Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа
Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
23. Что такое правовой режим?
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
6.Что такое ПНБ (РНБ)?
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа.
По дисциплине «Международное частное право»
Студентки гр. ЭПБ-10АРМ
Голодовой (Биргер) Эльвиры Валентиновны
Артемовский
2013 г.
Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
23. Что такое правовой режим?
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
-они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
-имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
-представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
-создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
-по предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;
-по их юридической природе - материальный и процессуальный;
-по содержанию — валютный, таможенный, пошлинный и т. п.;
-по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;
-по функциям права — режим особого регулирования и особой охраны;
-по формам выражения - законный и договорный;
-по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;
-по сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.). Так, на границах между государствами существует специальный режим государственной границы и пограничный режим, которым определены порядок и условия пересечения границы физическими лицами, транспортными средствами, животными, товарами, а также пребывания и деятельности (хозяйственной, промысловой и иной) в приграничной полосе (до 5 км).
Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. По Таможенному кодексу РФ, существуют 15 разновидностей таможенного режима: выпуск для свободного обращения, транзит, свободная таможенная зона, экспорт, реэкспорт, переработка на таможенной территории и др.
Санитарный режим —
это совокупность правил, препятствующих
распространению болезней, а также
предусматривающих меры по проведению
карантинных мероприятий на всех
видах транспорта в случае опасности
распространения таких
Ветеринарный режим —
это совокупность правил, препятствующих
трансграничному
Взаимодействие МЭП и
внутреннего права можно
Так, когда говорят о «национальном режиме», «режиме импорта/экспорта», об «инвестиционном режиме» и т.д., — ясно, что речь идет о внутреннем праве.
Государство может заложить во внутренний правовой режим политику протекционизма или открытой экономики в сфере торговли, инвестиций; может предусмотреть определенные льготы и преференции в импортном или инвестиционном режиме для тех или иных видов товаров, сфер инвестиционной деятельности или для той или иной группы государств (развивающихся стран, государств-участников совместного интеграционного процесса).
В то же время международное
экономическое право, если можно
так выразиться, «отслеживает», каков
же внутренний правовой режим в той
или иной стране, и соответствующим
образом строит свои правовые нормы
относительно того, в каких пределах
допустимы протекционистские
Так, в международных договорах о взаимной защите инвестиций часто предусматривается «принцип национального режима». Это означает, что договором установлен международно-правовой режим, в соответствии с которым уравниваются правовые возможности иностранного частного инвестора на территории государства-партнера.
Соответственно, государства-партнеры отстраивают свою национальную правовую систему с учетом требования международно-правовых договорных норм: внутренний правовой инвестиционный режим закрепляет равенство внутреннего и внешнего частного инвестора.
Если во внутреннем праве используется термин «национальный режим», то применительно к МЭП правильнее бы до бы говорить о «международно-правовом режиме предоставления национального режима» (и, следовательно, о принципе предоставления национального режима).
Эти нюансы важны и с прикладной, и с научной точки зрения, потому что разграничивают понятия, относящиеся к разным сферам и отраслям права, акцентируют внимание фактически на «стыке» внутреннего и международного экономического права.
Аналогичный подход должен быть и к «принципу наиболее благоприятствуемой нации» и к некоторым другим.
В России внешнеторговый правовой режим функционирует на базе целого ряда нормативных актов: Таможенный кодекс РФ 1993 года (готовится новая редакция кодекса), Закон «О таможенном тарифе» 1993 года, Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть ГК введена в действие с 1.01.95 г.; вторая—с 1.03.96 г.), Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» 1998 года и др.
В США, например, внутренний
внешнеторговый правовой режим действует
на основе следующих, в основном, правовых
актов: Закон о тарифах 1930 г. (закон
Смута-Холи), Закон о закупке американских
товаров 1933 г., Единообразный торговый
кодекс США 1952 г. (на основе которого штаты
принимают свои законы), Закон о
торговле 1974 года, Закон о торговых
соглашениях 1979 г., Закон об управлении
экспортом 1979 г., Закон о торговле
и тарифах 1984 г. Закон о торговле
и конкуренции 1988 г., Закон об осуществлении
американо-канадской свободной
Международно-правовой режим
МЭО функционирует на базе договорных,
обычно-правовых и рекомендательных
норм, содержащихся, в частности, в
Уставе ООН (девятой главе «Международное
экономическое и социальное сотрудничество»),
Генеральном соглашении по тарифам
и торговле, Генеральном соглашении
по торговле услугами (ГАТС), Соглашении
о торговых аспектах прав на интеллектуальную
собственность (ТРИП), Соглашении по торговым
аспектам инвестиционных мер (ТРИМ), Уставе
ВТО, Уставе МВФ, Римском договоре о
создании ЕЭС, в соглашениях государств-
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
6.Что такое ПНБ (РНБ)?
Данный принцип вытекает из системы двусторонних торговых договоров, существующих между государствами, текста ГАТТ, последующих решений, соглашении системы ВТО. Он подтвержден в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года.
Рекомендации о взаимном предоставлении РНБ содержались в резолюциях международных экономических конференций 1922 года и 1927 года (Женева), проходивших под эгидой Лиги Наций.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ:
Содержащаяся в международных договорах формулировка о предоставлении РНБ называется КЛАУЗУЛОЙ о наиболее благоприятствуемой нации.
Клаузула - это форма договорной конкретизации ПРИН-ЦИПА наибольшего благоприятствования. Существует множество «клаузул», но только один «принцип». Этот принцип объединяет группу международно-правовых норм, регулирующих тесно связанные друг с другом вопросы, в том числе нормы международно-правового обычая.
В этом смысле данный целостный
комплекс норм представляет собой ИНСТИТУТ
международного экономического права.
Существо ПНБ заключается в
Государство, которое согласилось
предоставить РНБ, называется БЕНЕФИЦИРУЮЩИМ
государством. Государство, в отношении
которого принято это обязательство,
является БЕНЕФИЦИАРОМ. Как правило,
государства выступают
Односторонние клаузулы о
РНБ встречаются крайне редко -например,
в договорах, на основании которых
РНБ предоставляется судам
Что касается понятия РЕЖИМа, то возможно двоякое понимание этого термина применительно к институту наибольшего благоприятствования:
1. РЕЖИМ как комплекс
правоотношении, складывающихся во
внутригосударственном праве в
целях реализации клаузулы (режим
наиболее благоприятствуемой
2. РЕЖИМ как комплекс правоотношений, складывающихся в межгосударственных отношениях на основе ПНБ и заложенного в нем МЕТОДА (режим предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации).
Сфера применения ПНБ достаточно широка, хотя метод, заложенный в данном принципе, позволяет в потенциале применять ПНБ и в тех областях взаимоотношений, где государства предпочитают пока метод материальной взаимности.
На практике наиболее распространенной областью применения ПНБ является сфера таможеннотарифного регулирования доступа товаров на национальные рынки. Именно в этой сфере предоставление РНБ является универсальной нормой МЭП, содержащей элементы когентности - от jus cogens (при соблюдении законных исключений).
С уменьшением роли таможенных тарифов в качестве инструмента торговой политики, возрастанием доли вывоза не товаров, а капиталов соответственно видоизменяется и сфера применения ПНБ.
Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»