Контрольная работа по «Международное частное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
23. Что такое правовой режим?
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
6.Что такое ПНБ (РНБ)?

Файлы: 1 файл

международ.docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

 

Другой сферой возникновения  экономических споров могут явиться  инвестиционные интересы иностранных  компаний в Казахстане. Долгосрочные инвестиционные проекты, направленные на привлечение зарубежных капиталов  в различные отрасли казахстанской  экономики, предусматривают заключение различных межгосударственных экономических  соглашений многостороннего и двустороннего  характера. Казахстаном уже заключен ряд международно-правовых документов: Соглашение о сотрудничестве в области  инвестиционной деятельности от 24 декабря 1994 г. (в рамках СНГ), а также 29 двусторонних соглашений между правительством Республики Казахстан и правительствами  иностранных государств о поощрении  и защите иностранных инвестиций. В этих соглашениях государства  зарубежных инвесторов предусматривают  использование определенных средств  по защите интересов своих компаний и, при возникновении спорных  моментов, могут высказать свои претензии  в любой приемлемой, в зависимости  от предмета и характера спора, форме.

 

В качестве примера потенциального экономического спора из сферы экспорта сырья, можно привести сообщение  о том, что члены ассоциации "Казахстан  Петролеум" (АПК), объединяющей около 30 иностранных и отечественных  кампаний занятых в нефтедобыче  и нефтеразведке, выразили открытое недовольство решением правительства  Казахстана по ограничению объема экспорта нефти из Казахстана

 

В республике в течении  ряда лет работают такие крупные  иностранные компании, как Шеврон, Филипп Моррис, Трактебель, Мобил, АВВ, Китайская Национальная Нефтяная Компания и др. Кроме того, организовано немало совместных предприятий с иностранным  участием: Тенгиз Шевройл, Тексако, Испат  Кармет, Карачаганак Петролеум оперейтинг и др. Численность только казахстанско-американских совместных предприятий на настоящее  время достигает 320. Деятельность этих компаний базируется на извлечении максимальной прибыли и экономических выгод, что, на фоне несовершенства рыночных механизмов регулирования и слабой законодательной базы, может стать  причиной возникновения экономических  споров. В этих случаях, предметом  споров могут быть отношения, регулируемые международным экономическим правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

5. Какие коллективные  санкции применяются в МЭП?

В качестве индивидуальных или коллективных контрмер в МЭО  выступают различные формы действий: эмбарго, бойкот, блокада, секвестр фондов, арест активов.

 

Под ЭМБАРГО обычно понимается полное или частичное прекращение  экономических связей, запрет органам  государства на внешнеэкономические  связи с государством-нарушителем, приостановка экспорта определенного  вида товара, группы товаров или  импорта товара, группы товаров.

 

Экономический БОЙКОТ —  комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение  как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц  импорта отдельного товара и/или  финансовых, транспортных и иных отношений  с соответствующим государством.

 

Различают две категории  бойкота: первичный и вторичный. Первичный касается государства-нарушителя, вторичный — любого третьего государства, осуществляющего запрещенные связи  с государством-нарушителем.

 

БЛОКАДА — это изоляция государства-правонарушителя, прекращение  экономических отношений, в том  числе на уровне юридических и  физических лиц, со стороны третьих  стран с целью истощения экономических  ресурсов, принуждения к выполнению требований. Она может распространяться на различные сферы экономических  взаимоотношений: торговая блокада, кредитная  блокада, технологическая блокада.

 

Указанные виды контрмер особенно активно применялись во время  противостояния в международной  системе двух блоков государств, различающихся  своим внутренним социально-экономическим  строем. Зачастую применение этих мер  выходило за рамки правомерных и  соразмерных вменяемым правонарушениям.

 

Такие случаи, когда меры экономического характера применяются  в качестве мер ответственности  за правонарушения в неэкономической  сфере отношений, находятся за пределами  правового регулирования МЭП.

 

Так, в 1994 году в качестве мер ответственности за нападение  кубинских военных истребителей на иностранные гражданские воздушные  судна (погибли несколько человек) США применили контрмеры экономического характера: приостановили чартерные  авиарейсы между США и Кубой, ввели запрет на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар и др.

 

Имеется довольно много подобных примеров. Например, в качестве коллективных санкций, по Уставу ООН (в силу ст. 39, 41, 42) возможны принудительные меры с  применением силы военного и невоенного характера, в том числе полная или частичная приостановка экономических  отношений.

 

После вторжения Ирака  в Кувейт в 1990 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661, в которой  Ираку была объявлена экономическая  блокада; соблюдение санкций вменялось  государствам в обязанность, «независимо  от любого контракта или лицензии».

 

В резолюции № 670 любые  акты правительства Ирака, противоречащие резолюциям СБ ООН, признавались недействительными  и ничтожными. В силу этого суды государств не должны были применять  соответствующих законов Ирака  в том случае, когда их законодательство к ним отсылает. Резолюция освобождала  государства от обязанности выполнять  международные договоры в той  мере, в какой они препятствовали осуществлению санкций.

 

По поводу Ливии СБ ООН  в 1992 году резолюцией 748 ввел воздушное  эмбарго и эмбарго на поставки оружия. В ответ на применение мер  воздействия Ливия национализировала  американские и британские нефтяные компании.

 

Полный экономический  бойкот вводился против Родезии: резолюцией № 418 от 4.11.77 г. СБ ООН рекомендовал установить тотальное эмбарго в отношении  поставок оружия в ЮАР, политика которой  квалифицировалась как угроза миру и международной безопасности.

 

На региональном уровне экономические  меры ответственности применялись, например, в рамках Организации американских государств (ОАГ) против Кубы в 1962 году («карантин» Кубы) и Доминиканской  Республики в начале 60-х гг.

 

Впрочем, эти действия в  рамках ОАГ были не просто экономическими мерами, а силовыми акциями (и в  основном противоправными, хотя и обосновывавшимися  «подразумеваемым разрешением» ООН).

 

В результате блокады, имевшей  целью помешать доставке советских  ракет на Кубу, допускались меры задержания и осмотра судов третьих  стран в открытом море, был причинен ущерб физическим и юридическим  лицам третьих государств, которые  не давали согласия на применение санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО

4. Что такое Гаванская  Хартия?

Разрабатываемые в 40-е годы нынешнего столетия в рамках ООН  правила международной торговли предусматривали в качестве своего неотъемлемого элемента международные  правила конкуренции. Состоявшаяся в 1948 г. в Гаване Конференция ООН  по торговле и занятости приняла  документ "Заключительный акт и  соответствующие документы", получивший название Гаванской хартии. В этом документе предусматривалось создание Международной торговой организации (МТО) как специализированного учреждения ООН, были закреплены основные принципы межгосударственных экономических отношений, носившие открыто проконкурентный характер.

 

Правила межгосударственной торговли содержались в гл. IV Гаванской  хартии "Торговая политика". Их целью  было преодоление сохранявшейся  с начала 30-х годов тенденции  к использованию государственных  инструментов внешнеторгового регулирования  в качестве протекционистских барьеров, сдерживающих развитие международной  торговли.

 

Наряду с правилами  международной торговли Гаванская  хартия содержала правила конкуренции  для предприятий, которые были зафиксированы  в гл. V "Ограничительная деловая  практика". Положения Хартии адресовались не непосредственно предприятиям, а  государствам, которые, в свою очередь, должны были обеспечить их выполнение на национальном уровне. Хартия устанавливала  основные принципы международного контроля за ограничительной деловой практикой, включая процедуру консультаций, расследований и нотификаций.

 

Страны-члены принимали  на себя обязательства осуществлять меры, предотвращающие практику частных  и государственных компаний в  международных сделках, которая  приводит к ограничению конкуренции, затрудняет доступ на рынки и усиливает  монополистический контроль, оказывая негативное воздействие на расширение производства и торговли. Договаривающимся сторонам вменялось в обязанность  обеспечить посредством национального  законодательства или других методов  отказ компаний от ограничительной  деловой практики и содействовать  ее предотвращению.

 

Гаванская хартия вносила  существенный вклад в развитие теории и практики регулирования условий  конкуренции. Впервые в международном  документе предлагалось идентифицировать виды ограничительной деловой практики, к которым были отнесены:

фиксирование цен и  обязательных для исполнения условий  при покупке, продаже и лизинге  товаров;

блокирование доступа  предприятий на рынки, распределение  или раздел рынков или сфер деятельности, распределение заказчиков или фиксация квот продажи или покупки;

дискриминация отдельных  предприятий;

ограничение производства;

препятствия в виде соглашений развитию и внедрению новых технологий или изобретений;

распространение использования  прав, связанных с патентами, товарными  знаками и копированием, на другие области, не покрываемые этими правами;

другие подобные виды практики, которые могут быть идентифицированы как ограничительные.

 

Несмотря на отсутствие в  Хартии четкого определения ограничительной  деловой практики, документ позволял провести идентификацию этого явления  по перечисленным признакам.

 

Существенной особенностью указанных правил стало введение особых предписаний о сфере услуг  как следствие признания странами-членами  того факта, что некоторые виды услуг, такие как транспорт, телекоммуникации, страхование, банковские услуги, являются частью международной торговли, и  что ограничительная деловая  практика предприятий в этой сфере  может иметь негативный эффект для  развития торговли.

 

Сопоставив содержание гл. V и IV Гаванской хартии, можно убедиться  в их однородной направленности на либерализацию условий международной  торговли, устранение искусственных  барьеров и дискриминационных условий  для более эффективного развития мировой экономики.

 

И хотя в гл. IV "Торговая политика" в отличие от гл. V "Ограничительная  деловая практика" не присутствовало прямого упоминания о конкуренции, по сути эта глава впервые устанавливала  правила эффективной конкуренции  во внешней торговле, ибо вопросы, освещенные в ней - дискриминация партнеров, допуск на рынки, ограничение объемов продаж и закупок, контроль за установлением "хищнических" цен, субсидирование экспорта - в большинстве стран традиционно относятся к сфере конкурентной политики и конкурентного законодательства.

 

Таким образом, можно констатировать, что Гаванская хартия впервые  в истории заложила основы комплексного подхода к международному регулированию  конкуренции, которые должны обеспечить необходимый контроль за соблюдением  конкуренции в международной  торговле на двух уровнях: торговой политики государств и государственного контроля за ограничительной практикой предприятий.

 

Однако в силу исторических обстоятельств идея создания МТО  не была воплощена в жизнь в  тот исторический период. (Хотя устав  МТО был в конечном счете согласован на Конференции ООН по торговле и  занятости в 1948 г., его ратификация  национальными законодательными органами в некоторых странах не состоялась. После отказа правительства США  обратиться в Конгресс с просьбой ратифицировать Гаванскую хартию, деятельность по созданию МТО была фактически заморожена.)

 

Единственной главой Хартии, получившей дальнейшее развитие и международное  признание, стала гл. IV "Торговая политика", регулирующая правила  поведения государств в международной  торговле. Эти правила с некоторыми уточнениями и изменениями были оформлены в 1948 г. в качестве временного Генерального соглашения о тарифах  и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade - ГАТТ). С тех пор вплоть до недавнего  времени (до создания ВТО в 1995 г.) ГАТТ, несмотря на свой временный характер, являлся единственным многосторонним документом в области регулирования международной торговли. А многосторонние правила конкуренции предприятий не реализованы и по сей день, оставаясь предметом острых дискуссий и "потенциальной сферой" международного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»