Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:52, реферат
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств и народов нашей страны в определенный исторический период.
Сословные реформы Екатерины Великой.
Помимо реформирования
государственного механизма управления
Екатерина огромное внимание уделила
сословной политике. Это был систематический
свод всех прав и привилегий, которые
в течение десятилетий одну за
другой получали дворяне в XVIII столетии. В Жалованной
грамоте подтверждалось вольность дворянства
от обязательной государственной службы,
свобода от уплаты податей, постоя в дворянских
домах войск, от нанесения дворянам телесных
наказаний за какие либо преступления.
Вместе с тем в Грамоте подтверждалась
исключительная прерогатива дворянства
во владении населенными имениями, т.е.
землей и крестьянами (так называемой
крещеной собственностью). Дворянина имели
право судить только равные ему. Имения
дворян не подлежали конфискации, даже
если владелец, оказался преступником,
они передавались его наследникам. Жалованная
грамота закрепляла за дворянами право
заниматься торговлей, иметь в городах
дома, строить промышленные заведения
и т.д. Важным моментом в Жалованной грамоте
была кодификация дворянского самоуправления.
У дворян, имеющих обер-офицерский чин,
было право организации дворянских обществ
(дворянского собрания) в уездах и губерниях,
что стимулировало государственную службу.
Участвовали в дворянском собрании лишь
владельцы населенных имений. Право быть
избранным на выборные должности в губернии
или в уезде имели теперь лишь дворяне,
обладавшие доходом не менее чем в 100 руб.
Это отсекало от дворянской корпорации
прослойку деклассированного и разорившегося
дворянства. Вместе с тем по Жалованной
грамоте сословное самоуправление дворянской
корпорации было поставлено под контроль
государственной власти. Право созыва
дворянских собраний (раз в 3 года) принадлежало
лишь генерал-губернатора и губернатору.
Губернатор утверждал результаты выборов
дворян вплоть до выборов губернского
предводителя. Роль губернских и уездных
предводителей дворянства с течением
времени получала все большее значение.
Это были покровители и защитники дворян,
всюду охранявшие их монопольные права
и привилегии. Основные права дворян:
1 Исключительное право владения землей
и крепостными, 2 личное освобождение от
подати, повинности телесных наказаний,
3 право строить фабрики и заводы, 4 исключительное
право на гражданскую службу, 5 корпоративное
право иметь титул благородства, 6 право
составлять особое дворянское общество. Одновременно с Жалованной
грамотой дворянству в 1785 г. была утверждена
“Грамота на права и выгоды городам Российской
империи”. Важнейшим ее положением
было деление всех городских жителей на
шесть групп или разрядов. К первой, высшей
группе или разряду принадлежали все городские
домовладельцы и землевладельцы. Сюда
же включены были и владельцы городских
строений. Поскольку домами или землей
в городе владели главным образом дворяне,
чиновники и духовенство, они и составили
высший разряд городского населения. Во
вторую группу или разряд объединялось
купечество всех трех гильдий. Но имущественный
ценз для зачисления в купцы был резко
увеличен (до 1000 руб.). Горожане второго
разряда наряду с уже состоявшимися льготами
по уплате подушной подати, по рекрутской
повинности освобождались теперь от некоторых
казенных служб (продажа соли, вина и т.д.).
Первые две гильдии были освобождены от
телесных наказаний. И это вновь давало
иллюзию их приближения к дворянам. Третий
разряд городского населения составляли
все ремесленники, записанные в цехи (мастера,
подмастерья, ученики). Четвертый разряд
- иногородние и иностранцы, проживающие
в данном городе. В пятую категорию горожан
были зачислены “именитые граждане”.
Ими были крупнейшие торговцы и предприниматели
с объявленным капиталом более 50 тыс. руб.,
банкиры с капиталом от 100 тыс. руб. Сюда
же входили бургомистры, городские головы,
заседатели магистратов и т.п., прослужившие
более двух сроков, ученые, художники,
музыканты. Наконец, о шестом разряде.
Это основная масса горожан - простые “посадские
люди”. Наиболее острый вопрос о крестьянах,
ставших фактическими жителями городов,
остался по-прежнему нерешенным. Оставались
в действии и все прежние преграды на пути
перехода крестьян в городские сословия.
Наиболее интересная часть законодательства
в городах - городское самоуправление.
На смену городовому магистрату, совестному
суду и ратушам как единственным органам
самоуправления пришли теперь “общая
городовая дума”, “шестигласная дума”
и “Собрание градского общества”. Право
участия в “Собрании градского общества”
(а его значение в городском самоуправлении
было немаловажным) имели лишь горожане,
имевшие процентное отчисление с капитала
(введенное вместо подушной подати) не
менее 50 руб. Это значит, что нужно было
иметь капитал не менее 5 тыс. руб. Таким
образом, в общее городское собрание могла
войти лишь богатейшая городская верхушка.
Туда не имели доступ даже купцы третьей
гильдии! “Собрание градского общества”
избирало городского голову, бургомистров
и всех должностных лиц в органах самоуправления.
Наряду с “Собранием” в городе существовала
теперь “Общая градская дума”. Ее выбирали
граждане всех разрядов, но и компетенция
думы была не весьма широкой. Она ведала
нуждами городского хозяйства и проводила
выборы в третий орган городского самоуправления
- “шестигласную думу”. Это оригинальное
название дал думе ее состав шесть человек
от каждого разряда. В думу входил городской
голова. В ведении шестигласной думы были
нужды населения, городское хозяйство.
Губернская реформа Екатерины Великой.
Потрясенная до основания
гигантским социальным взрывом дворянская
империя Екатерины II почти сразу
же приступает к своеобразному ремонту
своей государственной машины.
В первую очередь было реорганизовано
ее наиболее слабое звено - местные органы
власти. Умудренные опытом крестьянской
войны крепостники подвергли местное
управление кардинальной перестройке.
Активнейшую роль в этом сыграла и сама
Екатерина II. В письме к Вольтеру в конце
1775 г. она сообщала: “Я только что дала
моей империи “Учреждение о губерниях”,
которое содержит в себе 215 печатных страниц...
Это плод пятимесячной работы, исполнен
мною одной”. Конечно, Екатерина разрабатывала
этот проект не одна. Было подано 19 проектов,
составленных видными сановниками и государственными
деятелями.
По проекту вся Россия делилась теперь
на 50 губерний вместо 23 прежних. Основной
фигурой в губернии являлся отныне губернатор,
стоявший во главе “губернского правления”.
Функции губернского правления были довольно
обширны, но главная из них - широкое объявление
закона правительственных распоряжений,
надзор за их выполнением и, наконец, право
отдачи под суд нарушителей закона.
Губернскому правлению подчинялись все
местные суды и полиция. Всеми расходами
и доходами в губернии, ее промышленностью,
сбором налогов ведала казенная палата.
Она же брала на себя часть функций центральных
коллегий. Совсем новым учреждением был
“приказ общественного призрения”. За
столь безмятежным названием, звучащим
на манер благотворительного заведения,
скрывались довольно прозаические функции
- охрана “порядка” в интересах господства
дворян. Приказ общественного призрения
был помощником губернской полиции, хотя
ведал он и народным образованием, и охраной
здоровья населения, и общественной благотворительностью,
и смирительными домами. Наконец, в губернии
были губернский прокурор и целая система
судебных учреждений с приданными к ней
прокурорами.
Самыми высшими из судов были две палаты:
палата гражданских дел и палата уголовных
дел, имеющие право пересмотра дел губернских
и уездных судов. Сами же губернские суды
были сословными, т.е. для дворян был свой
суд (он назывался “верхний земский суд”
) , для купцов и мещан свой (“губернский
магистрат”). И, наконец, был губернский
суд для “свободных” (государственных)
крестьян (“верхняя расправа” ) . В каждом
из этих судов были два департаментам
двумя председателями (по уголовным и
гражданским делам). уголовные дела из
всех судов попадали для утверждения в
палату уголовных дел. Но в палату гражданских
дел попадали лишь те дела, по которым
иск был ценой не ниже 100 руб., притом, если
тяжущийся вносил еще и в залог 100 руб.
Для подачи апелляции в Сенат иск должен
был быть не менее 500 руб., а залог - 200 руб.
Вот здесь и выходит наружу классовый
характер суда, так как право апелляции
могли осуществить практически лишь представители
имущего класса. Спустимся теперь на ступеньку
ниже, в уезд. В каждой губернии было теперь
в среднем 10-15 уездов. Главным исполнительным
органом был здесь так называемый “низший
земский суд”. Он вместе со стоящим во
главе его капитан-исправником имел всю
полноту власти в уезде. Наблюдение за
выполнением законов, исполнение распоряжений
губернских властей, исполнение судебных
решений, розыск беглых крестьян - вот
лишь важнейшие функции этого учреждения.
Огромную власть имел теперь капитан-исправник,
принимавший любые меры для восстановления
порядка в уезде. Капитан-исправник и два-три
заседателя нижнего земского суда выбирались
только дворянами и только из местных
помещиков. Судами в собственном смысле
слова в уезде были “уездный суд” (для
дворян) и “нижняя расправа” (для государственных
крестьян). Дворяне практически господствовали
не только в своем суде, но и в “нижней
расправе”. О дворянских вдовах и сиротах
заботилась теперь “дворянская опека”
. Для выборов кандидатов на многочисленные
должности собирались уездные и губернские
дворянские собрания, руководимые уездным
предводителем дворянства и губернским
предводителем. Город по реформе 1775 г.
стал самостоятельной административной
единицей. Основными учреждениями в городе
были: городской магистрат, совестный
суд и ратуша в посадах. Компетенция городового
магистрата с городским головой во главе
была аналогична компетенции уездного
суда, а состав городового магистрата
выбирался местным купечеством и мещанством.
У купечества и мещанства появилась теперь
и своя опека на манер дворянской опеки
- городовой сиротский суд. Таким образом,
на первый взгляд, в городе была создана
своя сословная полноправная система
выборных учреждений. Поэта только на
первый взгляд. Если дворяне в уезде избирали
капитан-исправника и у него была полнота
всей власти, то во главе города стоял
городничий, которому также принадлежала
огромная власть, но... городничий назначался
Сенатом из дворян. Совсем необычным учреждением
стал “совестный суд”. Он подчинялся
генерал-губернатору, а в его функции входило
лишь примирение сторон, контроль над
арестами.
Все эти преобразования, ускоренные Крестьянской
войной, назревали еще до нее. Но, идя навстречу
интересам помещиков, проведением губернской
реформы Екатерина II одновременно существенно
усилила государственную власть на местах.
В 1789 г. были введены городские полицейские
управы, получившие трогательное, но лживое
наименование “управ благочиния”. Эти
управы в Москве и Петербурге возглавляли
полицмейстеры, а в остальных городах
- городничие. В состав управ входили два
пристава (по уголовным и гражданским
делам) и два советника (ратманы). Каждый
город делился на участки в 200-700 домов,
а каждый участок - на кварталы по 50-100 домов.
Во главе участков стоял частный пристав,
а во главе кварталов - квартальный пристав.
Под зорким наблюдением полиции был теперь
каждый дом, каждый горожанин.
Децентрализуя управление, царица сохранила
вместе с тем мощный и действенный контроль
центральной власти над губерниями. Над
каждыми 2-3 губерниями Екатеринам II поставила
наместника или генерал-губернатора с
неограниченными полномочиями.
Система местных губернских учреждений
оказалась настолько прочной, что просуществовала
в своей основе вплоть до реформы 1861 г.,
а в некоторых деталях вплоть до 1917 г.
Эволюция государства и права России в правление Павла I.
Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Во время своей коронации. Павел объявил ряд указов. В частности, Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. С того момента престол мог быть наследован только по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну или следующему по старшинству брату, если детей не было. Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии. Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии, причиной чему было отсутствие чёткой системы престолонаследия (что, впрочем, не помешало дворцовому перевороту 12 марта 1801, в ходе которого он сам был убит). Также сообразно этому указу женщина не могла занимать русский престол, что исключало возможность появления временщиков (которые в XVIII веке сопутствовали императрицам) или повторения ситуации, подобной той, когда Екатерина II не передала Павлу престол после его совершеннолетия. Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты). Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость поведения императора привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров, служивших в Конногвардейском полку в 1786, к 1801 не уволились только двое). Также были уволены все числившиеся в штате офицеры, не явившиеся по указу в военную коллегию для подтверждения своей службы. Следует, однако, отметить, что Павел I затеял военную, как впрочем и другие реформы, не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку. Многие, имея чин и получая жалование, не служили совсем (по всей видимости, таких офицеров и увольняли из штата). За нерадивость и расхлябанность, грубое обращение с солдатами, император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. Как реформатор, он решил следовать примеру Петра Великого: взял за основу модель современной европейской армии — прусской. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел I запретил выезд молодых людей за границу на учёбу, был полностью запрещен импорт книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни.
Манифест о трёхдневной барщине запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю. впервые юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.
Пересматривая отдельные идеи Жалованной грамоты матери Павла I Екатерины II «на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», Манифест стал началом процесса ограничения крепостного права в Российской империи.
Правовое регулирование наследования престола в Российской Империи.
15 апреля 1797 года в Москве состоялась коронация императора Павла I. Своим первым указом Павел отменил установленный Петром I порядок престолонаследия по завещанию и ввел наследование по праву первородства по мужской линии («Учреждение об императорской фамилии»).
Порядок престолонаследия на Руси был достаточно прост, он основывался на обычае, ведущем свое начало от основания Московского великого княжества, когда престолонаследие осуществлялось по родовому признаку, т.е. престол почти всегда переходил от отца к сыну.
Лишь несколько раз в России престол переходил по выбору: в 1598 году Земским собором был избран Борис Годунов; в 1606 году боярами и народом был избран Василий Шуйский; в 1610 году - польский королевич Владислав; в 1613 году Земским собором был избран Михаил Федорович Романов.
Порядок престолонаследия был изменен императором Петром I. Опасаясь за судьбу своих реформ, Петр I решил изменить порядок престолонаследия по первородству.
5 февраля 1722 года им был издан "Устав о наследовании престола", в соответствии с которым прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии был отменен. По новому правилу наследование Российского Императорского Престола стало возможным по завещанию государя. Стать преемником по новым правилам мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство.
Однако сам Петр Великий завещания не оставил. В результате с 1725 по 1761 год произошло три дворцовых переворота: в 1725 году (к власти пришла вдова Петра I - Екатерина I), в 1741 году (приход к власти дочери Петра I - Елизаветы Петровны) и в 1761 году (свержение Петра III и передача трона Екатерине II).
Чтобы в дальнейшем не допустить государственных переворотов и всяческих интриг, император Павел I решил заменить прежнюю, введенную Петром Великим, систему на новую, которая четко устанавливала порядок наследования Российского Императорского Престола.
5 апреля 1797 года при коронации императора Павла I в Успенском соборе московского Кремля был обнародован «Акт о престолонаследии», который с малыми изменениями просуществовал до 1917 года. В Акте определялось преимущественное право на наследование престола за мужскими членами императорской фамилии. Женщины не были устранены от престолонаследия, но преимущество закрепляется за мужчинами по порядку первородства. Устанавливался порядок престолонаследия: в первую очередь наследие престола принадлежало старшему сыну царствующего императора, а после него всему его мужскому поколению. По пресечении сего мужского поколения, наследство переходило в род второго сына императора и в его мужское поколение, по пресечении же второго мужского поколения, наследство переходило в род третьего сына и так далее. При пресечении последнего мужского поколения сыновей императора, наследство оставлялось в том же роде, но в женском поколении.
Такой порядок престолонаследия абсолютно исключал борьбу за престол.
В «Акте» содержалось также
положение о непризнании
Император Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16 лет, а для прочих членов императорской фамилии - 20 лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна.
В «Акте о престолонаследии» содержалось также исключительно важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви.
В 1820 году император Александр
I дополнил нормы о престолонаследии
требованием равнородности
«Акт о престолонаследии» в отредактированном виде вместе с позднейшими актами, касающимися данной темы, включался во все издания Свода Законов Российской Империи.
Информация о работе Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права