Лекции по международному частному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:58, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий лекционный материал по предмету "Международное частное право"

Файлы: 1 файл

MChP_lektsii.doc

— 612.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы национализации обсуждаются  и в современный период.

В 1993 году во Франции проходила выставка картин из государственного Эрмитажа и Музея имени Пушкина. Данные картины до революции 1917 года принадлежали русским коллекционерам Щукину и Морозову, а затем были национализированы советским правительством. Дочь коллекционера Щукина и внук Морозова предъявили иски к Российской Федерации, государственному Эрмитажу и Музею имени Пушкина во французский суд с требованием наложить арест на картины и выплатить им компенсацию в связи с национализацией этих картин советским правительством. Французский суд отказал в иске, сославшись на принцип иммунитета РФ. От имени РФ было заявлено, что национализация данных картин была правомерным актом, т.к. данные картины принадлежали российским (русским) гражданам и в момент национализации находились на территории России.

 

3. Правовой режим  собственности РФ и

российских лиц, находящихся  за рубежом

 

Правовой режим собственности  РФ за рубежом определяется общим  международным правом, а также  международными договорами России.

Имеются в виду:

  • помещения посольств и консульств
  • культурные ценности, принадлежащие России
  • средства Центрального Банка на счетах в зарубежных банках и

иное подобное имущество.

Данное имущество пользуется иммунитетом, на него не распространяется закон  места нахождения вещи.

Данное правило не действует в отношении распределённого государственного имущества (т.е. имущества, закреплённого за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями).

Согласно ст.126 ГК РФ государство  не несёт ответственности по обязательствам своих предприятий, а последние – не отвечают по долгам государства.

Однако в отношении имущества  учреждений вопрос не решается однозначно. Учреждения, которые осуществляют публично-правовые функции, должны пользоваться также иммунитетом (имущество музеев, министерств и ведомств).

Владение, пользование  и распоряжение государственной  собственностью за рубежом регулируется целым рядом нормативных актов:

1) Постановление Правительства РФ 1995 года «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом»

Решение о распоряжении федеральным  недвижимым имуществом, находящимся  за рубежом, должно приниматься Правительством РФ. Правительство России также принимает  решение о приобретении недвижимости за рубежом, ценных бумаг, долей, паёв и  акций находящихся за рубежом юридических лиц; а также относительно распределения этого имущества в федеральной собственности.

 

2) Указ Президента РФ «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» 1998 года

Для управления федеральной собственностью за границей создаются акционерные общества на основе находящегося за границей федерального имущества.

3) в рамках СНГ заключён целый ряд соглашений, касающихся имущества бывшего СССР, находящегося за рубежом

Так, в 1992 году было заключено Соглашение стран СНГ о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом

Государства СНГ распределили всю  собственность бывшего СССР в  соответствии со схемой фиксированных  долей. Данные доли определялись в зависимости  от вклада той или иной республики в экономику бывшего СССР.

Доля России составила 61%, Украины  – 16%, Белоруссии – 4%, Казахстана – 3,8%.

В дальнейшем между РФ и странами СНГ были заключены двусторонние соглашения, согласно которым Россия принимала на себя все обязательства  бывшего СССР по внешнему долгу (который составляет около 70 млрд. долларов) в обмен на имущество бывшего СССР за рубежом (стоимость которого по некоторым подсчётам составляет примерно 500 млрд. долларов). Однако проблема заключается в том, что данное имущество до сих пор не инвентаризировано.

 

Режим собственности 

российских физических и юридических лиц за рубежом

 

Определяется законодательством  соответствующего иностранного государства  в соответствии с законом места  нахождения вещи.

Однако российское законодательство устанавливает определённые требования

Так, в соответствии со ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года резиденты (российские физические и юридические лица) вправе открывать счета в иностранной валюте без ограничений только в тех зарубежных банках, которые расположены на территории государств – участников Организации экономического сотрудничества и развития (36 государств), а также в тех странах, которые являются членами группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег. При этом резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учёта об открытии указанных счетов в течение 1 месяца с момента открытия счёта.

 

Тема № 7

Правовой режим иностранных  инвестиций в МЧП

План:

1. Понятие иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам

2. Правовой статус коммерческой  организации с иностранными инвестициями 

3. Международные механизмы защиты  прав иностранных инвесторов  и разрешение инвестиционных споров

4. Правовой режим соглашений  о разделе продукции

5. Правовой режим свободных экономических и оффшорных зон

 

1. Понятие иностранных  инвестиций.

Гарантии и льготы иностранным инвесторам

 

Государства, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях.

Цель – предоставление иностранным  инвесторам особых гарантий и льгот  по сравнению с отечественными инвесторами.

Такое специальное законодательство имеют Российская Федерация, Китай, страны юго-восточной Азии, развивающиеся страны Африки.

В развитых государствах (США, страны Европейского Союза), как правило, отсутствуют  специальные законы об иностранных  инвестициях, поскольку режим отечественных  и иностранных инвесторов в этих странах одинаков.

В России в 1999 году был принят ФЗ «Об  иностранных инвестициях в РФ» (до этого был ФЗ 1991 года).

Со стороны иностранных инвесторов наблюдается определённая критика  данного закона за чрезмерную абстрактность  многих его положений и отсылочный характер многих его норм.  

Согласно данному закону иностранная инвестиция определяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, услуг и информации, имеющих денежную оценку.

Согласно данному закону иностранными инвесторами признаются:

1) иностранные граждане и лица без гражданства

2) иностранные организации (как юридические лица, так и не-юридические лица)

3) иностранные государства и международные организации

 

Данный закон выделяет также следующие понятия: «прямая инвестиция» и «приоритетный инвестиционный проект».

Смысл выделения таких категорий  состоит в том, что не всякое имущество, ввезённое в Россию в качестве инвестиции, пользуется равными гарантиями и льготами по закону.

Прямая иностранная инвестиция – это

1) вложение иностранного капитала в уставный или складочный капитал коммерческой организации в размере не менее 10% доли уставного или складочного капитала

2) создание в РФ филиала и вложение капитала в основные фонды филиала

3) ввоз на территорию РФ оборудования стоимостью не менее 1 млн. рублей (курс рубля считается на дату принятия закона) по договору лизинга, в котором иностранный инвестор выступает в качестве лизингодателя.

Наиболее значимые гарантии и льготы по закону «Об иностранных инвестициях» распространяются лишь на прямые иностранные инвестиции.

Приоритетный инвестиционный проект – это разновидность прямых инвестиций.

К приоритетным инвестиционным проектам относятся:

1) проекты, в которых общая сумма иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд. рублей (т.е. примерно 41 млн. $)

2) вложение иностранного капитала в уставный капитал российского предприятия стоимостью не менее 100 млн. рублей.

Правительство России утверждает порядок  регистрации приоритетных инвестиционных проектов и следит за их выполнением.

 

Гарантии и льготы иностранным инвесторам

 

Правовой режим деятельности иностранных  инвесторов в России не может быть менее благоприятным, чем деятельность российских инвесторов.

Согласно ФЗ «Об иностранных  инвестициях в РФ» все иностранные инвесторы (независимо от того, осуществляют ли они прямые инвестиции или иные виды инвестиций) пользуются следующими гарантиями:

1) право на возмещение убытков, причинённых в результате незаконных действий государственных органов

2) право уступать своё требование другому лицу или переводить долг на другое лицо в связи с осуществлёнными инвестициями

3) право на компенсацию в случае национализации и реквизиции имущества

4) право на рассмотрение инвестиционного спора в государственном суде или арбитраже

5) право на свободный перевод за границу доходов от инвестиционной деятельности, а также право на свободный вывоз из РФ ранее ввезённого в качестве инвестиций имущества

6) право на приобретение ценных бумаг

7) право на приобретение земельных участков, природных ресурсов и другого недвижимого имущества

8) право на участие в приватизации.

Нет смысла перечислять эти права, т.к. они уже закреплены в законодательстве. Цель – уведомить иностранных  инвесторов.

Лишь те инвесторы, которые осуществляют приоритетные инвестиционные проекты, пользуются:

1) таможенные льготы в соответствии с законодательством РФ

2) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства России (это так называемая «дедушкина оговорка»).

Таможенные льготы заключаются в освобождении иностранного инвестора от уплаты таможенных платежей, НДС в отношении имущества, ввозимого в Россию в качестве инвестиции.

При этом иностранный  инвестор должен доказать, что 

1) те товары, которые он ввозит, не являются подакцизными

2) ввозимые товары относятся к основным производственным фондам

3) товары должны ввозиться в сроки, установленные законодательством России для формирования уставного или складочного капитала (Постановление Правительства № 833 от 23 июля 1996 года).

«Дедушкина оговорка» - в случае, если в России принимаются нормативные акты, которые приводят к увеличению налогов и платежей либо устанавливают запреты для деятельности иностранного инвестора, в связи с чем ухудшают положение инвесторов по сравнению с тем, которое существовало на дату начала финансирования инвестиционного проекта, то действие таких нормативных актов не применяется по отношению к инвестору в течение всего срока реализации инвестиционного проекта, но не более 7 лет с начала реализации инвестиционного проекта.

Оговорка называется «дедушкиной», т.к. применяется прежнее, старое право.

 

2. Правовой статус 

коммерческой организации  с иностранными инвестициями

 

Иностранный инвестор может создать  организацию по российскому праву (как правило, в форме общества с ограниченной ответственностью либо закрытого акционерного общества –  т.к. ими легче управлять).

Такие организации являются российскими юридическими лицами со стопроцентным участием иностранного капитала.

Кроме того, инвестор может создать  организацию вместе с российским лицом (часть уставного капитала должна быть уплачена российским лицом), а также может приобрести долю участия в уже созданном российском предприятии.

Т.е. во всех случаях речь идёт о  российских юридических лицах.

Ранее действующим законодательством  использовалась такая категория  как «совместное предприятие». Совместное предприятие признавалось самостоятельным видом юридического лица (т.е. организационно-правовой формой). Институт совместного предприятия прекратил своё существование с момента принятия части первой ГК РФ.

С момента, когда иностранный инвестор становится участником российской организации, такая организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Данная организация утрачивает статус с момента выхода иностранных инвесторов из состава участников. 

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» не устанавливает каких-либо формальных требований к размеру той доли, которую инвестор вкладывает в уставный капитал.

Однако гарантиями и льготами по закону пользуются лишь те коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых доля инвестора составляет не менее 10% (т.к. это рассматривается как прямая инвестиция).

 

 

 

 

 

  • коммерческие организации

с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов

  • коммерческие организации

с иностранными инвестициями, в которых  доля инвестора составляет не менее 25% 

 

 

 

пользуются «дедушкиной оговоркой»

 

 

Согласно ФЗ «Об иностранных  инвестициях в РФ» для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо предоставить следующие документы:

1) устав организации

2) документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его зарубежным банком

3) квитанция об уплате регистрационного сбора.

Регистрация осуществляется в налоговых  органах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Информация о работе Лекции по международному частному праву