Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:44, научная работа
Международное транспортное право
Правовое регулирование международных морских перевозок
Правовое регулирование международных авиационных перевозок
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок
Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права.
Международное транспортное право
Правовое регулирование
международных морских
Правовое регулирование
международных авиационных
Правовое регулирование
международных автомобильных
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок
Международное транспортное право
Международное транспортное право
как отрасль международного частного
права (МЧП) представляет собой комплекс
правовых норм, содержащихся в национальном
законодательстве, международных договорах,
обычаях и регулирующих обязательственные
отношения по перевозке грузов, пассажиров
и багажа в международном сообщении.
Предметом международного транспортного
права выступают транспортные обязательства,
"осложненные иностранным
В России нормы национального права, регулирующие транспортные обязательства, содержатся в части второй Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. в редакции от 17 декабря 1999 г. (СЗ РФ, 1996, N 5, ст.410; 1999, N 51, ст.6288). В соответствии со ст.784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной - коносамента или иного документа (ст.785).
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (ст.786).
Взаимоотношения транспортных организаций
при перевозке грузов, пассажиров
и багажа разными видами транспорта
по единому транспортному
Правовое регулирование
1) международная перевозка
- для морских перевозок - это коносамент (bill of lading);
- для воздушных перевозок - авиатранспортная накладная (air waybill);
- для автомобильных перевозок
- автотранспортная накладная (ro
- для железнодорожных перевозок
- железнодорожная накладная (
- для комбинированных перевозок - документ смешанной перевозки (multimodal transport document).
2) при международных перевозках
в конвенциях
3) при международных перевозках
предусматривается
Правовое
регулирование международных
Морские пространства и Мировой океан с давних пор использовались человечеством в качестве транспортного пути для перевозки грузов, пассажиров и багажа. В настоящее время морской транспорт занимает первое место в мире как по общему объему перевозок, так и по международным перевозкам, в которых доминирующим фактором являются международные перевозки грузов. Не случайно поэтому как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе отмечается тот факт, что, несмотря на бурное и быстрое развитие других видов транспорта, морские перевозки остаются наиболее часто используемым видом транспортировки внешнеторговых грузов. Свыше 90 % от общего объема внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом*(2).
Неравномерное распределение торгового
морского флота среди государств,
рассредоточение крупных
Как для МЧП в целом, так и для международного частного морского права характерны три источника правовых норм:
- национальное законодательство,
представленное чаще всего
- международные договоры, представляющие
собой межгосударственную
- Брюссельская конвенция 1924 г.
об унификации некоторых
- Брюссельская конвенция 1910 г.
об унификации некоторых
- Брюссельская конвенция 1952 г.
об унификации некоторых
- Конвенция ООН 1974 г. о кодексе
поведения линейных
- Международная конвенция ИМО 1969 г. по обмеру судов;
- Афинская конвенция ИМО 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа;
- Международная конвенция ИМО
1976 г. об ограничении
- Международная конвенция ИМО 1989 г. о спасании;
- Международная конвенция ИМО 1993 г. о морских залогах и ипотеках*(4)
- Международная конвенция ИМО 1996 г. об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем вредных и опасных веществ;
- международные обычаи, выступающие в качестве сформировавшихся в течение длительного периода времени правил и обыкновений морского судоходства, носящих юридически обязательный характер. Отличие международных обычаев от договоров заключается в том, что они носят неписаный характер, будучи по терминологии Статута Международного Суда ООН "доказательством всеобщей практики" (ст.38). Однако содержание обычно-правовых норм часто подвергается неофициальной кодификации в рамках существующих международных неправительственных организаций. Так, XXXV конференция Международного морского комитета одобрила новую редакцию Йорк-Антверпенских правил об общей аварии и рекомендовала применять их с 31 декабря 1994 г. (York-Antwerp Rules 1994). По сути, содержащиеся в Правилах нормы представляют собой международный морской обычай в отношении распределения разумно произведенных в чрезвычайных ситуациях расходов между сторонами общего морского предприятия с целью сохранения имущества, участвующего в таком предприятии*(5)
На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: трамповое (нерегулярное) судоходство, при котором судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях, и линейное (регулярное), при котором движение судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Этим формам судоходства соответствуют два основных договора перевозки грузов: перевозки по чартеру и перевозки по коносаменту. Следует отметить, что линейное судоходство является более прогрессивной формой организации морских перевозок, и это отразилось на их правовом регулировании. Перевозки по чартеру регламентируются нормами национального права, носящими, как правило, диспозитивный характер. В свою очередь, перевозки по коносаменту выступают в качестве предмета международных договоров, нормы которых в большинстве случаев имеют и императивный характер. Рассмотрим более подробно виды договоров морской перевозки грузов.
Чартер (или договор фрахтования судна) представляет собой договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти груз из порта отгрузки в порт назначения с условием предоставления к перевозке всего судна, части судна или отдельных судовых помещений, а другая сторона - фрахтователь (грузоотправитель или грузополучатель) обязуется предоставить груз к перевозке и уплатить провозную плату (фрахт). По своей природе договор перевозки груза по чартеру является двусторонним, косенсуальным и возмездным. Существует несколько видов чартера:
- чартер-партия / рейсовый чартер (chapter-party) предполагает в качестве своего предмета оказание транспортной услуги по перевозке (перемещению) груза из порта отгрузки в порт назначения. В период рейса судно и в коммерческом, и в административном, и в навигационно-техническом отношении остается во владении и собственности судовладельца-перевозчика. Капитан и экипаж являются служащими судовладельца и подчиняются только его указаниям. Судовладелец несет все расходы по оборудованию и содержанию судна;
- тайм-чартер (time-charter), или договор аренды морского судна, предполагает возможность его использования не только для перевозки груза, но и в других целях торгового мореплавания (например, для проведения морских научных исследований). В этом случае в коммерческом отношении судно переходит во владение фрахтователя, однако в административном и навигационно-техническом отношении остается в собственности судовладельца, который обязан предоставить судно для использования полностью снаряженным и укомплектованным экипажем;
- димайз-чартер / бербоут-чартер (demise-charter), или договор аренды "голого" судна предполагает его использование по усмотрению фрахтователя, который должен снарядить его и укомплектовать экипажем за свой счет. В период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности*(6)
Обобщенный анализ норм национального законодательства показывает, что в чартер обычно включаются следующие условия:
1) характеристика
2) характеристика
3) место погрузки, место назначения
и направление судна. Под
4) порядок проведения погрузочно-
5) размер фрахта и порядок его уплаты;
6) условия страхования судна и порядок его агентирования;
7) применимое право и юрисдикция
(арбитражная оговорка или
Договор перевозки груза по коносаменту
предполагает перевозку груза без
предоставления перевозчиком всего
судна, его части или отдельных
судовых помещений и
Информация о работе Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права