Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.

Содержание работы

Вводные замечания
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.
2. Гражданство: способы приобретения и прекращения.
3. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие и система.
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Заключительная часть
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТконституционное право.docx

— 152.09 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

по теме: «Конституционно-правовой статус человека и гражданина»

 
 
 
 
 

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А. 

 

 
 
 
 
 
 
 

Белгород – 2008 г  

 

План

Вводные замечания

1. Конституционно-правовой  статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.

2. Гражданство: способы  приобретения и прекращения.

3. Конституционные права,  свободы и обязанности: понятие  и система.

4. Гарантии прав и свобод  человека и гражданина.

Заключительная часть

Список использованной литературы


Основная литература

1. *Автономов А.С. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран.Учебник. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.

2. *Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие.- М.: Юристъ, 2004. Гл. 4.

3. *Конституционное право  зарубежных стран: Учебник для  вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006. Гл. 4.

4. *Конституционное (государственное)  право зарубежных стран. Общая  часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А.Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. Гл. 3.

5. * Чиркин В.Е.Конституционное  право зарубежных стран: учебник  - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. Гл. 3. 

 

Дополнительная  литература

 

1. *Башимов М. Институт омбудсмена в странах СНГ и Балтии // Государство и право. 2004. №5. с.63-73

2. *Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М., 1997.

3. *Конституционные права  в России: дела и решения: Учебное  пособие / Отв. ред. А.Шайо. – М.: Институт права и публичной политики, 2002. – С. 142 – 151, 441- 487, 538-575.

4. Общая теория прав  человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369.

Введение

 
 

В современных демократических  правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства  и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей  ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл  демократического, правового, социального  государства. Реальное правовое положение  личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического  режима конкретного государства. Поэтому  во многих странах по-прежнему актуальной является проблема гарантий прав и  свобод человека. 

Изучение опыта конституционного регулирования прав и свобод в  зарубежных странах будет способствовать лучшему пониманию особенностей правового положения личности в  Российской Федерации.

Вопрос 1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина – как институт конституционного права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития конкретного государства.

В структуре конституционно-правового статуса выделяются специальные институты: гражданства, основных прав, свобод, основных обязанностей, правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, принципов правового положения человека в конкретной правовой системе, гарантий прав и свобод.

Важным элементом содержания конституционно-правового статуса  личности являются его принципы: свободы, равенства личности, неотъемлемости прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.

Большинство конституций  в той или иной мере фиксируют  принципы свободы и равенства личности.Традиционное для зарубежного конституционализма толкование свободы состоит в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений в деятельности личности. Однако, это не означает абсолютной свободы. Государство устанавливает определенные требования, которым должна служить свобода других людей. Так, в ст.2 Основного закона ФРГ сказано: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает права других и не выступает против конституционного порядка или нравственных законов». Аналогичное положение включено в Конституцию Греции.  

В основных законах многих зарубежных стран устанавливаются  общие требования законности проведения задержания, арестов, обысков. Иногда можно встретить положения о принципах применения уголовных наказаний. Так, в конституциях Греции и Испании речь идет о запрещении жестоких и унизительных наказаний.

Принцип равенства означает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по каким-либо признакам, т.е. формальное равноправие граждан. Это своеобразная основа всей системы прав и свобод личности. Так или иначе, этот принцип отображен практически во всех конституциях. «Все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, происхождения, расы, языка, его родины и родства, его вероисповедания, его религии или политических воззрений» зафиксировано в ст.3 Основного Закона ФРГ (подобные формулировки содержатся в конституциях Греции, Испании, Италии, Японии). 

Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. По классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущество перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины – наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде наказания двух женщин приравниваются к наказаниям одного мужчины. В Латвии и Эстонии действуют законы, дискриминирующие русскоязычное население. В США и странах Западной Европы распространена дискриминация иностранных рабочих, иммигрантов.

В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может  занимать государственные должности  определённый круг лиц, работавших ранее  в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей  проверкой занимаются специальные  комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную  должность, это лицо уходит в отставку.1 

В ряде конституций четко  провозглашен принцип неотъемлемости основных прав и свобод граждан, их нерушимости. Так, в Конституции Венгрии записано, что государство «признает неотъемлемые и нерушимые основные права человека, их соблюдение и защита являются первостепенной обязанностью государства». В Конституции Словакии подчеркивается, что основные права и свободы являются «неотъемлемыми, неотчуждаемыми, неприостанавливаемыми и нерушимыми».

Вместе с тем, в конституциях имеются положения и об ограничении прав и свобод, относящиеся как к неопределенному их кругу, так и к конкретному праву или свободе. В большинстве из них ограничения допускаются лишь в случаях, оговоренных конституцией и (или) законом. Так, согласно Конституции Румынии, осуществление ряда прав и свобод может быть ограничено только законом и только в случае, если это необходимо в интересах граждан – с целью защиты национальной безопасности и правопорядка, здоровья населения или нравственности, уголовного расследования, предотвращения последствий стихийного бедствия или серьезной катастрофы. В соответствии с конституциями Болгарии, Венгрии и Словакии ограничения возможны только на определенный срок. Некоторые из них (право на жизнь, на неприкосновенность личности, свободу совести) вообще не могут ограничены.

Принцип взаимосвязи прав и обязанностей. В теории и практике зарубежного конституционализма наличие связи между правами и обязанностями обычно отрицается. При этом существование обязанностей не отрицается, но они не воспринимаются в связи с правами, считается, что это привело бы к ограничению прав. Как аргумент – неисполнение той или иной обязанности не влечет лишение прав. И большинство конституций также исходит из отсутствия взаимосвязей между правами и обязанностями. Однако в послевоенное время в содержании отдельных конституций проявляются новые подходы к этому вопросу. Так, часть 1 Конституции Италии названа «Права и обязанности граждан», подобное название имеет и аналогичная часть Испанской конституции, статья 12 Конституции Португалии гласит, что «все граждане пользуются правами и выполняют обязанности, закрепленные за ними Конституцией».

Таким образом, наличие у  человека прав и свобод предполагает исполнение ряда обязанностей, что  особенно характерно для граждан  соответствующего государства.

Вопрос 2. Гражданство: способы  приобретения и прекращения.

 

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами. Термин «подданство» в настоящее время употребляется только в монархических государствах, причем он обычно равнозначен термину «гражданство». В ряде монархий (в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство».

Существует несколько способов приобретения гражданства. 

1. По рождению (филиация) согласно:

- праву (принципу) крови (когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей);

- праву (принципу) почвы  (когда гражданство ребенка зависит  от места рождения). Так, Политическая  Конституция Боливии 1947 г. устанавливает,  что гражданами этого государства  становятся лица, родившиеся на  территории Республики, и детей  иностранцев, находящихся на территории  Боливии проездом, которые могут  по достижении 18 лет выбрать либо  боливийское гражданство, либо  гражданство своих родителей.  В настоящее время практически  нигде не используется в чистом  виде ни тот, ни другой принцип.  

В ряде зарубежных стран  сохраняется неравноправие мужчин и женщин по передаче ребёнку своего гражданства. Так, в Непале, Ливане, Багамских островах гражданами по рождению признаются дети только в том случае, если отцами являются граждане соответствующего государства. а гражданство матери никакого значения при этом не имеет.1

Приобретение гражданства  в силу факта рождения не связано  с волеизъявлением приобретающего его лица, оно осуществляется автоматически  на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства  требуют от лица, его приобретающего, совершения каких-либо действий, свидетельствующих  о его желании приобрести гражданство  данного государства.

2) гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Обычно это делается от имени главы государства, хотя в США гражданство по натурализации предоставляется на основе решений окружных федеральных судов, а в Японии – министром юстиции.

В большинстве стран для  натурализации необходимо, чтобы  данное лицо постоянно проживало  на территории государства в течение  минимального промежутка времени: в  Венгрии, Уругвае – 3 года, в США, Японии, Франции – 5 лет, в Алжире, в Великобритании – 7 лет, в Германии - 8 лет, в Испании, Норвегии – 10 лет, в Швеции – 12 лет, в Республике Чад  – 15 лет; знать язык этой страны (в США необходимо на английском языке ответить на вопросы, касающиеся истории страны и формы правления); быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней; в ряде стран – иметь жилище (Германия), средства к существованию (Австрия, Финляндия).2

В Греции, Канаде, скандинавских  странах требуется ведение добропорядочного образа жизни. Иногда от лиц, ходатайствующих  об укоренении, запрашивают письменные доказательства того, что они не состоят в гражданстве других государств. Вступление в брак, как  правило, не влечёт автоматического  приобретения гражданства (в результате брака можно получить гражданство  во Франции, Эквадоре), но обычно выдаётся вид на жительство (в Италии –  на 5 лет), хотя везде брак облегчает  получение гражданства.

Ходатайство о приеме в  гражданство отклоняется, если лицо:

- совершило преступление  против человечества, предусмотренное  международным правом (Казахстан,  Украина);

- призывает к нарушению  единства и территориальной целостности  республики; противодействует функционированию  государственного языка (Казахстан);

- осуждено к лишению  свободы за террористическую  деятельность (Таджикистан), за тяжкие  преступления (Кыргызстан, Украина);

- разжигает межгосударственную, расовую, религиозную, межнациональную  вражду, распространяет идеи фашизма,  шовинизма, пропагандирует войну  (Казахстан, Кыргызстан). 

3) гражданство может приобретаться путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств при изменении границ. Чаще всего в случае оптации волеизъявление лиц о сохранении одного гражданства или приобретении другого выражается в том, что они переезжают или остаются на определенной территории. 

Трансферт как способ приобретения (и прекращения) гражданства состоит в том, что жители территории, переходящей под юрисдикцию другого государства, меняют своё гражданство без права выбора.

4). Гражданство приобретается в результате репатриации, т.е. восстановления ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства совпадает с порядком принятия в гражданство.

Гражданство некоторых лиц  зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовершеннолетних детейпо законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии и Казахстане с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей.1 Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.

Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина