Только ООН по решению Совета
Безопасности вправе применять решительные
и коллективные меры, предусмотренные
ее Уставом. Совет Безопасности в свою
очередь определяет наличие угрозы миру
или нарушения мира, прежде всего акта
агрессии
В то же время, согласно Уставу
ООН, государство может применять силу
против другого государства только в двух
случая (если не считать ст. 106 Устава ООН,
которая предусматривает третей случай
возможного применения силы) [31]. Прежде
всего это – коллективные меры, применяемые
по постановлению Совета Безопасности
для предотвращения или устранения угрозы
миру, подавления актов агрессии и других
нарушений мира. Это меры ООН. Что касается
использования силы одним государством
против другого вне рамок ООН, то в соответствии
с Уставом это может иметь место только
в случае индивидуальной или коллективной
самообороны [17, c. 584].
Самооборона представляет собой
применение силы одним государством в
ответ на вооруженное нападение со стороны
другого государства. Право на самооборону
носит естественный характер, самооборона
является условием продолжения существования
субъекта, а следовательно, и сообщества
в целом.
Правовой базой для применения
силы в порядке самообороны является ст.
51 Устава ООН: «Настоящий Устав ни в коей
мере не затрагивает неотъемлемого права
на индивидуальную или коллективную самооборону,
если произойдет вооруженное нападение
на члена Организации, до тех пор пока
Совет Безопасности не примет мер, необходимых
для поддержания международного мира
и безопасности. Меры, принятые членами
Организации при осуществлении этого
права на самооборону, должны быть немедленно
сообщены Совету Безопасности и никоим
образом не должны затрагивать полномочий
и ответственности Совета Безопасности,
в соответствии с настоящим Уставом, в
отношении предпринятия в любое время
таких действий, какие он сочтёт необходимым
для поддержания или восстановления международного
мира и безопасности» [31]. Право на самооборону
также закреплено в обычном праве.
Статья 51 Устава носит специальный
характер по отношению к обычной норме:
действия в порядке самообороны не исключают
противоправность деяния и международную
ответственности Данная обычная норма
охватывает ситуации отражения нападения,
осуществленного как государством, так
и другими субъектам, как общего, так и
локального характера. Предполагается,
что в качестве самообороны не могут рассматриваться
действия государства, препятствующего
иностранному государству осуществлять
принудительную юрисдикцию на своей территории.
Такие действия представляют собой нормальное
осуществление суверенитета: их цель состоит
не в том, чтобы отразить нападение, а в
том, чтобы не допустить конкуренции со
стороны иностранного государства. Помимо
прочего, это предполагает более ограниченное
применение силы.
Действия в порядке самообороны
должны соответствовать определенным
критериям, отраженным в обычном праве;
- Они должны быть необходимы
для отражения нападения;
- Они должны быть направлены
на отражение нападения;
- Они должны быть пропорциональны
нападению;
- Они должны прекращаться после
отражения нападения [29, с. 609-611].
В последнее время некоторые
западные ученые и государственные деятели
говорят о возможности использования
силы в международных отношениях без учета
положений Устава ООН. Речь при этом идет
о якобы существующих в международном
праве иных, помимо Устава ООН, источниках
правомочности применения силы. В случае
невыполнения Советом Безопасности своих
обязанностей по главе VII Устава и непринятия
мер в отношении поддержания международного
мира и безопасности предлагается считать,
что положения Устава в таких ситуациях
должны прекращать свое действие, а вместо
них следует применять общее международное
право, якобы позволяющее государствам
использовать силу. Представляется, что
подобного рода взгляды допускающие возможность
исключений в пользу применения государством
вооруженных сил помимо права на самооборону
или расширительно толкующие указанное
право, не обоснованы с точки зрения современного
международного права. Они призваны оправдать
законность односторонних шагов в нарушение
Устава ООН и произвольно сузить сферу
действия принципа неприменения силы
или угрозы силой в отношениях между государствами.
Одним из важных элементов всеобщей
системы коллективной безопасности является
мирное разрешение международных споров,
которое определяется гл. VI Устава ООН
«Мирное разрешение споров». В соответствии
с п. 1 ст. 33 Устава, стороны, участвующие
в любом споре, продолжение которого могло
бы угрожать поддержанию международного
мира и безопасности, должны прежде всего
стараться разрешить спор путем переговоров,
обследования, посредничества, примирения,
арбитража, судебного разбирательства,
обращения к региональным органам или
соглашениям или иными мирными средствами
по своему выбору [31].
Можно с уверенностью констатировать
тот факт, что на протяжении более чем
65 лет своего существования ООН вносила
решающий вклад в уменьшение или ослабление
угроз международной безопасности. Заслуживают
особого внимания операции ООН по поддержанию
мира. Их задача сводится к следующему:
- расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примерить;
- проверка соблюдения договоренности о прекращении
огня и разведение сторон;
- содействие поддержанию законности и правопорядка;
- защита гуманитарной деятельности
во время конфликта;
- наблюдение за ситуацией;
- превентивное развёртывание
сил в ситуации, когда операция начинается
до того, как разразился конфликт и т.п.
В зависимости от предстоящей
задачи операции по поддержанию мира могут
представлять собой миссии военных наблюдателей
и силы по поддержанию мира, включающие
контингенты войск, имеющие легкое оружие,
используемое только для самообороны.
В отличие от принудительных
мер, предпринимаемых Советом Безопасности
на основании гл. VII Устава, миротворчество
означает операции вооруженных сил:
- без применения оружия, за исключением
случаев самообороны;
- при согласии сторон в конфликте
на проведение такой операции;
- возглавляемые Генеральным
секретарем ООН, который по поручению
Совета Безопасности обращается к государствам-членам
ООН с просьбой о предоставлении военных
и других контингентов, оборудования и
т.д. в его распоряжение [18, c. 481].
Миротворческая деятельность
Организации Объединенных Наций постоянно
эволюционировала. Основная задача миротворческих
операций первого поколения заключалась
в осуществлении контроля за соблюдением
соглашений о перемирии между враждующими
государствами, за процессом выполнения
решений Совета Безопасности ООН, выводом
войск, патрулировании границ или демилитаризованных
зон, оказании гуманитарной помощи беженцам,
разминировании. Операции по поддержанию
мира нередко использовались в качестве
буфера для противоборствующих сторон.
Зачастую своим присутствием операции
поддержания мира способствовали созданию
самостоятельных политических институтов
(например, Кипр (Вооруженные силы ООН
по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК))
1974 г. – по настоящее время).
С конца 1980 гг. миротворческие
операции первого поколения стали исчезать
из практики. Это было вызвано тем, что
начиная с 1990-х гг. значительно возросло
количество и изменилась сама природа
конфликтов, с которыми сталкивается мировое
сообщество и ООН. Операции по поддержанию
мира, первоначально проводившиеся для
разрешения межгосударственных конфликтов,
все чаще стали применяться для урегулирования
внутригосударственных конфликтов и прекращения
гражданских войн. Такие конфликты характеризуется
полной дестабилизацией государственной
системы, политическим, экономическим
кризисом. В связи с изменением характера
вооруженных конфликтов проведение миротворческих
операций стало преследовать иные цели:
не только контроль за соблюдением перемирия,
но и оказание помощи в восстановлении
политической системы, государственных
структур.
Постепенно перед операциями
по поддержанию мира ставились новые миротворческие
задачи, такие, как превентивная дипломатия,
создание временной администрации для
управления районом в постконфликтный
период, обеспечение охраны при доставке
гуманитарной помощи и оказание помощи
в создании стабильных и безопасных условий
для осуществления усилий, направленных
на укрепление мира после завершения конфликта.
Для операций третьего поколения
характерно проведение их без согласия
правительства, предоставление Советом
Безопасности полномочий в случае необходимости
использовать силовые методы для обеспечения
своего мандата и создания стабильной
обстановки, либо против сторон, срывающих
выполнение соглашений [18, c. 482-484].
В круг задач операций ООН по
поддержанию мира входит также содействие
восстановлению и расширению основных
видов обслуживания населения, оживление
и поддержка зашедших в тупик мирных процессов
и содействие устранению первопричин
конфликта. Эти многоплановые задачи решаются
зачастую в нестабильных и небезопасных
условиях, когда миротворцам могут оказать
сопротивление стороны и вооруженные
группы, остающиеся за рамками официального
мирного процесса. Подобные инциденты
происходят во многих нынешних операциях
по поддержанию мира, в том числе в Демократической
Республике Конго, Ливане и Судане [20, c.
90].
В результате операции по поддержанию
мира стали не только многокомпонентными
по составу, но и многофункциональными
по характеру своей деятельности. Как
отмечал Генеральный секретарь ООН Б.-Б.
Гали (1992-1996 гг.) в своем Докладе «Повестка
дня для мира», получившем статус программного
документа ООН, характер операций по поддержанию
мира быстро эволюционирует. Сложившиеся
принципы и практика поддержания мира
быстро приспосабливаются к требованиям
времени, в то время как основные условия
успеха остаются неизменными:
- четкий и выполнимый мандат
операции;
- сотрудничество сторон в выполнении
этого мандата;
- последовательная поддержка
со стороны Совета Безопасности;
- готовность государств предоставить
необходимый военный, полицейский и гражданский
персонал, включая специалистов;
- эффективное руководство со
стороны ООН на уровне центральных учреждений
и на местах;
- надлежащая финансовая и материально-техническая
поддержка [21; 18, c. 485].
В большинстве случаев операции
ООН по поддержанию мира воспрепятствовали
эскалации региональных конфликтов и
внесли элемент стабильности в опасные
ситуации во многих регионах. Операциям
ООН по поддержанию мира была присуждена
Нобелевская премия мира за 1988 г.
Под разоружением традиционно
подразумевается комплекс мероприятий,
призванных уменьшить количество материальных
средств ведения войны. При этом разоружение
следует воспринимать как важнейшую гарантию
коллективной безопасности. Такие меры
предпринимаются государствами как индивидуально
(например, путем заключения двусторонних
договоров об ограничении или сокращении
вооружений, предоставления односторонних
гарантий о неприменении первым ядерного
оружия и т.п.), так и в рамках международных
организаций, наиболее авторитетной из
которых является ООН [18, c. 504].
Конечной стратегической целью
Организации Объединенных Наций является
«всеобщее и полное разоружение под эффективным
международным контролем». Механизм разоружения
в рамках ООН определен ее Уставом и последующими
резолюциями Генеральной Ассамблеи.
Согласно ст. 11 Устава ООН Генеральная
Ассамблея уполномочена «рассматривать
общие принципы сотрудничества в деле
поддержания международного мира и безопасности,
в том числе принципы, определяющие разоружение
и регулирование вооружений, и делать
в отношении этих принципов рекомендации
членам Организации и/или Совету Безопасности»
[31]. Из этого следует, что принцип разоружения
относится к общим принципам сотрудничества
в сфере поддержания международного мира
и безопасности.
На Совет Безопасности возложена
ответственность за формулирование при
помощи Военно-Штабного Комитета планов
создания системы регулирования вооружений
и возможного разоружения и предоставление
этих планов членам ООН (ст. 26, 47) [31].
Для достижения целей учреждена
Конференция по разоружению, функционирует
Первый комитет Генеральной Ассамблеи
ООН.
Конференция по разоружению
представляет собой международный форум,
в котором обсуждаются проблемы разоружения.
На конференции, в частности, были приняты
Конвенция о запрещении разработки, производства
и накопления запасов бактериологического
(биологического) оружия и о его уничтожении
1972 года и Конвенция о запрещении производства
и об уничтожении химического оружия 1993
года [20, c. 133].
В рамках Первого комитета Генеральной
Ассамблеи ООН рассматриваются вопросы
запрещения ядерных испытаний, прекращении
гонки вооружений и ядерного разоружения,
поощрения эффективного международного
сотрудничества, направленного на запрет
производства, хранения и распространения
оружия массового уничтожения.
В последние десятилетия особое
внимание уделяется различным аспектам
ограничения и сокращения ядерных вооружений.
Такой подход определяется пониманием
того, что главную угрозу международному
миру и безопасности представляет ядерный
конфликт. Другим аспектом подхода к ядерному
разоружению является предотвращение
распространения такого оружия. Резолюция
Совета Безопасности, принятая накануне
подписания Договора о нераспространении
ядерного оружия (в 1968 году), установила,
что агрессия с применением ядерного оружия
или угроза такой агрессии против государства,
не обладающего ядерным оружием, вызовут
немедленные действия со стороны Совета,
и прежде всего его постоянных членов
(пункт 1) [4].
Наряду с универсальной системой
коллективной безопасности Устав ООН
(гл.VIII) допускает возможность создания
региональных соглашений и органов для
разрешения вопросов, относящихся к поддержанию
мира и безопасности, при условии, что
такие региональные соглашения и органы
и их деятельность совместимы с целями
и принципами ООН (ст. 52) [31]. Целью региональных
соглашений или органов должно быть разрешение
только таких «вопросов, относящихся к
поддержанию международного мира и безопасности,
которые являются подходящими для региональных
действий, при условии, что такие соглашения
или органы и их деятельность совместимы
с Целями и Принципами Организации». Как
правило, региональные системы коллективной
безопасности создаются совместными усилиями
государств определенных регионов, юридически
оформлены договором, конкретное содержание
которого определяется государствами-участниками
на основании Устава ООН и других международно-правовых
документов. К их числу относятся региональные
системы коллективной безопасности в
рамках Организации Североатлантического
договора (НАТО), Содружества Независимых
Государств (СНГ), Лиги Арабских Государств
(ЛАГ), Организации Американских Государств
(ОАГ), Африканского Союза (АС) [18, c. 493].