Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств и народов нашей страны в определенный исторический период.

Файлы: 1 файл

1 Предмет и метод.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сословные реформы  Петра Великого.

В этот период происходило  дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. В 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией  дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направлении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система  городского самоуправления: общая Городская  дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

Мещане – городское  население обязаны были платить подушную подать, выполнять другие повинности.

Крестьяне делились на государственных и частновладельческих. Государственные платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, который платили крепостные крестьяне помещика. Крепостные также платили подушную подать и выполняли барщину и оброк помещикам. На них ложилась и рекрутская повинность. Указом 1719 г. подать распространялась на холопов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы центрального государственного аппарата при Петре  Великом. Сенат и коллегии.

Проводимые реформы  были направлены на укрепление роли государства, централизацию властных структур и  выстраивание четкой системы управления во главе с монархом. Деятельность Боярской думы прекращается в 1711 г. в связи с учреждением Сената, который стал постоянно действующим высшим правительственным административным органом. В его компетенцию входили решения внутригосударственных и внешнеполитических вопросов, судебная и судебно-организационная деятельность, контроль за деятельностью госучреждений, налогами и финансами. Он издавал от своего имени указы общегосударственного значения, был высшей судебно-апелляционной инстанцией, органом надзора над судами.

Сенат состоял из:

Присутствия - общего собрания членов Сената, на заседаниях которого принимались решения (коллегиально и единогласно) по вопросам, входившим в компетенцию Сената;

Канцелярии - для ведения делопроизводства, возглавляемой обер-секретарем;

Разрядного  стола, который вел дела дворян;

Расправной  палаты - для расследования служебных преступлений, позже выполнявшая функции апелляционной инстанции при рассмотрении дел местных судов и администрации.

При Сенате учреждаются  должности: фискалов для выявления взяточничества и хищений среди должностных  лиц, генерал-прокурора для надзора за деятельностью Сената и всех учреждений, рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций). В1718 г. в состав Сената вводятся все президенты но-

вых учреждений - коллегий. После смерти Петра I Сенат и коллегии фактически стали подчиняться созданному в феврале 1726 г. Верховному Тайному Совету (ВТС), который при Екатерине II приобрел законодательные полномочия и право подписи законов и рассматривал жалобы, поданные на Сенат

и коллегии. В1730 г. ВТС  был упразднен, в 1731 г. при Анне Иоанновне учреждается Комитет министров с законодательными полномочиями и правом подписи указов. При Петре III был создан Императорский совет, при Екатерине II - Совет при высочайшем дзоре.

Вместо приказов создаются коллегии - система отраслевых органов с четко определенной компетенцией, с единообразной структурой и коллегиальным принятием решений (Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, Вотчинная, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия). Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллёгия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями..

Духовная коллегия, переименованная в 1721 г. в Святейший Правительственный Синод, занималась делами духовенства. Реформированию также подверглись местное управление, армия, налоговая система.

К 1715 г. сложилась трехзвенная  система местного управления: уезд — провинция — губерни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы местного управления при Петре Великом.

Указом 1702 г. Петр отменил институт губных старост, их функции передал воеводам, чтобы те управляли делами совместно с выборными дворянскими советами. Сфера местного управления получила коллегиальное начало.

С1708 г. стало вводиться новое территориальное деление государства: Россия была разделена на 8 губерний, по которым расписали все уезды и города. В1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. 
Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, соединявший административную, судебную и военную власть. Ему подчинялись вице-губернатор и 4 помощника по отраслям управления. Губернии делились на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты. К1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд-провинция-губерния. В1719 г. была проведена вторая областная реформа: территория государства разделялась на 11губерний и 45 провинций (впоследствии 50). Провинции делились на округа-дистрикты.

Основными единицами управления стали провинции. Наиболее важные из них возглавляли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные — воеводы. Им подчинялись канцелярия и целый штат помощников. Дистриктами управляли земские комиссары.

В 1718-1720 гг. Петр перешел к реформе органов городского самоуправления. Были созданы выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов ими руководил Главный магистрат. В его состав входили обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воинские артикулы Петра I.

Воинский устав Петра́ I — военный устав, утверждённый Петром I 30 марта 1716 года при Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

Устав Петра Великого включает сам Военный устав и 3 приложения к нему. Таким образом, можно выделить 4 части:

  1. Воинский устав, состоит из 68 глав.
  2. «Артикул воинский» — изданный 25 апреля 1715 года военно-уголовный кодекс (без общей части, в основном излагал наказания за воинские преступления). Состоит из 209 статей-артикулов.
  3. «Краткое изображение процесса или судебных тяжб», изданный в 1715 году военный уголовно-процессуальный кодекс.
  4. О экзерциции (или учении), о приготовлении к маршу, о званиях и о должности полковых чинов.

Основным нормативным  документом, регламентировавшим уголовное право, являлся «Артикул воинский»

1715 г., в котором давалось  понятие преступления, вины, цели наказания, необходимой обороны, крайней необходимости, приводился перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. В системе преступлений на первом месте стоят преступления против религии, затем государственные, должностные, преступления против порядка управления и суда, против «благочиния», против личности, имущественные, против нравственности. Целью наказания является устрашение, которое сочеталось с публичностью наказаний, изоляция преступника, использование труда осужденных в принудительных каторжных работах.

Наказание характеризуется  отсутствием индивидуализации, неопределенностью  формулировок, сословным

характером. Широко применяется смертная казнь, членовредительство, телесные, позорящие виды наказаний. В. устав 1716 г. является одним из важнейших памятников нашего законодательства не только по значению своему в военной истории России, но главным образом потому, что он оказал несомненное влияние на развитие нашего уголовного права. Входящий в состав устава «Артикул воинский» наряду со специальными постановлениями, имевшими значение для войска, содержит юридические нормы общего характера, находившие себе применение в общеуголовных судах. В намерения Петра входило дать этим артикулам широкое применение, для чего он велел разослать В. устав не только во все корпусы войск, но и по губерниям и канцеляриям.

Главным источником Воинского артикула послужил военный артикул Густава Адольфа в дополненной, так называемой новошведской, редакции 1683 г., сделанной при Карле XI. Составленный для войска, В. артикул проводит и чисто военный взгляд на преступление. Преступление рассматривается не с точки зрения правонарушения, а как нарушение субординации, неисполнение приказанного, ослушание; на внутреннюю или нравственную сторону деяния обращается столь мало внимания, что измена и покушение на самоубийство совершенно равны в глазах законодателя и облагаются одним и тем же наказанием — лишением жизни. Наказание же имеет своей основной идеей — возмездие, а ближайшей целью — истребление преступника и устрашение. Отсюда обилие жестоких казней и наказаний осрамительных. Кроме того, здесь начинают появляться наказания, обнимающие собою всю личность преступника, поражающие его во всех сферах общественной жизни и вырывающие его навсегда из общества. Таково было наказание вечными каторжными работами и шельмованием (см. Вне закона). В. артикул положил в России начало институту лишения и ограничения прав, который глубоко проникает в карательную систему ныне действующего русского законодательства. Сравнительно с Уложением царя Алексия Михайловича обилие членовредительных и осрамительных наказаний, не щадивших ни живых, ни мертвых, в В. уставе таково, что карательная система Уложения представляется и более простой, и более человечной. В одном отношении В. устав стоит выше прежних памятников: он более точным образом определяет состав каждого отдельного преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указ о форме  суда Петра I.

В конце XVII в. начале XVIII в. основным законодательным актом, регламентирующим судебную практику, являлось Соборное Уложение 1649 г. Развитие абсолютизма потребовало изменений процессуальных норм, с помощью которых государство могло бы осуществлять эффективный контроль за производством дел в судах. Дальнейшее развитие процессуального законодательства пошло по пути усиления розыскных начал в судопроизводстве. Розыскной судебный процесс характеризовался противопоставлением судьи-следователя лицу, служащему предметом розыска. Право преследования принадлежало государству, следствие не было связано процессуальной формой, судебное решение основывалось на материалах следствия, существовала формальная система доказательств.Процессуальное законодательство этого периода в большей степени связано с реформами, проводимыми Петром I. К основным важнейшим законам петровской эпохи, в части судебного процесса, необходимо отнести:

- Именной указ  от 21 февраля 1697 г. «Об отмене  в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу  и розыску, о свидетелях, об  отводе оных, о присяге, о наказании  лжесвидетелей и о пошлинных  деньгах» (далее - Указ 21 февраля  1697 г.)  и Указ от 16 марта 1697 г. , изданный в дополнение и развитие первого;

- «Краткое изображение  процессов или судебных тяжб»  от марта 1715 г. (далее - «Краткое  изображение»);

- Указ от 5 ноября 1723 г. «О форме суда» (далее  - Указ «О форме суда») ;

Указом 21 февраля 1697 г. полностью отменяется состязательный процесс, вводится по всем делам процесс следственный, инквизиционный. Данным Указом провозглашается отмена судов и очных ставок. Под судом здесь понимается форма процесса, носящая состязательный характер. В XVII в. очная ставка - особая форма процесса. Стороны ставились лицом друг к другу и доказывали перед судьей свою правоту. Но с течением времени судья перестает быть пассивным арбитром, и свободный спор сторон превращается в их допрос. Сам по себе Указ 21 февраля 16У7 г. не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков, «московские» формы розыска. Закон очень краток, в нем записаны лишь основные, принципиальные положения, он не заменял предыдущее законодательство о розыске, а, наоборот, предполагал его использование в нужных пределах. Это хорошо видно из указа 16 марта 1697 г., изданного в дополнение и развитие Указа 21 февраля 1697 г. В частности в Указе от 16 марта 1697 г. говорится: «А которые статьи в Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям разыскивать по-прежнему». Указ 21 февраля 1697 г. был дополнен и развит «Кратким изображением». «Краткое изображение», основываясь на принципах Указа 21 февраля 1697 г., развивает их применительно к военной юстиции, военному судопроизводству, являясь, таким образом, специальным законом по отношению к общему закону. «Краткое изображение» не просто детализирует применительно к армейской обстановке принципы процесса, изложенные в Указе 21 февраля 1697 г., который опирался на Соборное Уложение. Оно вносит новые формы и институты в процессуальное право России. Эти нововведения в определенной мере проистекают из западных источников, которыми пользовался законодатель, но они, несомненно, отражают и уровень общественно-политического и правового развития России, достигнутый ею к началу XVIII в. Начала следственного процесса, изложенные в «Кратком изображении», стали применяться не только в военном суде, но и в гражданском, поскольку, в соответствии с Указом от 10 апреля 1716 г., «Краткое изображение» касалось «.. .и до всех правителей земских...». Таким образом, Указ 21 февраля 1697 г. и «Краткое изображение» предусматривали как для уголовных, так и для гражданских дел розыскной, следственный процесс. 
Однако, 5 ноября 1723 г. были издан Указ «О форме суда», прямо противоположный предыдущим законам. Законодатель, отмечая в этом указе, что в судах много дают лишнего говорить и много «неподобного пишут», отказался от начал розыскного процесса при рассмотрении гражданских дел и большей части уголовных (за исключением дел «об оскорблении величества, измене, бунте и злодействе»), В целом необходимо отметить, что указ издан не во изменение, а в развитие предыдущего законодательства. Впоследствии Указ «О форме суда» использовали при рассмотрении гражданских дел, а «Краткое изображение» - уголовных, причем как в военных, так и невоенных судах. В дальнейшем эта двойственность не прижилась: «Как узаконение, так и практика решительно наклонялись в сторону инквизиционного процесса». Основными процессуальными новеллами, установленными Указом «О форме суда», являлись: ведение словесного, устного судоговорения; при изложении жалобы истца или пострадавшего следовало указать на пункты обвинения, причем ответчику вменялось в обязанность дать ответ по каждому пункту отдельно; расширялось судебное представительство, хотя и при соблюдении ряда формальностей необходимо было особое «верющее письмо» -доверенность, в котором доверитель давал обязательство признать все его действия на суде; принимались меры к предотвращению волокиты, в частности, меры  вызова в суд в установленный срок челобитчика и ответчика, с указанием законных причин для неявки сторон на суд.

Информация о работе Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права