Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:33, реферат
В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.
Вводные замечания
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.
2. Гражданство: способы приобретения и прекращения.
3. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие и система.
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Заключительная часть
Список использованной литературы
Если сделать небольшой исторический экскурс, то можно наглядно увидеть, как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца.
Аналогичной или очень близкой по социальному статусу, было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основами для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Но в свою очередь, они, одновременно являясь подданными короля, были весьма зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом.
В последующем, после победы
буржуазных революций, разделения властей,
провозглашения и юридического закрепления
равенства всех граждан, появление
самого института гражданства, статус
личности приобрел свое подлинное значение.
Каждый гражданин получил возможность
формировать свою личность самостоятельно
и на равных основаниях с другими
людьми. И хотя равенство этих оснований
было во многом формальным, развитие новой
буржуазной общественно-экономической
формации, разделение властей, конституционное
закрепление равенства всех граждан
позволило в теоретическом
Не выходя, далее, на столь высокий уровень, отметим то, что наиболее емко и очевидно характеризует права и свободы человека. Корректно утверждать, что они:
возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизнедеятельности общества;
складываются объективно и не зависят от государственного признания;
принадлежат индивиду от рождения;
имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные, фундаментальные (как например, воздух, вода, земля и пр.);
являются непосредственно действующими;
признаются высшей социальной ценностью;
выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;
представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.[17; с. 391-392]
Для реализации таких прав и свобод, как, право на жизнь, на достойное существование, свободу творчества и т.п., достаточно лишь факта рождения человека и вовсе не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав и свобод требуется, чтобы человек был гражданином, личностью. В самом термине «права и свободы человека» как бы заключены два раздельных понятия – «права» и «свободы», но, по сути, они – взаимодополняющие. Свобода человека – это тоже его права, но выражающее лишь отсутствие каких-то препятствий, утеснений в чем-то. Де-юре права и свободы – очень близкие и, по существу, тождественные понятия. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать блага (соответственно права). Их юридические свойства:
1) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех остальных прав;
2) адресованы самому широкому кругу субъектов (всем!);
3) характеризуются всеобщностью (равны и едины для всех);
4) обладают особым механизмом
реализации (выступаю в качестве
предпосылки любого
5) имеют юридическую форму закрепления – конституция и пр.;
6) обеспечиваются правовой охраной.
Стоит отметить, что Гоббс
определял свободу как
В тоталитарных, автократических
и других недемократических режимах
права и свободы граждан
Здесь необходимо сделать одно отступление. Дело в том, что в юридической литературе существуют несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др. На наш взгляд, ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит “правовой защите со стороны государства”. Интерес- это категория внеправовая, и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита общенародных интересов, а также интересов личности - одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса личности категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.
В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством, обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.
Права личности - это ее социальные
возможности, детерминированные
Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право - форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.
Государство закрепляет права
личности не произвольно; набор прав,
их объем всегда обусловлены уровнем
экономического развития общества. Законодатель
может закреплять только такие права,
для осуществления которых
Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.
Субъективное право как
юридическая категория
Таким образом, в полном объеме
субъективное право раскрывается при
рассмотрении не только юридических, но
и социально-политических его аспектов.
Это одна из важнейших категорий,
характеризующих свободу
Провозглашая права и
свободы личности, государство гарантирует
их осуществление не только правовыми,
но и экономическими, политическими,
идеологическими, культурными средствами.
Поскольку человек с его
Принимая на себя обязательства
по обеспечению прав граждан, государство
имеет право требовать от них
правомерного поведения, которое соответствовало
бы эталонам, зафиксированным в юридических
нормах. Без организованности и дисциплины,
без согласования поведения граждан
с юридическими предписаниями, выражающими
государственную волю, невозможно решить
важнейшие исторические задачи государства.
Поэтому государство
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность человеческих поступков реальными экономическими, политическими, нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Таким образом, правовой статус
личности - одна из важнейших политико-
Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина