Контрольная работа по «Международное частное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
23. Что такое правовой режим?
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
6.Что такое ПНБ (РНБ)?

Файлы: 1 файл

международ.docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

2. Инвестиционная деятельность  сопряжена с риском. Этим признаком  подтверждается однородность инвестиционных  отношений и предпринимательства  в самом широком смысле этого  понятия. Предпринимательский риск  – мощный стимул к успешной  работе; уменьшения убытков можно  достичь путем заключения договора  страхования предпринимательского  риска, т. е. риска убытков  от предпринимательской деятельности  из?за нарушения обязательств  контрагентами или изменения  условий этой деятельности по  не зависящим от предпринимателя  обстоятельствам, в том числе  риска неполучения ожидаемых  доходов (портфельная инвестиция). Вполне объяснимо в связи с  этим, что такой чисто рыночный  институт, как институт несостоятельности  (банкротства), возрождается в нашей  стране только с развитием  рынка.

3. Инвестиционная деятельность  направлена на систематическое  получение прибыли. Это основная  цель инвестора, придающая его  деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже  в том случае, если результатом  явилась не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение  прибыли как цель не ставится  изначально, деятельность нельзя  назвать инвестиционной, она не  носит коммерческого характера.

Нельзя не обратить внимания и на такой квалифицирующий признак  инвестиционной деятельности, как систематичность  в извлечении прибыли. К сожалению, четких количественных критериев систематичности  законодательством пока не выработано. Законодательный пробел предлагается восполнить, включив в определение  инвестиционной деятельности дополнительные квалифицирующие признаки, такие  как доля прибыли от этой деятельности в общих доходах инвестора, существенность и форма прибыли и др.

В соответствии с определением прибыль извлекается инвесторами  от размещения имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данный признак, как представляется, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что инвестиционная деятельность многогранна и ее направления  никак не могут быть представлены закрытым перечнем. Почему, например, нужно  вести речь лишь о правомочии пользования  в отношении имущества? А если субъектом извлекается прибыль  в процессе реализации права распоряжения имуществом (например, сдачи его  в аренду)? А если инвестор – патентообладатель  систематически извлекает прибыль, предоставляя другим лицам право  пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности, заключая лицензионные договоры? Эти случаи не укладываются в законодательный перечень. Видимо, не имело смысла в законе перечислять  возможные направления инвестиционной деятельности, так как они определяются прежде всего рынком.

4. Инвестиционная деятельность  осуществляется лицами, как зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке, так и в  некоторых случаях без регистрации  (например, покупка ценных бумаг  на фондовом рынке). Однако деятельность  инвесторов, зарегистрированных в  установленном порядке, – это  формальный признак, т. е. признак,  легализующий инвестиционную деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит  к утрате качества инвестиционной  деятельности, однако выводит ее  за рамки государственных гарантий  и льгот. В отличие от анализируемого  формального признака рассмотренные  ранее признаки инвестиционной  деятельности являются сущностными  (раскрывающими ее сущность), и  только их совокупность дает  возможность квалифицировать деятельность  лица как инвестиционную.

Инвестиционные отношения, в свою очередь, тесно связаны  с другими, не имеющими непосредственной цели извлечения прибыли. В частности, такие отношения складываются при  осуществлении деятельности организационно – имущественного характера по созданию и прекращению деятельности совместного  с иностранными инвесторами предприятия  или полностью им принадлежащего, получению лицензий, сертификатов и  в ряде других случаев – проведению экологической экспертизы (например, разработка природных ресурсов, недр). Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей инвестиционной (предпринимательской) деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно – правовым регулированием и входят в предмет  инвестиционного права.

Создает условия для инвестиционного  права и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и другие; деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка инвестиций, также регулируется нормами инвестиционного права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной подотрасли.

И наконец, государство в  целях реализации публичных интересов  общества воздействует на субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность, регулируя  эту деятельность разными способами  и с применением различных  форм. Эти отношения, возникающие  в процессе государственного инвестиционного  регулирования, образуют третью группу из состава предмета инвестиционного  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 9. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

2. Что является источником (источниками) права международной  экономической помощи?

 

В международных экономических  отношениях заметным явлением становится трансграничное перемещение денежных и материальных средств, а также  услуг, капитала, осуществляемое в качестве экономической, гуманитарной помощи, без  материального возмещения (или на льготных условиях, например в виде льготных кредитов).

 

Поскольку предоставление этих средств не сопровождается оплатой, т. е. производится на безвозмездной  основе, без встречного удовлетворения, то в политэкономическом смысле они  не являются товаром.

 

По этой причине вопросы  предоставления и приема экономической, гуманитарной помощи следует выделить в отдельную тему. Фактически речь идет еще об одном международном  РЫНКЕ — рынке международной  экономической помощи, на котором  есть государства-доноры и государства-получатели, спрос и предложение, а сама безвозмездная  помощь отражается в платежных балансах этих государств и активно используется государствами как средство внешней  политики.

 

Известно, что при оказании «помощи» преследуются как цели преодоления  экономической отсталости, неблагоприятных  последствий форс-мажорных обстоятельств, удовлетворения конкретных ограниченных нужд, так и цели внедрения своей продукции на зарубежные рынки, усиления позиций ТНК на этих рынках, определенного воздействия на государство-получателя.

 

Экономическая помощь может  быть: разовой (в случаях стихийных  бедствий) или регулярной (развивающимся  странам); двусторонней или многосторонней; частной или государственной.

 

Предметами правоотношений при международной экономической  помощи выступают материальные и  денежные средства, услуги, инвестиции.

 

Источниками права международной  экономической помощи являются: международные  обычаи, международные договоры об экономическом, промышленном, научно-техническом  сотрудничестве, об экономической и  технической помощи, о военно-техническом  сотрудничестве, кредитные договоры, договоры о безвозмездной помощи, договоренности в форме обмена нотами, разного рода конфиденциальные договоренности и т. п.

 

В государствах-донорах организационно-правовыми  механизмами международной экономической  помощи служат специально создаваемые  государственные органы, учреждения. Так, в США реализацией двусторонних программ помощи другим государствам занимается Агентство международного развития, входящее в состав правительства  США.

 

США в середине 90-х гг. занимали на рынке экономической  помощи 2-е место (после Японии). В  соответствии с Законом о помощи иностранным государствам в 1994 году ими было ассигновано на помощь 13 млрд. долларов (в том числе 76% на экономические нужды, 24% — на военные).

 

Основными получателями американской помощи являются Израиль (3 млрд. долларов), Египет (более 2 млрд. долларов). При  этом в качестве целей международной  помощи провозглашается: обеспечение  национальной безопасности США; содействие в установлении системы открытой рыночной экономики; содействие развитию демократии. Более 2/3 объема международной  помощи оказывается Соединенными Штатами  на безвозмездной основе, 1/3 — в  виде льготных кредитов.

 

В Советском Союзе распространенной формой предоставления помощи была техническая  помощь развивающимся странам на основе соглашений о технической  помощи.

 

Под технической помощью  понимается оказание технических услуг  при поставке оборудования или строительстве  промышленных и иных объектов. Такие  технические услуги могут заключаться  в выполнении исследовательских  и проектных работ, монтаже, пуске  оборудования в эксплуатацию, передаче технической документации, предоставлении лицензий, командировании специалистов, консультациях по проектированию и  строительству, обучении национальных кадров и т.п.

 

Зачастую развивающимся  странам предоставлялись беспроцентные  или низкопроцентные кредиты, в  счет которых поставлялись машины и  оборудование с соответствующими услугами.

 

На многостороннем уровне экономическая и техническая  помощь идет через самые разнообразные  каналы и структуры. В рамках ОЭСР такая помощь осуществляется промышленно  развитыми государствами развивающимся  странам путем предоставления безвозмездных  или низкопроцентных ссуд.

 

Своя система предоставления помощи третьим странам существует в ЕС. Кроме того, имеется целая  сеть региональных и межрегиональных  структур — банков, фондов, — нацеленных на оказание экономической помощи.

 

Примером может служить  Специальный фонд ОПЕК, созданный  на основании соглашения между государствами-участниками  ОПЕК от 28.1.76 г., со штаб-квартирой в  Вене. Средства Фонда используются для оказания помощи в финансировании программ и проектов развития в развивающихся  странах, для предоставления займов в целях покрытия платежных дефицитов.

 

В системе ООН вопросами  безвозмездной гуманитарной помощи занимаются: Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная  и сельскохозяйственная организация  Объединенных Наций (ФАО), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара  ООН по делам беженцев, Программа  развития ООН (ПРООН), Международная  организация по проблемам миг­рации, Международный комитет Красного Креста и другие.

 

В ноябре 1977 года вступило в  силу Соглашение об учреждении Международного фонда сельскохозяйственного развития (ИФАД). ИФАД имеет статус специализированного  учреждения ООН. Членами Фонда являются более 130 государств.

 

Государства-члены подразделяются на три категории: развитые страны-доноры (страны ОЭСР); развивающиеся страны-доноры (страны ОПЕК); развивающиеся страны-получатели помощи. Средства Фонда формируются  за счет взносов первых двух категорий  государств.

 

Фонд оказывает финансовую и техническую помощь проектам развития сельского хозяйства в развивающихся  странах, участвующих в Фонде, исходя из принципа справедливого географического  распределения.

 

Главная форма помощи —  предоставление льготных кредитов: беспроцентных  на 50 лет с началом погашения  через 10 лет; 4%-ных на 20 лет с началом  погашения через 5 лет; 8%-ных на 15—18 лет с началом погашения через 3 года. ИФАД имеет соглашения о сотрудничестве с ФАО, МБРР, ПРООН, МОТ, Азиатским, Африканским, Исламским и Межамериканским  банками развития.

 

Основными органами Фонда  являются: Совет управляющих из представителей стран-членов; Исполнительный совет  из 18 членов по 6 от каждой категории  стран. Общее количество голосов  в Фонде равно 1800, которые в  равной части распределены между  тремя категориями стран. Внутри каждой категории голоса распределяются по согласованным принципам.

 

В 1960 году на XV сессии ГА ООН  было принято решение о создании Фонда капитального развития (ФКР) ООН. В 1966 году на XXI сессии ООН было объявлено  о начале практической деятельности Фонда. Управление Фондом осуществляет ПРООН. В функции Фонда входит предоставление льготных займов наименее развитым странам.

 

Разумеется, следует иметь  в виду, что система МВФ—Всемирный  банк также в значительной степени  сориентирована на оказание финансовой, экономической помощи государствам-членам.

 

226. Определенный интерес  представляет подход к вопросам  помощи, существовавший в рамках  СЭВ. Как известно, обобщающим  принципом взаимоотношений между  социалистическими странами был  провозглашен «принцип социалистического  интернационализма», составной частью  которого выделяли «принцип социалистической  взаимопомощи». Именно последний  являлся краеугольным принципом  Устава СЭВ. Принцип социалистической  взаимопомощи был закреплен в  целой системе договоров о  дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи  между социалистическими государствами,  в соглашениях о политическом, экономическом, научно-техническом  и культурном сотрудничестве.

Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»