Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:44, научная работа
Международное транспортное право
Правовое регулирование международных морских перевозок
Правовое регулирование международных авиационных перевозок
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок
Россия стала участницей Афинской
конвенции ИМО 1974 г. в порядке
правопреемства, так как СССР присоединился
к ней в 1983 г. (Ведомости ВС СССР,
1983, N 15, ст.222). В таком же порядке
было установлено и участие России
в Протоколе 1976 г. к Афинской конвенции,
который изменил порядок
Следует отметить, что многие понятия и категории, используемые в КТМ РФ, находят применение и в другом нормативно-правовом акте - Кодексе внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г. (СЗ РФ, 2001, N 11, ст.1001). И общая структура этого закона, и формулировки отдельных правовых норм, и используемая терминология тесно перекликаются с КТМ РФ. Хотя КВВТ регулирует отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа только в пределах территории России, нельзя оставить без внимания его имманентную общность с КТМ.
Еще два документа заслуживают отдельного упоминания:
- постановление Правительства
РФ от 19 июня 2002 г. N 447 "О лицензировании
перевозочной и другой
- постановление Правительства
РФ от 27 мая 2002 г. N 345 "Об утверждении
Положения о лицензировании
Правовое
регулирование международных
Авиационные перевозки грузов, пассажиров и багажа в международном частном праве регулируются нормами как национального законодательства, так и международных договоров. При этом международный характер таких перевозок (т. е. наличие в них "иностранного элемента") обусловливают большую роль международных межправительственных и неправительственных организаций в унификации правовых норм и технических стандартов, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном воздушном сообщении. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО)*(9) воздушный транспорт России занимает девятое место в мире по выполненному грузообороту.
Основными источниками правового
регулирования перевозок
- Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. в редакции от 8 июля 1999 г. (СЗ РФ, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483), содержащий гл. XV "Воздушные перевозки" и гл. XVII "Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя";
- постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" в редакции от 3 октября 2002 г. (СЗ РФ, 1998, N 5, ст.622; 2002, N 41, ст.3983);
- Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные приказом Министерства гражданской авиации СССР от 3 января 1986 г. N 1/И (Закон, 1997, N 8, с.68-89)*(10)
Важнейшим международным договором
в области авиаперевозок
Впоследствии были приняты новые
документы, вносившие изменения
в Варшавскую конвенцию 1929 г. Это
относится прежде всего к Гватемальскому
протоколу 1971 г., который увеличил предел
ответственности воздушного перевозчика
за ущерб, причиненный жизни и здоровью
пассажира, и, кроме того, ввел принцип
объективной ответственности перевозчика
независимо от его вины, а также к Монреальским
протоколам N 1-4 1975 г., которые изменили
расчетную единицу, используемую для исчисления
пределов ответственности воздушного
перевозчика, введя СДР вместо франка
Пуанкаре, и подтвердили принцип объективной
ответственности перевозчика. В 1961 г. была
принята Гвадалахарская конвенция (
Все упомянутые документы составили так называемую Варшавскую систему, весьма громоздкую и малоэффективную в силу различного по составу круга государств-участников в отношении каждого документа. На протяжении ряда лет ставился вопрос о консолидации документов Варшавской системы в единый акт, работа в этом направлении велась в Юридическом комитете ИКАО. На основе разработанного в его рамках проекта была принята Монреальская конвенция 1999 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Давая положительную оценку Монреальской конвенции, нельзя не отметить тот факт, что Конвенция в силу не вступила, и число государств, изъявивших желание в ней участвовать, пока крайне невелико.
Итак, комплекс международных документов, регулирующих воздушные перевозки грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении, выглядит так:
- документы Варшавской системы, куда входят:
- Варшавская конвенция 1929 г.;
- Гаагский протокол 1955 г.;
- Гватемальский протокол 1971 г.;
- Монреальские протоколы 1975 г.;
- Гвадалахарская конвенция 1961 г.;
- Монреальское соглашение 1966 г.;
- Мальтийское соглашение 1974 г.;
- Монреальская конвенция ИКАО 1999 г.
Остановимся на рассмотрении наиболее важных документов подробно.
Варшавская конвенция 1929 г. в редакции Гаагского протокола 1955 г. (Закон, 2000, N 6, с.62-71) применяется при любой международной перевозке грузов, пассажиров и багажа, осуществляемой за плату посредством воздушного судна. Она применяется и к бесплатным перевозкам, если они осуществляются авиапредприятием посредством воздушного судна (п.1 ст.1). Международной перевозкой в смысле указанной Конвенции называется всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или же перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не участвует в Конвенции. Перевозка без такой остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается как международная (п.2 ст.11). Перевозка, подлежащая осуществлению посредством нескольких последовательных воздушных перевозчиков, считается образующей единую перевозку, если она рассматривалась как одна операция, вне зависимости от того, была ли она заключена в виде одного договора перевозки или ряда договоров. И такая перевозка не теряет своего международного характера исключительно в силу того, что один или несколько договоров должны быть выполнены полностью на территории одного и того же государства (п.3 ст.1).
Конвенция применяется ко всем международным перевозкам, отвечающим требованиям ст.1, независимо от того, совершаются ли они государственными авиапредприятиями или другими публично-правовыми юридическими лицами либо частными авиакомпаниями. Конвенция не применяется при перевозке почтовой корреспонденции и почтовых посылок (ст.2).
Международная авиаперевозка осуществляется на основании перевозочных документов, являющихся транспортными документами и подтверждающих заключение договора воздушной перевозки. Такими транспортными документами являются:
- в договоре воздушной
- в договоре воздушной
- в договоре воздушной
Воздушная перевозка грузов. Каждый
перевозчик грузов имеет право требовать
от отправителя груза составления
и вручения ему воздушно-перевозочного
документа (авиатранспортной накладной).
Каждый отправитель груза имеет
право требовать от перевозчика
принятия этого документа. Воздушно-перевозочный
документ составляется отправителем в
трех подлинных экземплярах и
вручается вместе с товаром. Первый
экземпляр носит пометку "для
перевозчика"; он подписывается отправителем.
Второй экземпляр носит пометку
"для получателя"; он подписывается
отправителем и перевозчиком и должен
следовать с товаром. Третий экземпляр
подписывается перевозчиком и возвращается
им отправителю по принятии товара.
Перевозчик должен поставить свою подпись
до погрузки товара на борт воздушного
судна. Подпись перевозчика и
отправителя может быть заменена
соответствующим штемпелем. Если по
требованию отправителя перевозчик
составит воздушно-перевозочный документ,
он рассматривается как
Воздушно-перевозочный документ должен содержать:
- указание места отправления и места назначения;
- если место отправления и
место назначения находятся на
территории одного и того же
государства - участника Конвенции,
а одна или несколько
- уведомление отправителя о
том, что если совершается
Отправитель имеет право, при условии выполнения всех обязательств, вытекающих из договора перевозки, распоряжаться грузом, либо забирая его обратно с аэродрома отправления или назначения, либо останавливая его в пути следования при посадке, либо давая указание о выдаче его на месте назначения или в пути следования иному лицу, чем получатель, указанный в воздушно-перевозочном документе, либо требуя возвращения груза на аэродром отправления, поскольку осуществление этого права не наносит ущерба ни перевозчику, ни другим отправителям. В тех случаях, когда невозможно исполнение распоряжений отправителя, перевозчик обязан немедленно уведомить его об этом. Если перевозчик руководствуется распоряжениями отправителя, не требуя предоставления выданного последнему экземпляра воздушно-перевозочного документа, то тем самым он принимает на себя, с сохранением права регресса к отправителю, ответственность за ущерб, который может быть причинен надлежащему владельцу воздушно-перевозочного документа. Право отправителя распоряжаться грузом прекращается в момент, когда возникает право получателя распоряжаться им. Однако если получатель отказывается от принятия перевозочного документа или груза либо если они не могут быть ему переданы, отправитель вновь приобретает право распоряжаться грузом (ст.12).
За исключением перечисленных случаев, получатель имеет право требовать от перевозчика с момента прибытия товара на место назначения передачи ему воздушно-перевозочного документа и выдачи ему груза против уплаты суммы требований и исполнения условий перевозки, указанных в воздушно-перевозочном документе. Если утеря груза признана перевозчиком или если по истечении семидневного срока, считая со дня, когда груз должен был прибыть, он не прибудет, получателю разрешается осуществлять по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора о перевозке груза (ст.13).
Отправитель обязан приложить к
воздушно-перевозочному
Воздушная перевозка пассажиров. При перевозке пассажиров им должен выдаваться билет, содержащий:
- указание места отправления и места назначения;
- если место отправления и
место назначения находятся на
территории одного и того же
государства - участника Конвенции,
а одна или несколько
Информация о работе Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права