Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:52, реферат
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств и народов нашей страны в определенный исторический период.
Государственный строй Киевской Руси.
Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности). Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).
Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения). Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, - система «сюзеренитета-вассалитета». Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов (холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.
Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.
Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти. В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.
Подготовка, источники и структура Соборного Уложения 1649 г.
В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. тому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа.
Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм[].
Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов.
Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.
Источниками Соборного Уложения было как русское, так и зарубежное законодательство.
В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха.
С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.
Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву.
Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы феодального землевладения. Уложение содержало специальную главу, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Определялся порядок наследования поместья сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери также могли получить поместье в качестве приданого. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.
В соответствии с Соборным уложением вотчина была привилегированной формой феодального землевладения. В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и, частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д.
В Уложении ограничивается экономическое могущество церкви — запрещено приобретение церковью новых земель, сокращены многочисленные привилегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учрежден Монастырский приказ.
Поместное и вотчинное землевладение по Соборного Уложению 1649 г.
Развитие земельных
отношений характеризуется
на: дворцовые - первоначально формировались из свободных земель или из личных земель князей и делилисьна земли, принадлежащие князю, и казенные, затем, с усилением централизации государственной власти, стали делиться на государственные «черные» земли и дворцовые земли;
церковные - земли, принадлежащие монастырям и церквям. Источником пополнения церковного фонда земель были захват пустошей, пожалования от государства, дарение, завещание, вклады при уходе в монастырь. Государство постепенно ограничивает процесс концентрации земель в руках церкви и ограничивает церковное землевладение (секуляризация);
общинные - принадлежали городской общине;
частновладельческие - земли, принадлежащие частным лицам («белолистцы»).
По способам приобретения вотчины делились на: родовые - земли, солидарно принадлежащие всему
роду. Сделки с землями, входящими в родовое имущество, требовали согласия всех членов рода. В дальнейшем родовое право на землю ограничивается правом родового выкупа и правом родового наследования;
жалованные - земли, передаваемые государством во владение лицу в качестве средства поощрения;
купленные - земли, выкупленные у рода семьей (мужем и женой) совместно на общие средства;
поместное землевладение характеризовалось тем, что поместье давалось сеньором своим вассалам за различные виды государственной службы как вознаграждение за нее. Первоначально поместье давалось только на время службы. Постепенно поместные права распространяются и на членов семьи помещика. Для получения права пользования поместьем необходимо было прохождение государственной службы начиная с 15-летнего возраста. После отставки помещик получал поместье на оброк до достижения своими сыновьями совершеннолетия. Позже поместье стало источником существования вдов помещика и его дочерей. Постепенно поместье стало входить в хозяйственный оборот: сначала был разрешен обмен поместья на поместье, Соборное Уложение 1649 г. разрешает с разрешения государства обмен поместий на вотчины, сдачу поместий в аренду за деньги. В XVI в. разрешается продажа поместий. Одновременно сближался правовой статус вотчины и поместья.
Уголовное право по Соборного Уложению 1649 г.
Под преступлением (П) Соборное Уложение (СУ) считает деяния, опасные для феодального общества. П, как и в Судебниках, именуются «лихим делом». Ярче проявляется классовая сущность П: за одно и то же П назначались различные наказания в зависимости от принадлежности преступника к определенной социальной группе. По субъектам П СУ различает как отдельное лицо, так и группу лиц. По ролям субъекты делятся на главных и второстепенных и причастных к совершению П, что свидетельствует о развитии института соучастия. По субъективной стороне СУ делит все П на умышленные, неосторожные и случайные. Мера наказания за неосторожное и умышленное П одинаковая, т. к. наказание следует не за мотив П, а за его результат. По объективной стороне СУ выделяет смягчающие (состояние опьянения, аффект) и отягчающие обстоятельства (неоднократность, размер вреда, совокупность). СУ выделяет стадии П: умысел, покушение и совершение П. Появляется понятие рецидива, крайней необходимости, необходимой обороны. Объектами П СУ называет церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность. В порядке значимости система П строилась следующим образом:
П против религии (богохульство);
государственные П (измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, бунт);
П против порядка управления (подделка печатей, ложное обвинение);
П против личности (убийство, побои, оскорбление чести);
должностные П (взятка, фальсификация служебных документов, воинские П);
имущественные П (татьба, грабеж, мошенничество);
П против нравственности (непочитание детьми родителей).
Целями наказания были устрашение и возмездие. Для наказания характерны: индивидуализация, сословный
принцип, принцип неопределенности в способе, мере и сроке наказания, применение нескольких видов наказания за одно П. Видами наказания были:
смертная казнь (квалифицированная (четвертование, сожжение) и простая (повешение, отрубание головы));
членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха); болезненные наказания (сечение кнутом);
тюрьма (срок заключения от 3 дней до бессрочного); ссылка (назначалась как дополнительный вид наказания). Высшие сословия наказывались лишением чести и прав (превращение в холопа, объявление «опалы», лишение должности, права обращаться с иском в суд). К имущественным наказаниям относились штрафы, конфискация имущества. Существовали церковные наказания (ссылка в монастырь, епитимья).
Цели наказания:
Судоустройство по Соборному Уложению 1649 г. «Суд» и «розыск».
В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного).
Доказательства были многообразны: свидетельские показания (не менее 10 свидетелей), документы, крестное целование (присяга).
Процессуальные мероприятия, направленные на получение доказательств:
Информация о работе Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права