Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа
Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
23. Что такое правовой режим?
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
6.Что такое ПНБ (РНБ)?
Другой сферой возникновения
экономических споров могут явиться
инвестиционные интересы иностранных
компаний в Казахстане. Долгосрочные
инвестиционные проекты, направленные
на привлечение зарубежных капиталов
в различные отрасли
В качестве примера потенциального экономического спора из сферы экспорта сырья, можно привести сообщение о том, что члены ассоциации "Казахстан Петролеум" (АПК), объединяющей около 30 иностранных и отечественных кампаний занятых в нефтедобыче и нефтеразведке, выразили открытое недовольство решением правительства Казахстана по ограничению объема экспорта нефти из Казахстана
В республике в течении
ряда лет работают такие крупные
иностранные компании, как Шеврон,
Филипп Моррис, Трактебель, Мобил, АВВ,
Китайская Национальная Нефтяная Компания
и др. Кроме того, организовано немало
совместных предприятий с иностранным
участием: Тенгиз Шевройл, Тексако, Испат
Кармет, Карачаганак Петролеум
ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
5. Какие коллективные санкции применяются в МЭП?
В качестве индивидуальных
или коллективных контрмер в МЭО
выступают различные формы
Под ЭМБАРГО обычно понимается
полное или частичное прекращение
экономических связей, запрет органам
государства на внешнеэкономические
связи с государством-
Экономический БОЙКОТ —
комплекс мероприятий всеобъемлющего
характера, направленных на прекращение
как на уровне государственных органов,
так и на уровне частных лиц
импорта отдельного товара и/или
финансовых, транспортных и иных отношений
с соответствующим
Различают две категории
бойкота: первичный и вторичный.
Первичный касается государства-нарушителя,
вторичный — любого третьего государства,
осуществляющего запрещенные
БЛОКАДА — это изоляция
государства-правонарушителя, прекращение
экономических отношений, в том
числе на уровне юридических и
физических лиц, со стороны третьих
стран с целью истощения
Указанные виды контрмер особенно
активно применялись во время
противостояния в международной
системе двух блоков государств, различающихся
своим внутренним социально-экономическим
строем. Зачастую применение этих мер
выходило за рамки правомерных и
соразмерных вменяемым
Такие случаи, когда меры экономического характера применяются в качестве мер ответственности за правонарушения в неэкономической сфере отношений, находятся за пределами правового регулирования МЭП.
Так, в 1994 году в качестве
мер ответственности за нападение
кубинских военных истребителей
на иностранные гражданские
Имеется довольно много подобных примеров. Например, в качестве коллективных санкций, по Уставу ООН (в силу ст. 39, 41, 42) возможны принудительные меры с применением силы военного и невоенного характера, в том числе полная или частичная приостановка экономических отношений.
После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661, в которой Ираку была объявлена экономическая блокада; соблюдение санкций вменялось государствам в обязанность, «независимо от любого контракта или лицензии».
В резолюции № 670 любые акты правительства Ирака, противоречащие резолюциям СБ ООН, признавались недействительными и ничтожными. В силу этого суды государств не должны были применять соответствующих законов Ирака в том случае, когда их законодательство к ним отсылает. Резолюция освобождала государства от обязанности выполнять международные договоры в той мере, в какой они препятствовали осуществлению санкций.
По поводу Ливии СБ ООН
в 1992 году резолюцией 748 ввел воздушное
эмбарго и эмбарго на поставки
оружия. В ответ на применение мер
воздействия Ливия
Полный экономический бойкот вводился против Родезии: резолюцией № 418 от 4.11.77 г. СБ ООН рекомендовал установить тотальное эмбарго в отношении поставок оружия в ЮАР, политика которой квалифицировалась как угроза миру и международной безопасности.
На региональном уровне экономические меры ответственности применялись, например, в рамках Организации американских государств (ОАГ) против Кубы в 1962 году («карантин» Кубы) и Доминиканской Республики в начале 60-х гг.
Впрочем, эти действия в рамках ОАГ были не просто экономическими мерами, а силовыми акциями (и в основном противоправными, хотя и обосновывавшимися «подразумеваемым разрешением» ООН).
В результате блокады, имевшей целью помешать доставке советских ракет на Кубу, допускались меры задержания и осмотра судов третьих стран в открытом море, был причинен ущерб физическим и юридическим лицам третьих государств, которые не давали согласия на применение санкций.
ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО
4. Что такое Гаванская Хартия?
Разрабатываемые в 40-е годы
нынешнего столетия в рамках ООН
правила международной торговли
предусматривали в качестве своего
неотъемлемого элемента международные
правила конкуренции. Состоявшаяся
в 1948 г. в Гаване Конференция ООН
по торговле и занятости приняла
документ "Заключительный акт и
соответствующие документы", получивший
название Гаванской хартии. В этом
документе предусматривалось
Правила межгосударственной
торговли содержались в гл. IV Гаванской
хартии "Торговая политика". Их целью
было преодоление сохранявшейся
с начала 30-х годов тенденции
к использованию
Наряду с правилами международной торговли Гаванская хартия содержала правила конкуренции для предприятий, которые были зафиксированы в гл. V "Ограничительная деловая практика". Положения Хартии адресовались не непосредственно предприятиям, а государствам, которые, в свою очередь, должны были обеспечить их выполнение на национальном уровне. Хартия устанавливала основные принципы международного контроля за ограничительной деловой практикой, включая процедуру консультаций, расследований и нотификаций.
Страны-члены принимали на себя обязательства осуществлять меры, предотвращающие практику частных и государственных компаний в международных сделках, которая приводит к ограничению конкуренции, затрудняет доступ на рынки и усиливает монополистический контроль, оказывая негативное воздействие на расширение производства и торговли. Договаривающимся сторонам вменялось в обязанность обеспечить посредством национального законодательства или других методов отказ компаний от ограничительной деловой практики и содействовать ее предотвращению.
Гаванская хартия вносила
существенный вклад в развитие теории
и практики регулирования условий
конкуренции. Впервые в международном
документе предлагалось идентифицировать
виды ограничительной деловой
фиксирование цен и обязательных для исполнения условий при покупке, продаже и лизинге товаров;
блокирование доступа предприятий на рынки, распределение или раздел рынков или сфер деятельности, распределение заказчиков или фиксация квот продажи или покупки;
дискриминация отдельных предприятий;
ограничение производства;
препятствия в виде соглашений развитию и внедрению новых технологий или изобретений;
распространение использования прав, связанных с патентами, товарными знаками и копированием, на другие области, не покрываемые этими правами;
другие подобные виды практики, которые могут быть идентифицированы как ограничительные.
Несмотря на отсутствие в
Хартии четкого определения
Существенной особенностью
указанных правил стало введение
особых предписаний о сфере услуг
как следствие признания
Сопоставив содержание гл.
V и IV Гаванской хартии, можно убедиться
в их однородной направленности на
либерализацию условий
И хотя в гл. IV "Торговая
политика" в отличие от гл. V "Ограничительная
деловая практика" не присутствовало
прямого упоминания о конкуренции,
по сути эта глава впервые
Таким образом, можно констатировать,
что Гаванская хартия впервые
в истории заложила основы комплексного
подхода к международному регулированию
конкуренции, которые должны обеспечить
необходимый контроль за соблюдением
конкуренции в международной
торговле на двух уровнях: торговой политики
государств и государственного контроля
за ограничительной практикой
Однако в силу исторических обстоятельств идея создания МТО не была воплощена в жизнь в тот исторический период. (Хотя устав МТО был в конечном счете согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в 1948 г., его ратификация национальными законодательными органами в некоторых странах не состоялась. После отказа правительства США обратиться в Конгресс с просьбой ратифицировать Гаванскую хартию, деятельность по созданию МТО была фактически заморожена.)
Единственной главой Хартии, получившей дальнейшее развитие и международное признание, стала гл. IV "Торговая политика", регулирующая правила поведения государств в международной торговле. Эти правила с некоторыми уточнениями и изменениями были оформлены в 1948 г. в качестве временного Генерального соглашения о тарифах и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade - ГАТТ). С тех пор вплоть до недавнего времени (до создания ВТО в 1995 г.) ГАТТ, несмотря на свой временный характер, являлся единственным многосторонним документом в области регулирования международной торговли. А многосторонние правила конкуренции предприятий не реализованы и по сей день, оставаясь предметом острых дискуссий и "потенциальной сферой" международного регулирования.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»