ООН в системе обеспечения международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить место Организации Объединённых Наций в системе международной безопасности.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность международной безопасности;
определить основные направления деятельности Организации Объединённых Наций в сфере обеспечения безопасности;
сформировать систему органов Организации Объединённых Наций в области безопасности, определить полномочия и направления деятельности таких органов;

Файлы: 1 файл

готовый дплом.doc

— 135.37 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ООН

 

 

В сфере международной безопасности к концу XX века произошли определенные изменения. Она испытывает влияние новых процессов, которые развиваются в современном мире. Кардинально изменились характер и приоритетность угроз, с которыми ныне сталкивается и будет сталкиваться в ближайшем будущем мировое сообщество, изменилась география источников угроз международной безопасности. Если в прошлом безопасность, как правило, понималась главным образом как отсутствие конфликтов между государствами, то в настоящее время на первые места вышли получившие поистине планетарный размах общие для всех государств «новые» глобальные вызовы и угрозы международной безопасности, которые исходят как от негосударственных субъектов, так и от государств, носят взаимосвязанный характер и включают в себя нищету инфекционные болезни, ухудшение состояния окружающей среды, транснациональную организованную преступность, международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, внутренние вооруженные конфликты [12, пункты 17 23; 56, пункт 78]. Стоит отметить, что изменилась не только структура, но и сама суть понятия «международная безопасность». Если основой безопасности времен холодной войны было взаимное устрашение, то фундаментом новой системы коллективной безопасности должно стать восстановленное взаимное доверие. Справедливо отмечается о произошедшем определенном смещении приоритетов коллективной безопасности с отсутствия межгосударственных конфликтов на обеспечение прав человека.

Любые событие или процесс, которые ведут к массовой гибели людей или уменьшению шансов на выживание и ослабляют государства как базовые элементы международной системы, представляют собой угрозу международной безопасности. На сегодняшний день существует шесть блоков угроз, которыми мировое сообщество должно заниматься сейчас и в предстоящем будущем:

  • экономические и социальные угрозы, включая нищету, инфекционные болезни и экологическую деградацию;
  • межгосударственный конфликт;
  • внутренний конфликт, включая гражданскую войну, геноцид и другие массовые зверства;
  • ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;
  • терроризм;
  • транснациональная организованная преступность [17, c. 583].

На протяжении первых 60 лет своего существования Организация Объединенных Наций вносила решающий вклад в уменьшение или ослабление этих угроз международной безопасности. Хотя имели место крупные неудачи и недостатки, достигнутые успехи и внесенный вклад не были оценены в полной мере. Это дает надежду на то, что Организация сможет адаптироваться, с тем, чтобы успешно противостоять новым вызовам XXI века.

Несмотря на быстрые темпы развития человечества, проблема нищеты по-прежнему остаётся нерешённой. Контингентом, сильнее других страдающим от нищеты, является Африка. В то время как в 90-х годах число людей, страдающих от недоедания, во всём мире уменьшилось, в Африке число таких людей увеличилось. Когда нищета добавляется к этническому или региональному неравенству, обиды и жалобы, которые служат питательной средой для гражданского насилия, усугубляются. Не доводя до войны, сочетание резкого увеличения доли молодежи среди населения и роста нищеты, темпов урбанизации и безработицы привело к усилению группового насилия во многих городах развивающегося мира. Одна из женщин, участвовавших в консультациях, которые Группа проводила с представителями организаций гражданского общества в Африке, с горечью спросила: «Как же мы допустили, чтобы молодежь, которая должна быть нашим самым ценным достоянием, стала угрозой нашей безопасности?» (пункт 45) [12].

Последние десятилетия ознаменовались появлением новых  инфекционных болезней, возвращения старых болезней и усиливающейся невосприимчивостью к растущему числу основных антибиотиков. Недавние вспышки вируса Эбола, специального лечения или вакцины против которого до сих пор не существует, Бубонной чумы свидетельствуют о резком ослаблении потенциала здравоохранения на местном и глобальном уровнях.

В соответствии с пунктом 145 доклада Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам терроризм наносит удар по ценностям, которые лежат в основе Устава Организации Объединенных Наций: уважение прав человека; верховенство права; правила ведения войны, защищающие гражданское население; терпимость между народами и странами; и мирное урегулирование конфликтов [12].

Международные террористические группы используют слабые государства в качестве убежища. Производимая им вербовка облегчается обидами, порожденными нищетой иностранной оккупацией, нарушениями прав человека, отсутствием демократии, религиозной нетерпимостью, другими формами нетерпимости и гражданскими беспорядками – все это образует грубые нарушения международных принципов и норм. В последние годы террористы смогли финансировать свою деятельность и перебрасывать крупные денежные суммы благодаря своему доступу к таким ценным товарам, как наркотики, в странах, охваченных войной. В противовес этому Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, в которой обратила внимание на то, чтобы каждое государство-участник принимало в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые финансовые средства, используемые или выделенные в целях совершения террористических актов или других преступлений [17, c. 585-586].

Что же касается транснациональной организованной преступности, то она создает питательную почву для многих из серьезных угроз международному миру и безопасности. Противодействие организованной преступности – один из наиболее злободневных вопросов современности. Тревожные тенденции роста криминализации общества и острота новых вызовов международного терроризма влияют не только на состояние национальной безопасности того или иного государства, но и создает серьезную угрозу международной безопасности в целом. Коррупция, незаконная торговля и отмывание денег ослабляют государство, препятствуют экономическому росту и подрывают демократию. Таким образом, такая деятельность создает питательную среду для гражданского конфликта. На наш взгляд, особую озабоченность вызывает перспектива того, что организованные преступные группы могут обеспечить доступ террористов к ядерному, радиологическому, химическому или биологическому оружию. Рост наркоторговли является одной из причин быстрого распространения ВИЧ/СПИДа, особенно в Восточной Европе и в некоторых странах Азии. Кроме того, организованная преступная деятельность подрывает миротворческие усилия и в свою очередь подпитывает многие гражданские войны стрелковым оружием, военным снаряжением и боевой техникой.

Предполагается, что ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может лишь своими усилиями оградить себя от современных угроз. На наш взгляд, каждому государству для обеспечения своей безопасности необходимо, чтобы другие государства сотрудничали с ним. Считаем, что на наш взгляд интересам каждого государства должно способствовать сотрудничество с другими государствами в деле борьбы с самими опасными угрозами, поскольку такое поведение государства повышает шансы того, что другие государства на взаимообразной основе будут сотрудничать, когда над каким-то государством нависнет серьезная угроз. Для активной борьбы с терроризмом и организованной преступностью государства обязаны сотрудничать, с тем, чтобы пресекать отмывание денег, наркоторговлю, торговли людьми и коррупцию. Думается, что эффективность международных усилий по решению рассматриваемой проблемы будет такой, какова их эффективность в самом слабом звене. Неэффективные учреждения в системе коллективной безопасности снижают уровень безопасности каждого региона и государства в частности.

Считаем, что самая надежная защита от возможного применения ядерного, химического или биологическою оружия террористами предполагает установление контроля за опасными материалами, пресечение деятельности и арест террористов и устранение более широких угроз, повышающих риск террористических актов. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что гражданская война, болезни и нищета повышают вероятность краха государства и содействуют росту организованной преступности, что в свою очередь увеличивает угрозу терроризма и распространения вследствие слабости государства и недостаточной коллективной способности обеспечивать верховенство права. Для предотвращения террористических актов, влекущих за собой массовые жертвы, необходима глубокая приверженность укреплению систем коллективной безопасности, борьбе с нищетой и терроризмом, уменьшению бед, вызванных войной, борьбе с распространением инфекционных заболеваний и с организованной преступностью.

Возвращаясь к вопросу  применения ядерного оружия, необходимо отметить, что любое применение ядерного оружия – непреднамеренное или умышленное – может привести к катастрофическим человеческим жертвам и экономическим потерям. Предотвращение распространения этого вида оружия, а также его возможного применения либо государствами, либо негосударственными субъектами должно оставаться одной из самых приоритетных задач системы коллективной безопасности [17, c. 586].

Главная задача Организации Объединенных Наций и ее членов заключается в обеспечении того, чтобы из всех угроз, входящих в вышеуказанные категории, те угрозы, которые являются отдаленными, не стали непосредственными, а те угрозы, которые носят непосредственный характер, не вызвали реальных разрушительных последствий. Это требует выработки рамок превентивной деятельности, которые охватывали бы все эти угрозы во всех аспектах, в которых они с наибольшей силой проявляются в различных районах мира. И прежде всего это потребует принятия руководителями на национальном и международном уровнях своевременных, решительных и коллективных мер по противодействию всем этим угрозам – от ВИЧ/СПИДа до ядерного терроризма – до того, как они вызовут самые опустошительные последствия [17, c. 584].

Происходящие в мире изменения требуют выработки надлежащих стандартов поведения государств в международных отношениях, соответствующих принципам международного права, в том числе и в вопросах обеспечения коллективной безопасности. При этом большинство вызовов и угроз международному миру и безопасности, с которыми сталкивается в последнее время международное сообщество, требует для своего решения иных подходов. На передний план выходят политические и другие невоенные средства обеспечения безопасности. Применение вооруженной силы в настоящее время не играет основополагающего значения для обеспечения коллективной безопасности. Безопасность становится все более взаимосвязанной с процессом устойчивого развития.

Мировое сообщество должно добиться нового понимания международной системы коллективной безопасности. По мнению А.Д.Ротфельда, «коллективная безопасность – самая подходящая, отвечающая современным требованиям концепция для решения сложных проблем будущего» [23, с. 60]. Д.Гудби (США) отмечает, что «коллективная безопасность должна стать доминирующей формой применения силы для поддержания мира» [7, с. 243-249]. Следует согласиться с А.Дж.К.Бейлс (Великобритания), которая считает; что «ООН имеет все данные, чтобы ответить на вызовы в области безопасности, возникшие в XX и XXI вв., благодаря универсальному членству, возможностям и легитимности в выработке правил, распространяющихся на разные континенты и культуры, многофункциональной компетентности и способности работать через свои агентства, со всеми категориями негосударственных и государственных игроков» [2, с. 31].

На наш взгляд, мы не должны недооценивать трудности достижения нового согласия относительно содержания и функций системы коллективной безопасности. Думается, что многие сочтут, что какая-то из указанных угроз или многие из таких угроз на самом деле не ставят под угрозу международный мир и безопасность. В то же время некоторые руководители государств, политики, ученые полагают, что терроризм или иная агрессия угрожает некоторым государствам, но не всем, гражданские войны являются гуманитарной трагедией, но вовсе не проблемой международной безопасности, а нищета – это проблема развития, а не безопасности.

Разница в степени влияния богатства на географические различия действительно определяют наше понимание того, что создает наибольшую угрозу для нашего выживания и благосостояния. Разница в подходах приводит к тому, что мы игнорируем факты, которые воспринимаются другими как самые серьезные угрозы для их выживания. В то же время многие граждане государств – считают, что сегодняшняя «система коллективной безопасности» это всего лишь система защиты интересов богатых и сильных. Думается, что такие воззрения в значительной степени затрудняют построение системы коллективной безопасности в наши дни. Если говорить откровенно, то без взаимного признания угроз не может быть системы коллективной безопасности.

Действительно, все вызовы и угрозы глубоко взаимосвязаны и становятся все сложнее с каждым днем. Для обеспечения безопасности нашего и будущих поколений в этой постоянно меняющейся реальности и для уменьшения возрастающих вызовов безопасности мировому сообществу потребуются совершенно новые формы взаимодействия, основанные на международном праве.

В наступившем XXI в. надежная безопасность может быть только всеобщей и всеобъемлющей. Такая безопасность должна охватить все государства и регионы, а также учитывать все факторы, воздействующие на международную систему: военные, политические, экономические, экологические, гуманитарные. Безопасность сегодня неделима. Создание всеобъемлющей системы международной безопасности следует рассматривать как многогранную и глобальную задачу. Генеральный секретарь ООН в Записках пятьдесят девятой сессии пункт 55 повестки дня «Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия» отметил, что «особо важное значение имеет настойчивое требование Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам о том, чтобы мы осознали взаимосвязанный характер современных угроз нашей безопасности. Мы не можем рассматривать обособленно такие проблемы, как терроризм, или гражданские войны, или крайняя нищета. Эта взаимосвязанность оказывает глубокое воздействие. Наши стратегии должны носить всеобъемлющий характер. Наши институты должны выйти за рамки узковедомственных интересов и научиться работать над всем спектром проблем согласованным образом» (пункт 5) [12].

Информация о работе ООН в системе обеспечения международной безопасности