Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:44, научная работа

Описание работы

Международное транспортное право
Правовое регулирование международных морских перевозок
Правовое регулирование международных авиационных перевозок
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права.docx

— 113.40 Кб (Скачать файл)

В КОТИФ включено также новое  положение об ответственности железных дорог при перевозках сопровождаемых автомашин. В случае их несохранности  предел ответственности перевозчика  составляет 4 тыс. СДР за машину. За несохранность  деталей, находящихся на машине, перевозчик не отвечает, а при несохранности  деталей, находящихся в машине, предел его ответственности составляет 700 СДР, причем лицо, заявившее требование о возмещении убытков, должно доказать вину перевозчика в такой несохранности. Пределы ответственности не применяются, если утрата или повреждение груза, а также его несвоевременная доставка вызваны умышленными действиями перевозчика.

Что касается международных железнодорожных  перевозок пассажиров и багажа, то они регулируются приложением А к КОТИФ - Едиными правилами МПК. Правила различают ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также ущерб, выразившийся в утрате или повреждении багажа. В случае ущерба, причиненного жизни или здоровью пассажира, железная дорога несет строгую имущественную ответственность, если только не докажет, что данные события наступили вследствие несчастного случая, который:

- не связан с эксплуатацией железнодорожного транспорта и функционированием железной дороги и который невозможно было избежать или предотвратить;

- полностью или частично вызван виной самого пассажира;

- причинен действиями третьих  лиц, не могущими быть предотвращенными  или преодоленными железной дорогой.

За повреждение или утрату зарегистрированного  багажа, а равно за просрочку в  его доставке перевозчик несет ответственность  во всех случаях, если не докажет, что  данный ущерб был вызван одной  из ниже перечисленных причин (ст.3-5; п.2 и 3 ст.35 Единых правил МПК):

- виной самого пассажира;

- указаниями, данными пассажиром;

- характером багажа;

- обстоятельствами непреодолимой  силы;

- рисками, связанными с ненадлежащей  или отсутствующей упаковкой;

- особыми свойствами багажа;

- перевозкой в составе зарегистрированного  багажа неразрешенных предметов.

Предел ответственности железной дороги установлен в 70 тыс. СДР за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира (ст.30), и в 700 СДР за утрату или повреждение багажа (ст.31). Железная дорога не вправе ссылаться на пределы  ответственности, если ущерб был  причинен в результате грубой неосторожности или умысла. Тем не менее в случае грубой неосторожности ответственность за утрату или повреждение багажа ограничивается двукратным размером обычно принятых сумм.

В российской юридической литературе справедливо подчеркивается специфика  любого договора перевозки, в том  числе и железнодорожной, которая  проявляется в том, что материальная ответственность сторон по договору перевозки, и главным образом  перевозчика, носит ограниченный характер. В этом состоит ее коренное отличие  от материальной ответственности сторон по другим видам обязательств. Однако высказанные предложения, что в  условиях развития рыночной экономики  в России необходимо перейти к  полной материальной ответственности  сторон по договору перевозки*(4), вряд ли можно считать удачными.

Введение полной имущественной  ответственности российских перевозчиков при осуществлении внутренних перевозок  и наличие ограничительного предела  ответственности при осуществлении  международных перевозок может  привести к неконкурентоспособности  внутренних перевозок по сравнению  с международными и к значительному снижению конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке международных перевозок. Это объясняется тем, что в случае применения российского права отечественные перевозчики будут нести полную имущественную ответственность, в то время как ответственность их зарубежных коллег ограничивается определенным пределом. Неблагоприятные экономические последствия такой ситуации очевидны. Но именно по такому пути пошел российский законодатель, формулируя нормы об ответственности железных дорог в новом Транспортном уставе железных дорог Российской Федерации (ТУЖДРФ), утвержденном Федеральным законом от 8 января 1998 г. в редакции от 6 июля 2001 г.*(5). 

 

См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" 

 

Согласно ст.110 ТУЖД РФ железная дорога возмещает ущерб, причиненный при  перевозке груза, в размере стоимости  утраченного или недостающего груза  в случае его утраты или недостачи; в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае его  повреждения (порчи) или в размере  его стоимости при невозможности  восстановить поврежденный груз (конечно, речь здесь идет о грузе с необъявленной  стоимостью, так как по общему правилу, если стоимость груза объявлена, перевозчик несет ответственность  в размере объявленной стоимости). Таким образом, действующее российское законодательство предусматривает  полную материальную ответственность  железнодорожного перевозчика за утрату или повреждение перевозимого им груза. Однако надо отметить, что перевозки  пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа  в международном железнодорожном  сообщении осуществляются в соответствии с ТУЖД РФ только в том случае, если иное не предусмотрено международным  договором России (ст.4).

КОТИФ устанавливает следующий  порядок урегулирования спорных  вопросов между сторонами по договору международной железнодорожной  перевозки грузов. При просрочке  в доставке груза претензия должна быть заявлена грузовладельцем в  течение 60 дней с момента получения  груза. Если применимое внутреннее право  предусматривает претензионный  порядок урегулирования споров, он должен соблюдаться и при международных  перевозках. Претензии и иски могут  быть предъявлены только к одному из следующих перевозчиков: железной дороге отправления, железной дороге назначения или к железной дороге, на которой  произошли утрата или повреждение груза. Срок исковой давности составляет один год, а при наличии умышленных действий перевозчика, а также по спорам о возмещении за реализованный груз и в некоторых других случаях- два года. Течение срока исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии перевозчиком и в других случаях в соответствии с применимым правом страны суда. КОТИФ предусматривает возможность передачи спора на рассмотрение в арбитраж, однако такая процедура разрешения споров, вытекающих из железнодорожной перевозки грузов, широкого распространения на практике не получила. Следует заметить, СССР не участвовал в КОТИФ, хотя применял положения этого документа при осуществлении перевозок с капиталистическими государствами (между социалистическими странами существовали отдельные международные договоры). Не участвует в КОТИФ и Россия, что вызывает глубокое сожаление.

Несмотря на устойчивый характер применяемых  норм КОТИФ, сложившихся в международной  практике на протяжении многих лет, Центральное  бюро в Берне приступило к работе по обновлению всей системы соглашения КОТИФ. Основные задачи и направления  начатой реформы подробно проанализированы профессором О. Н. Садиковым и изложены следующим образом*(6):

- сфера действия КОТИФ будет  распространена на всю железнодорожную  сеть стран - участников соглашения, а не только на определенные  и заранее объявленные линии,  как в настоящее время. Исключением  останутся лишь водные и морские  линии, используемые для осуществления  перевозок в смешанном сообщении,  перечень которых будет заранее  объявляться;

- правовая природа договора  перевозки груза, который согласно  четким положениям текста КОТИФ  является реальным и возникает  в момент передачи груза перевозчику,  меняется: договор признается консенсуальным - для него достаточно соглашения  сторон о перевозке груза, и  поэтому предлагается соответствующим  образом уточнить его определение  в КОТИФ. Такой подход должен  облегчить оформление договоров  перевозки грузов и отвечает  потребностям практики;

- обязанность осуществлять перевозки  и обязательность тарифов, которые  в течение всего периода действия  Бернских конвенций, а затем  и КОТИФ при некотором их  постепенном смягчении рассматривались  в качестве принципов железнодорожного  права вообще и международного  в частности, отменяются. Иначе  говоря, железные дороги утрачивают  статус публичных перевозчиков. Должна наступить эра неограниченной  конкуренции с отражением ее  результатов в договорах, свободно  заключаемых между перевозчиками  и грузовладельцами или с их  экспедиторами, роль которых заметно  повышается;

- выработанные ранее принципы  ответственности железных дорог  за груз сохраняются (возмещение  в пределах стоимости груза,  но не выше установленного  предела за килограмм веса, распределение  бремени доказывания между перевозчиком  и грузовладельцем, солидарная  ответственность соперевозчиков). При этом железные дороги несут ответственность за действия организаций, эксплуатирующих их инфраструктуру;

- регламентация условий перевозок  грузов в КОТИФ должна быть  более краткой, с тем чтобы участники договора перевозки могли самостоятельно своим соглашением определять некоторые условия транспортировки, в частности путь следования груза, сроки его доставки, дополнительные платежи и др. Новый проект текста СИМ примерно на 10 % уменьшает количество содержащихся в нем нормативных предписаний;

- для урегулирования взаимоотношений  между организациями, эксплуатирующими  инфраструктуру, и перевозчиками  Центральное бюро в Берне разработало  проект Единых правил о договорах об использовании инфраструктуры железных дорог, которая определяется как железнодорожные пути и неразрывно связанные с ними устройства, необходимые для безопасного осуществления железнодорожных сообщений (сокращено РУИ). По своему содержанию это принципиально новый международно-правовой документ в системе применяемых в настоящее время транспортных конвенций. Единые правила насчитывают около 30 статей и предусматривают заключение новых для транспортного права договоров об использовании инфраструктуры железных дорог, которые могут быть бессрочными. Определены основные условия таких договоров, причем значительное внимание уделено взаимной ответственности участников договоров- железных дорог и организаций, эксплуатирующих инфраструктуру; ее условия совпадают с ответственностью железных дорог перед грузовладельцами. Исковая давность установлена в три года.

По мнению профессора О. Н. Садикова, осуществляемая реформа КОТИФ пока далека от завершения. Пройдет еще несколько лет, прежде чем новые транспортно-правовые идеи получат окончательное практическое воплощение в правовых нормах и реально начнут работать.

До развала системы социалистических государств в конце 80 - начале 90-х годов прошлого века на их территории действовали два международных договора, заключенные в 1950 г.: Соглашение о международных грузовых сообщениях (СМГС) и Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС). После выхода из состава их участников стран Восточной Европы и с возникновением на территории СССР новых государств в сфере действия этих соглашений произошли важные изменения. Правила СМГС и СМПС получили новую жизнь и стали применяться к перевозкам грузов и пассажиров между всеми государствами, возникшими на территории бывшего СССР. В рамках СНГ был образован Совет по железнодорожному транспорту для координации работы железных дорог на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования*(7).

В рамках данного Совета было заключено  Соглашение администраций железных дорог стран СНГ и Прибалтийских  государств от 1 октября 1997 г. (Сборник  правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта государств - участников СНГ. - 1998. - N 4), в соответствии с которым перевозки грузов в прямом международном сообщении по железным дорогам сторон осуществляются на основании Правил СМГС с учетом особенностей применения его отдельных норм, изложенных в приложениях N 1-5 к данному Соглашению, которое вступило в силу с 1 июля 1998 г. Наиболее важные новшества приложений по сравнению с Правилами СМГС - это нормы о перевозках опасных грузов и негабаритных тяжеловесных грузов; о порядке оформления перевозочных документов; об оплате провозных платежей по транзитным железным дорогам отправителем или получателем через экспедитора, имеющего договор с дорогой транзита. Аналогично был решен вопрос и о пассажирских перевозках между странами СНГ: с 1 сентября 1997 г. такие перевозки регулируются Правилами СМПС, к которому согласован ряд отклонений в Таллиннском соглашении между железнодорожными администрациями государств - участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик об особенностях применения СМПС от 28 мая 1997 г.

Наряду с принятием решения  о применении СМГС и СМПС на территории республик бывшего СССР, в рамках упомянутого Совета были разработаны  и приняты соглашения по другим вопросам в области железнодорожного права. К их числу относятся Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров  бывшего МПС СССР (1993 г.); Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров (1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава (1994 г.), а также  ряд других соглашений.

В заключение целесообразно упомянуть  национально-правовые акты России в  области железнодорожного транспорта, регулирующие не только перевозочную, но и эксплуатационную деятельность. К их числу относятся:

- Транспортный устав железных  дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. в редакции от 6 июля 2001 г.;

- Федеральный закон от 25 августа  1995 г. "О федеральном железнодорожном  транспорте" (СЗРФ. - 1995. - N 35. - Ст.3505); 

 

См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" 

 

- постановление Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте" в редакции от 3 октября 2002 г. (СЗРФ. - 2002. - N 23. Ст.2183; N 41. - Ст.3983); 

 

См. Постановление Правительства РФ от 15 марта 2006 года N 134 О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте 

 

- постановление Правительства  РФ от 15 мая 1998 г. N 448 "О концепции  структурной реформы федерального  железнодорожного транспорта" (СЗ  РФ. 1998. - N 20. - Ст.2159);

- Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном  железнодорожном транспорте, утвержденные  приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30, вступивших в силу с  1 ноября 2002 г. (Бюллетень нормативных  актов федеральных органов исполнительной  власти. - 2002. - N 40). 

 

Правовое  регулирование международных комбинированных  перевозок

Широкое развитие различных видов  транспорта и задача рационализации перевозок грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении требуют  выполнения перевозок между различными государствами с использованием нескольких видов транспорта. Такие  перевозки получили название смешанных, или комбинированных. Переход к их осуществлению поставил ряд технических и правовых проблем: потребовалось, во-первых, определить статус и взаимоотношения перевозчиков, осуществляющих смешанную перевозку, и, во-вторых, установить правовой режим смешанной перевозки, в частности ответственность перевозчиков перед грузовладельцем. Это связано с тем, что возможна организация смешанной перевозки экспедитором. Такие перевозки именуются непрямым смешанным сообщением. Они выполняются на основе нескольких договоров, и их правовой режим на отдельных этапах следования перевозимого груза различен, что создает определенные трудности для грузовладельца.

Информация о работе Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права