Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:52, реферат
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств и народов нашей страны в определенный исторический период.
Судоустройство первой половины XVIII в.
В связи с губернской
реформой при Петре I была предпринята попытка реорганизовать судебные
органы и отделить суд от администрации.
Судебная система тогда уже представляла
собой определенную структуру. Высшей
надзорной и апелляционной инстанцией
являлся Сенат, он же мог рассматривать
наиболее важные, государственные дела
по первой инстанции. Ему подчинялась
Юстиц-коллегия, своего рода министерство
юстиции. В провинциях создавался апелляционный
надворный суд и коллегиальный суд первой
инстанции — земский суд, в дистриктах
(самых мелких административно-
правосудие осуществляли тоже земские суды. Однако упомянутая система судоустройства рассматривала только общеуголовные дела. Рассмотрение политических дел проходило в Преображенском приказе и
Тайной канцелярии, земельные тяжбы подлежали суду Вотчинной коллегии. Отдельный порядок существовал и для рассмотрения дел духовных и преступлений, совершенных священнослужителями.
Созданные в 1719 году надворные и нижние суды были непосредственно подчинены Юстиц-коллегии. Надворные суды состояли из президента, вице-президента, нескольких асессоров и должны были утверждаться в каждой губернии. Ведению надворных судов подлежали уголовные и гражданские дела. Как ранее отмечалось, наряду с надворными судами были учреждены и нижние суды. Они были коллегиальными органами, состоявшими из председателя, обер-ландрихтера, асессоров, и действовали в девяти главных городах страны. Кроме этого, в других городах России тоже были созданы нижние суды, но правосудие в них
судья осуществлял единолично. При Петре I был организован и военный суд, который состоял из двух
инстанций. Низшей инстанцией являлся полковой кригсрехт, включавший председателя (презуса), асессоров, аудитора (он должен был наблюдать за правильным применением законов) и секретаря. Апелляционной инстанцией для полковых кригсрехтов выступал Генеральный кригсрехт, который являлся одновременно судом первой инстанции по государственным преступлениям, по преступлениям целых войсковых частей, по преступлениям высших военных чинов и по преступлениям, направленным против этих чинов.
В начале XVIII в. учрежден Духовный суд, первой инстанцией которого являлись "духовных дел управители". В компетенцию этой первой инстанции Духовного суда входили те дела мирян, которые должны были подлежать церковному суду, а также дела духовенства по обвинению в оскорблении словом и действием, в
кражах и других делах. Второй инстанцией Духовного суда являлся епархиальный архиерей, осуществлявший судебные функции при помощи особого учреждения (дикастерии, консистории), которое в 1744 году окончательно получило название "консистория". Самой высшей инстанцией для духовных судов был Синод. Юстиц-коллегия.
Однако основную часть судебной системы России составляли государственные суды, возглавляемые Юстиц-коллегией. Она была судебным и административным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного,Земского) и заведование местными судами. Коллегия являлась для них апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам. В ведении коллегии находились следственные, розыскные дела, сведения о заключенных в тюрьмах. В существовавшей при коллегии в 1719—1740 гг. Крепостной конторе оформлялись различные крепостные акты на землю и крестьян, купчие, доверенности, духовные завещания. Следовательно, можно говорить о том, что в судебной системе России в первой четверти XVIII в формировался нотариат. Хотя, конечно, настоящий расцвет этого органа юстиции приходится на период возникновения буржуазных отношений в Российском государстве. С созданием Юстиц-коллегии ей был подчинен Поместный приказ, составивший в коллегии Вотчинную канцелярию. В 1721 году она была преобразована в самостоятельную Вотчинную коллегию, которая разбирала земельные тяжбы, иски и споры дворян, оформляла новые земельные пожалования, т.е. являлась судебным сословным органом по дворянским делам. Президентом Юстиц-коллегии был граф А.А. Матвеев. Немного сохранилось сведений
об этом человеке. Андрей Артамонович Матвеев (15 августа 1666 г - 16 сентября 1728г.)— видный соратник Петра 1, больше известен как дипломат и историк. Всередине 20-х годов XVIII в. он составил "Описание стрелецкого бунта" 1682 года. Ценные сведения по внешнеполитической истории и международному положению России в годы Северной войны содержатся в многочисленных дипломатических реляциях АА. Матвеева за 1700— 1715 гг. Как и в других коллегиях, штат Юстиц-коллегии первоначально был невелик. В Указе от 11 декабря 1717 г., который устанавливал общий штат для каждой коллегии, для Юстиц-коллегии он был определен в двадцать человек, а именно: президент, вице-президент, четыре советника, четыре асессора, секретарь, нотарий, актуарий, регистратор, переводчик, подьячие трех статей, иноземцы. Иноземцы назначались в коллегию для обучения иноземному порядку ведения дел. По Указу от 16 мая 1722 г. президенты всех коллегий должны были обязательно присутствовать на заседаниях Сената.
Правовое положение основных групп населения Киевской Руси.
В Киевской Руси можно выделить 3 основных социальных класса.
Правящий слой (феодалы) Имели привилегированное положение, что непосредственно закреплялось в законодательстве. На представителей этого слоя распространялось 2 важнейшие привилегии:
Их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности. Если за убийство обычного человека штраф равнялся в 40 гривен, то за убийство представителя этого слоя 80.
Для них устанавливался особый порядок наследования. По общему правилу к наследованию землей допускались только мужчины, при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для правящего слоя делалось исключение, при подобных обстоятельствах земля могла переходить и лицам женского пола (дочерям). Цель сохранение недвижимого имущества в руках узкого круга.
Представители:
Бояре - советники, старшие дружинники князя;
Княжьи мужи - лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;
Огнищане – управляющие княжескими имениями
Тиуны – управители отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Простое свободное население (смерды - общинники) основная группа участников правоотношений по своей сущности, являющаяся неоднородной. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю – только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп – боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.).
Зависимое население Наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находящиеся в кабале и услужении у феодалов.
Закуп – является более сложной юридической фигурой. Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов, на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его т отымать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам или в случае отсутствия других свидетелей.
Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа». Холопом можно было стать в результате: самопродажи в кабалу, рождения от холопа, женитьбе, поступлении в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека, совершения преступления, бегства закупа, злостного банкротства, попадания в плен.
Основные государственные преобразования 1725–1762 гг. Верховный тайный совет. Кондиции.
Верховный тайный совет — высшее совещательное государственное учреждение России в 1726-30 (7-8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.
Вступление на престол Екатерины I по смерти Петра I вызвало необходимость такого учреждения, которое могло бы разъяснять положение дел императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением стал Верховный Тайный Совет.
Указ об учреждении Совета издан в феврале 1726. Членами его были назначены генерал-фельдмаршал светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Совету подчинили Сенат и коллегии. При Меншикове Совет старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов Совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам Верховного Тайного Совета. По завещанию Екатерины I, Совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя;
Конди́ции (от лат. condicio — соглашение) — документ околоконституционного содержания[, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при ее вступлении на престол так называемыми «верховниками» (членами Верховного тайного совета). Был составлен в собрании ими в период с 18 по 20 января 1730 года: сразу после смерти Петра II и до их отправки в Митаву на представление Анне Иоанновне. После выступлений низших офицеров, неправильно воспринявших кондиции (они подумали, что после принятия кондиций власть узурпирует Верховный тайный совет во главе с князем Дмитрием Голицыным, основным автором кондиций, хотя на самом деле этот документ был лишь предварительным перед планировавшимся введением полноценной конституции по английскому образцу), Анна Иоанновна под их давлением разорвала кондиции и объявила себя самодержавной правительницей.
Реформы высших государственных органов при Екатерине Великой.
Теснейшим образом с
губернской реформой 1775 г. были связаны
и преобразования центральных учреждений.
Их общая тенденция одна - освобождение
центральных учреждений от дел текущего
управления и сосредоточение власти в руках императрицы.
Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил
свои широкие полномочия. Тогда он был
разделен на 6 департаментов. Два из них
(один в Петербурге, а другой - в Москве)
занимались судебными делами, одни ведал
делами Украины и Прибалтики, еще один
департамент выполнял функции Московской
сенатской конторы и т.д. Лишь один из шести
департаментов сохранил за собой какое-то
политическое значение (публикация законов).
Таким образом, Сенат стал высшим судебно-апелляционным
учреждением.
Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора
Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора
(а им при Екатерине II долгие годы был князь
А. А. Вяземский) императрица и сносилась
теперь с Сенатом. У генерал-прокурора
была огромная власть. Вяземский сконцентрировал
в своих руках функции министра финансов,
юстиции и государственного казначея.
Важнейшим звеном государственного управления
стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями.
В Кабинете рассматривались теперь многие
вопросы внутренней политики (сенатские
дела, вопросы промышленной политики и
т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари
Екатерины такие как А. В. Олсуфьев, А. В.
Храповитский, Г. Н. Теплев и др. Через них
Екатерина вела основную часть дел по
управлению государством. Некоторые екатерининские
вельможи выполняли персональные поручения
в определенной части внутренней политики.
Так, И. И. Бецкой был главной фигурой в
области просвещения, Л. И. Миних - в области
таможенной политики и т.д. Так постепенно
зарождался принцип единоличного управления,
что впоследствии вылилось в организацию
министерств. С течением времени обнаружилась
необходимости в создании совета при императрице
из ближайших и влиятельных сановников.
С 1769 г. стал действовать Императорский
совет.
В связи с передачей большей части дел
текущего управления на места, в губернские
учреждения роль коллегий резко снизилась
и в 80-х годах назрела необходимость их
ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять
прочное положение лишь три - Иностранных
дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил
свое положение в качестве одной из коллегий
и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем
подчинении светской власти.
В итоге всех этих преобразований окрепла
самодержавная власть абсолютного монарха,
окрепла и диктатура дворянства на местах,
создана была прочная полицейско-бюрократическая
система учреждений, просуществовавшая
вплоть до эпохи падения крепостного права.
Информация о работе Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права