увеличении количества участников ООО до двух это автоматически влечет за собой  необходимость внесения изменений  в устав общества.

При учреждении общества единственным участником вместо протокола общего собрания принимается  решение об учреждении общества, которое  должно содержать:

размер  уставного капитала общества,

порядок и сроки его оплаты,

размер  и номинальную стоимость доли учредителя, которая соответственно равна стоимости уставного капитала;

назначение  органов управления обществом.

При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении  общества законодательством предусмотрено  проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое  решение.

Избрание  органов управления общества, образование  ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение  аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.

Если  к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной  комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей  общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет  один голос.

Общество  несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным  с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.

При этом п. 6 ст. 11 Закона об ООО ограничивает ответственность общества по этим обязательствам учредителей в размере не более  чем одна пятая оплаченного уставного  капитала общества.

Завершающим этапом учреждения ООО является государственная  регистрация соответствующих юридических  действий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»65 ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Общество  подлежит государственной регистрации  в территориальном органе Федеральной  налоговой службы РФ по юридическому адресу будущего либо реорганизуемого  юридического лица. Следует отметить, что в настоящее время территориальные  органы ФНС России стали обращать особое внимание на соответствие юридического и фактического адресов места нахождения организации66. В связи с этим видится возможным (при отсутствии на праве собственности помещения для офиса) заключать договор на почтово-секретарское обслуживание, что позволит на законных основаниях получить юридический адрес, а также получать всю корреспонденцию через данный адрес, фактически располагаясь по другому адресу.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»67 в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по юридическому адресу будущего ООО. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

К оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, предъявляются следующие  требования68:

1) все  регистрационные документы представляются  на бумажном носителе и по  возможности в электронном виде;

2) регистрационные  документы заполняются от руки  печатными буквами чернилами  или шариковой ручкой синего  или черного цвета либо машинописным  текстом;

3) заявление,  уведомление или сообщение заполняется  в одном экземпляре и представляется  в регистрирующий орган непосредственно  либо направляется почтовым отправлением  с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения (на конверте рекомендуется сделать  пометку «Регистрация»);

4) подлинность  подписи заявителя на заявлении,  уведомлении и сообщении в  обязательном порядке свидетельствуется  нотариально;

5) документ, содержащий более одного листа,  представляется в регистрирующий  орган в прошитом, пронумерованном  виде, количество листов подтверждается  подписью заявителя или нотариуса  на обороте последнего листа  на месте прошивки.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, определенного  учредительным собранием учредителей  ООО, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает  свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего  личность документа и идентификационный  номер налогоплательщика (при его  наличии). При государственной регистрации  юридического лица в форме ООО  заявителями могут являться следующие  физические лица:

руководитель  постоянно действующего исполнительного  органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право  без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при  его создании;

руководитель  юридического лица, выступающего учредителем  регистрируемого юридического лица;

иное  лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного  на то государственного органа, или  актом органа местного самоуправления.

Датой представления  документов при осуществлении государственной  регистрации является день их получения  регистрирующим органом. Заявителю  выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Налоговая инспекция не вправе требовать  представления других документов, кроме:

оригинала устава;

оригинала протокола учредительного собрания или решения единственного участника  ООО;

при учреждении российского ООО иностранным  инвестором - официальный документ, подтверждающий его дееспособность на создание ООО;

квитанции об оплате государственной пошлины.

Согласно  пункту 2 статьи 51 ГК РФ юридическое  лицо считается созданным со дня  внесения соответствующей записи в  ЕГРЮЛ. Так как вплоть до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ  юридическое лицо не считается созданным, то оно не может вступать в правоотношения и, следовательно, не может нести  предусмотренные законодательством  обязанности и иметь права.

Так, ФАС  Восточно-Сибирского округа, рассматривая вопрос о признании сделки недействительной, установил, что в момент заключения сделки один из контрагентов не был  зарегистрирован в установленном  законом порядке в качестве юридического лица. На основании этого судом  был сделан вывод о том, что  сделка, совершенная организацией с  неправоспособным лицом, не может являться сделкой в смысле ГК РФ, в связи  с чем согласно статье 168 ГК РФ является недействительной, следовательно, не влечет юридических последствий69.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей  записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий  орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной  регистрации представляет сведения, содержащиеся соответственно в ЕГРЮЛ, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Информация о работе Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью