Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств и народов нашей страны в определенный исторический период.

Файлы: 1 файл

1 Предмет и метод.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

сословно-представительной. Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой главной фигурой становится глава государства - монарх. Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Ива-

ном Грозным опричнины. Новым высшим органом государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к государственному управлению дворянство и посадское население.

Земский собор  состоял из двух палат:

1) верхней палаты, куда входили царь, Боярская дума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения;

2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Сложилась разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военноадминистративным приказам. Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы.

Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах

создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальники. Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Губными органами руководил Разбойный приказ. Земские органы создавались для сбора налогов, управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию – «съезжую избу». Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали «государево жалование»

Опричнина 1565- 1572гг. Иван Грозный предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства был разделена на опричнину и земщину. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины, а прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. В условиях опричнины сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно процессуальная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный аппарат сословной (сословно-представительной) монархии. Монарх. Боярская дума. Приказы.

В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства.

Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90.

Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и  следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Вопросами организации  государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованьем, назначал воевод и их помощников и т. д. Поместный приказ решал вопросы, связанные с поместным и вотчинным землевладением, а также осуществлял суд по земельным делам. Ямской приказ выполнял функции по организации ямской гоньбы и полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов. В компетенцию приказа Большого прихода входил сбор общегосударственных налогов и пошлин. Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой козны.

Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и пр.

Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет, местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в  уездах. Они выполняли полицейские  и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1—3 года.

В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил:

— продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения;

— было создано постоянное стрелецкое войско.

С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.

 

 

 

 

 

 

 

Создание Судебника 1497 г., его источники, структура и  роль в установления крепостного  права.

В качестве основного  источника права продолжает действовать  «Русская Правда». В условиях централизации  всеобщее правовое значение приобретает законодательство великого князя (грамоты и указы), акты Боярской думы (приговоры), постановления Земских соборов. Постепенно происходит переход от издания отдельных актов к составлению сборников законов. Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Его принятие было обусловлено процессом централизации, который затрагивал развитие не только государства, но и права. Вместе с политическим происходит юридическое объединение путем составления общего сборника правовых норм для всего государства. Судебник состав лен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы «Русской Правды», обычного права, судебной практики и литовского законодательства. В отличие от «Русской Правды», которая содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным «справочником» для поиска «правды», Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса – «суда». Поэтому главное содержание Судебника - процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт. Уголовное право получило в Судебнике более широкое регулирование. Первая часть Судебника включает уголовные постановления, предположительно, Ивана III – «о лихоимстве», «об отказе в правосудии», «о лжесвидетельствах» и др. Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права – «о давности», «о наследстве», «о купле-продаже», «о займе», «о холопстве» и др. Судебник регулирует земельные отношения, которые характеризуются полным исчезновением самостоятельной собственности общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения. В Судебнике

впервые используется термин «поместье», для обозначения особого  вида условного землевладения, есть нормы о поземельных спорах и  способах их решения. Обязательственному праву Судебник уделяет

меньше внимания, чем  «Русская Правда». Выделяются обязательства  из причинения вреда (за «потраву»), правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Нормы о наследовании предусматривали, что при наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей -дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников.

Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в., когда  в междукняжеских договорах появилось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. устанавливался единый для всех Феодалов срок отпуска и приема крестьян, и было оговорено обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму — пожилое.

Первым юридическим  актом по закрепощению крестьян была ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня 26 ноября (определенный и ограниченный срок перехода с уплатой пожилого). Это положение подтвердил Судебник 1550 г. С1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. С конца XVI в. появляются указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общего понятия преступления, система преступлений, цель и система наказаний по Судебнику 1497 г.

Уголовное право рассматриваемого периода отражало обострение противоречий феодального общества

и усиление классовой  борьбы. Закрепляется сословный принцип  наказаний, расширяется круг субъектов преступления (П) - в него включаются холопы. Судебник 1497 г. определяет понятие П. П выделяется как категория самых опасных правонарушений и именуется «лихим делом». Под П понимаются всякие действия, которые угрожают государству или господствующему классу в целом и запрещены законом. С введением новых видов П усложняется система П, в которой представлены:

1) государственные  П: крамола (деяние, совершенное представителями господствующего класса) и подым

(подстрекание народа  к восстанию). Мера наказания смертная казнь;

2) должностные  П и П против порядка управления  и суда: взятка («посул»), вынесение заведомо несправедливого решения, казнокрадство, фальшивомонетничество;

3) имущественные  П: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества;

4) П против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом. Появляются квалифицированные виды убийства (государственный убийца, разбойный убийца) и татьбы (церковная, ≪головная≫ - похищение людей, грабеж и разбой). Усложняется система наказаний (Н). Основной целью

 Н становится устрашение  и изоляция преступника. Н носят  публичный характер. Высшая мера  Н - смертная

казнь (могла быть отменена царем). Виды телесных Н: торговая казнь (битье кнутом на торговой площади); членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха). В качестве Н применяются штрафы и денежные взыскания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суд и процесс  по Судебнику 1497 г.

 

Судебный процесс имел две формы:

1) состязательную (гражданские, уголовные дела средней тяжести), в которой использовались свидетельские показания, присяга, ордалии. Инициатором процесса являлся истец путем подачи устной жалобы - челобитной, на основании которой судебный орган доставлял ответчика в суд. Если ответчик уклонялся от суда, он проигрывал дело. При неявке истца дело прекращалось;

2) розыскную (государственные П, убийство, разбой), которая характеризовалась тем, что суд сам, по собственной инициативе и своему усмотрению возбуждал, вел и завершал дело. Введение розыска имело цель скорой расправы над «лихими людьми»≫, а не поиск истины. Подсудимый почти не имел прав на защиту и был не субъектом, а объектом процесса. Главным способом выяснения истины при розыске являлась пытка.

 

Судебный процесс в XV - XVII вв. имел две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой. В качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.). Развивается система обжалования судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю. За подачу иска в суд, получение судебного решения, розыск ответчика и т. д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом. Вторая форма судебного процесса — розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.

Информация о работе Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права