Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:33, реферат
В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.
Вводные замечания
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.
2. Гражданство: способы приобретения и прекращения.
3. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие и система.
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Заключительная часть
Список использованной литературы
В российских гражданских
судах вынесение судебного
Современная судебная система
не может обеспечить реализацию одного
из базовых процессуальных прав человека
- равенства граждан перед
Закрытые учреждения. Наиболее серьезные нарушения прав человека происходят в государственных и муниципальных учреждениях, которые в той или иной степени ограничивают свободу граждан. Причем этими наиболее опасными для прав человека объектами являются не только традиционно упоминаемые места принудительного содержания граждан (тюрьмы, армейские казармы и психиатрические больницы), но и детские дома, интернаты для инвалидов и престарелых, а также медицинские стационары: клиники, больницы, госпитали. Одним словом, любые государственные или муниципальные учреждения, в которых человек вынужден какое-то время жить, но при этом он отделен от мира проходной, его связи с внешней жизнью ограничены не им самим, а режимом, а его собственное благополучие полностью или частично зависит от воли администрации и персонала учреждения.
Даже та, очень малая, часть нарушений прав человека, которая доходит до общественной поверхности из недр тюрем, казарм и детских домов, говорит очень о многом. Только начинающие свою деятельность медицинские правозащитные организации уже погребены под потоком жалоб и обращений. Тысячи жалоб интернатских стариков и инвалидов ждут реальных объективных проверок.
По сути, мы имеем дело
с территориями, свободными от прав
человека, или, точнее, территориями, где
соблюдение прав человека зависит от
доброй воли начальников и обслуживающего
персонала. Стоит только представить,
сколько по всей стране тюрем, казарм,
интернатов и больниц, и какое
громадное число россиян
Несвобода информации. В стране отсутствует свободный оборот информации, прежде всего той, что контролируется государственными и муниципальными органами. Власть на всех уровнях заняла круговую информационную оборону. Чиновники понимают, что информированный гражданин - хороший гражданин, а хороший гражданин - плохой подданный. Ситуация настолько остра, что впору вводить новое право человека - право на справку.
В соответствии с Законом "Об информации, информатизации и защите информации" российские граждане имеют право "на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации". Но, если, например, родители хотят знать, на каких условиях учится их ребенок в школе, то, как бы они не просили, директор вряд ли предоставит им возможность ознакомится с Уставом школы, разве что покажет, а то и сошлется на коммерческую тайну. Если гражданин из-за задержки зарплаты два месяца не платил за квартиру, и ему вдруг понадобилась справка, например, о составе семьи, с девяностопроцентной вероятностью в домоуправлении он ее не получит, пока не погасит долг. Отказать в предоставлении информации можно по-разному. Можно просто не пустить в офис (везде охрана, проходные); можно требовать обязательного обоснования получения информации; можно так затянуть с ответом, что информация уже никому не будет нужна; можно отделаться абсолютно бессмысленной отпиской или бесконечно переправлять запрос в другие "инстанции"; можно потребовать оплатить получение информации, что в большинстве случаев незаконно; можно сослаться на, как правило, мифический гриф "для служебного пользования"; можно, наконец, просто не отвечать на запрос, ведь под суд за это не отдадут. Нарушение права на получение информации может показаться не очень серьезным нарушением прав человека. Но именно полноценная реализация этого права обеспечивает соблюдение и защиту всех остальных прав, да и просто делает жизнь цивилизованной. Но именно это право наиболее часто нарушается в России.
Чеченская война - не только тяжелейшая гуманитарная и политическая проблема для российской власти, великое горе для чеченцев и беда для наших солдат. Она еще и мощнейший катализатор дегуманизации всей страны. Любая война снижает общественную ценность человеческой жизни. Любая война отрицает личность, ее самоценность и уникальность. Любая война отрицает права человека. Чеченская война - зараза, распространяющая свое тлетворное влияние на всю Россию. Чеченская воина - очаг авторитарной эпидемии. Она задает стандарты нарушений прав человека, приучает к бесправию, возводит произвол в норму. Чеченская война раскалывает страну, заражая всех ксенофобией. Она - прямая и явная угроза правам человека, с таким трудом прорастающим на российской почве.
Диктатура ведомственного права. Реальную жизнь россиян "нормируют" не законы, принятые публично специально избранными для этого народными представителями - депутатами. Реальные "правила игры" в России устанавливают так называемые "подзаконные акты": всевозможные инструкции, указы и приказы, созданные кулуарно в неподотчетных гражданам ведомствах. Это, конечно, естественно для страны, в которой традиционно реальная власть принадлежит не политикам, а чиновникам. Но очень неестественно и вредно для прав человека. Ввиду объективной незаинтересованности власти в реализации прав человека добиться их официального признания заинтересованные граждане могут только через представительные органы власти, которые по своей природе зависимы от общественного мнения и поддаются гражданскому лоббированию. Если при этом издаваемые представительными органами законы настолько общи, что нуждаются в уточняющих подзаконных актах или настолько неавторитетны для чиновников и судов, что могут быть опровергнуты ведомственной инструкцией, то судьба прав человека не завидна.
Неукорененность прав человека в России. Указанный выше неполный перечень нарушений и упущений в сфере прав человека в России является не только проблемой государства, это и проблема общества в целом, проблема нашей истории и наших традиций, проблема нашего повседневного отношения друг к другу. Государство позволяет себе не замечать гражданина с его правами, потому что пренебрежение достоинством и свободой личности является в России естественной и допустимой прерогативой любого, кто в силу тех или иных обстоятельств, в тот или иной момент обладает доминирующим статусом. Учитель естественным образом, не отдавая себе отчета, подавляет свободу и достоинство ученика, врач - пациента, контролер - пассажира, продавец - покупателя, чиновник - пришедшего за помощью гражданина и т.д. и т.п. Самое грустное в этой ситуации то, что в большинстве случаев жертвы такого отношения фактически поощряют его воспроизведение в дальнейшем, так как даже не пытаются предпринять что-либо в защиту своих прав и достоинства. Такой статистики не существует, но опыт правозащитных организаций, личный опыт любого внимательного к жизни человека позволяет предположить, что из десяти человек, подвергшихся неуголовному нарушению своих прав, только два-три попытаются что-то сделать для наказания виновных. Поощряемая населением гражданская безответственность чиновников, администраторов - бич российской публичной жизни. Это не означает, что у прав человека в России ничего не получится, это лишь означает, что укоренение прав человека потребует гораздо больших усилий, чем предполагалось[10; с. 141 ].
Что можно сделать для прав человека в России? По нашему мнению необходимо:
Достойно завершить Чеченскую войну.
Продолжить и завершить судебную реформу в направлении реальной демократизации и гуманизации правоохранительных институтов и процедур, конечно, учитывая особенности страны, в которой живем. Как именно это делать, всем давным-давно известно - было бы желание.
Ежедневно и повсеместно,
снизу, добиваться прямого действия
Конституции и реального
Добиваться принятия пакета законов о гражданском контроле за обеспечением прав человека в закрытых и полузакрытых учреждениях всех типов.
Добиваться введения института
парламентского расследования. При
массовых нарушениях прав человека, в
ситуациях, когда на права человека
посягают высшие должностные лица государства,
в других сложных случаях парламентское
расследование является едва ли не
единственным эффективным инструментом
для выяснения истины. Назначенная
парламентом следственная комиссия
имеет право заслушивать
Добиваться принятия Закона "Об ответственности (гражданско-правовой, административной и дисциплинарной) должностных лиц", который бы, помимо прочего, устанавливал ответственность (прежде всего имущественную), должностных лиц за несоблюдение информационных прав граждан.
Заключение
Правовой статус личности - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде, правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, и обязанностей личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.
Правовое положение человека
и гражданина в полном объеме характеризуется
совокупностью прав, свобод и обязанностей,
которыми он наделяется как субъект
правоотношений, возникающих в процессе
реализации норм всех отраслей права,
и конституционное право
Основы конституционно-правового положения личности в РФ, есть совокупность предусмотренных Конституцией РФ и принятыми в ее развитие иными нормативными правовыми актами основополагающих прав, свобод и обязанностей индивида, реализация и исполнение которых обеспечивается особой системой конституционных гарантий. При этом конституционные основы правового статуса человека и гражданина включат в себя: гражданство, конституционные принципы правового положения личности, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные), их гарантии. Это важнейшие компоненты правового положения индивида, его ядро. Они играют решающую роль в определении общего положения человека в обществе, имеют принципиальное значение
В ходе работы мы выяснили, что
сейчас в Российской Федерации отсутствуют
реальные правовые механизмы, обеспечивающие
права и свободы российских граждан,
их реальную гарантированность. Де-юре
права и свободы граждан
Нами также были рассмотрены основные нарушения прав человека в России, и выявлены основные источники, от которых в первую очередь исходит угроза правам человека в стране. Нами также были высказаны предложения по улучшению ситуации с защитой прав человека, к этим предложениям хотелось бы добавить следующее.
Защита прав человека - настолько трудное, разнообразное и затратное дело, что волей-неволей приходится выделять приоритеты.
Если говорить о категориях граждан, наиболее страдающих от нарушений прав человека и более всего нуждающихся в защите как государства, так и правозащитных организаций, то, безусловно, и, прежде всего, речь должна идти о самых слабых наших согражданах, самых беззащитных, находящихся в абсолютной зависимости от чужой воли - о детях. Последствия нарушения прав человека в отношении детей наиболее трагичны, т.к. наиболее судьбоносны, хотя дети могут и не воспринимать эти нарушения так остро, как взрослые. Ребенок, в силу своего возраста, не может правильно оценить ситуацию - именно поэтому он и наиболее беззащитен. Беспризорники, детдомовцы, дети из неблагополучных семей должны быть в центре внимания правозащитных организаций. И Российское государство не может не считать проблемы детей своими главными проблемами. На что может рассчитывать страна с таким числом беспризорных детей, с массовой детской дистрофией и катастрофически падающим качеством образования? Положение дел в этих сферах нетерпимо и требует самых быстрых и радикальных мер.
Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина