Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.

Содержание работы

Вводные замечания
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.
2. Гражданство: способы приобретения и прекращения.
3. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие и система.
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Заключительная часть
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТконституционное право.docx

— 152.09 Кб (Скачать файл)

В США по инициативе судебной власти введено «правило миранды», в соответствии с которым полицейский в момент задержания обязан сообщить задерживаемому лицу перечень его прав: «Вы имеете право не давать показания; все что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде; Вы имеете право консультироваться с адвокатом и он может присутствовать на Ваших допросах; Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов; Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений». В Конституции Испании зафиксировано, что «каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».

Многие конституции содержат прямо выраженный запрет пыток и  других унижающих достоинство видов  обращения. Право на неприкосновенность личности и одна из наиболее значимых, применяемых в практике зарубежных стран процедура – Хабеас корпус. Это традиционное наименование судебного приказа, который направлен должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставлять арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Каждый задержанный или арестованный, а также кому было отказано в освобождении под залог имеет право осуществлять производство на основе Хабеас корпус. В соответствии с заявлением судья адресует требуемому учреждению, в котором находится задержанный доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста.

Если суд принимает  решение относительно необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе Хабеас корпус не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям. Такое правило действует в США, Австрии (ФКЗ «О защите личных свобод» с 1991 г.), ФРГ, Италии, Испании.

Хабеас дата – один из новейших юридических институтов защиты личных прав и свобод граждан. Впервые закреплен в Конституции Бразилии 1988 г. Предоставляет право любому человеку (или только гражданину) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми, касающимися его документами, хранящихся в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.  

Гарантией прав и свобод является недопустимость их произвольного  ограничения. Конституции часто  предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие), тем  самым конституции государств допускают  наличиё институтов чрезвычайного  режима. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более  широко проводить обыски и аресты; запрещаются митинги и демонстрации; вводится цензура, предоставляются  большие права военной юстиции. Институт чрезвычайного положения  закреплён в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии и ряда других государств.1 

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан  от произвола государственных органов  управления и злоупотребления властью  со стороны чиновников особое место  занимает институт омбудсмена.Исторически этот институт имеет скандинавское происхождение. Конституцией Швеции 1809 г. была введена должность омбудсмена юстиции, в 1919 г. в Финляндии, в 1954 г. в Дании. Особая популярность и авторитет данного института объясняется многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности: 

Институт парламентского омбудсмена в Швеции включает несколько  специальных омбудсменов. Шеф-омбудсмен занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, а также к компьютерной системе и к банкам персональных данных. К ведению омбудсмена по вопросам юстицииотносится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсмен осуществляет надзор завооруженными силами и их отношениями с различными гражданскими структурами, а также надзор за законностью в области социального обеспечения и налогообложения. В 1986 г. в Швеции принят закон против расовой дискриминации и одновременно назначен омбудсмен по этим вопросам (в области трудовых и социальных отношений – найма, оплаты труда, увольнений, аренды жилья). Учреждается омбудсмен по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по делам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т.е. надзора за положением дел в армии, действиями военной администрации и соблюдения прав военнослужащих (ФРГ, Дания). 

Во Франции с 1973 г. действует  медиатор (посредник), жалобы которому подаются через членов парламента. Медиатор наделен правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении любого государственного служащего, действующего противоправно, или в случае необходимость подать на него жалобу в суд, ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела, выступать в суде в роли обвинителя1.

Важной и широко распространенной формой деятельности омбудсмена во многих странах является право законодательной  инициативы, право жалобы в Конституционный  суд и тем самым содействие обеспечению конституционной законности в сфере прав человека (Испания, Австрия, Португалия). 

Общие черты института  омбудсмена: а) институт омбудсмена представляет собой важной дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве; б) главной задачей деятельности омбудсмена является охрана прав граждан; в) ведомство омбудсмена относится к высшим органам государства; г) важная черта института омбудсмена – его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним; д) в основную задачу омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Он осуществляется по инициативе омбудсмена и по жалобам граждан; е) в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий; ж) омбудсмен использует методы убеждения, критики, гласности, в его распоряжении нет административных, императивных полномочий; з) граждане (кроме Франции, Великобритании) имеют право непосредственного доступа к омбудсмену, а также на бесплатное производство1.

Омбудсмены наделены определенными  гарантиями выполнения рекомендаций, содержащихся в их представлениях. Так, омбудсмен юстиции Швеции, французский  медиатор вправе наложить штраф на государственных служащих, отказывающихся предоставить информацию; возбудить  официальное производство. Кроме  того, в этих же странах, а также  в Испании, Великобритании, Австралии  предусмотрена уголовная ответственность  за игнорирование, обструкцию деятельности омбудсмена. Однако они не могут  издавать подобных предписаний в  отношении министров, судей Верховного Суда без согласия парламента. В  то же время финансовый омбудсмен  может возбудить процедуру импичмента министра. Полномочия польского омбудсмена в уголовном и гражданском  судопроизводстве равнозначны полномочиям  прокурора.

В ряде зарубежных стран  функционируют иные правозащитные  механизмы. Так, к компетенции Датского института прав человека, входящего как независимый орган в состав Датского центра международных исследований и прав человека, относится рассмотрение жалоб жертв дискриминации по различным основаниям со стороны публичных органов власти и частных лиц. Аналогичные полномочия у Национальной Консультативной комиссии по правам человека Франции.2

В целом, виды и содержание гарантий прав и свобод человека и  гражданина в значительной степени  зависят от степени демократичности  государства, уровня его социально-экономического развития.

Список использованной литературы:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004.

2. Автономов А.С. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Комсомольская правда. 2003. 18 июня.

4. Конституционное право  зарубежных стран: Учебник для  вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

5. Конституционное право  государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

6. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10.

7. Общая теория прав  человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996.

8. Пешков В. Женщины  в армиях мира // Защита и безопасность 2005. № 2 (33).

9. Смирнова Е.С. Проблемы  соотношения прав, свобод и обязанностей  иностранных граждан в зарубежном  конституционном праве // Конституционное  и муниципальное право. 2005. № 7.

10.   Тиунов. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 69.

11.   Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997.

12.   Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

13.   Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4.

 

 

1 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.:   НОРМА, 2006.  С. 120.

 

1 Автономов А.С. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 9О.

2 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.70-71.

1 Автономов А.С. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 92.

2 Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004. С. 106.

1 Автономов А.С. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 95.

2 Тиунов. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С.  69.

 

[1] Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10. С. 105.

1 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 68. 

1 Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник  - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.  С. 94.

 

1 Комсомольская правда. 2003. 18 июня.

1 Подпобнее: Пешков В. Женщины в армиях мира // Защита и безопасность 2005. № 2 (33). С. 26-27.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.106 – 107.

2 Автономов А.С. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,  2005. С. 130..

 
 

1 Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 19.

1Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369.

1 Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997. С.189-190.

2 Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных  институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен //  Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4. С. 43-47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  Государственному (конституционному) праву

тема «Конституционный статус человека и гражданина РФ»

Руководитель:

Исполнитель:

Факультет «Юриспруденция»

Группа №

Санкт-Петербург

2004

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение                                                                                                               

1. Понятие гражданства                                                                                 

2. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ                         

3. Конституционные права и свободы человека и гражданина       

4. Основные обязанности  

Заключение 

Список использованной литературы                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью  прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное  право выполняет особую роль в  установлении правового положения  человека и гражданина.

Важное место в системе  отрасли конституционного права  занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса  личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей  Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя  России, которая провозглашена в  статье 2 Конституции и в которой  устанавливается, что человек, его  права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина